Статья:

Общество риска: тупики и проблемы

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(111)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Кузнецов В.Е. Общество риска: тупики и проблемы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 18(111). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/111/71125 (дата обращения: 13.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Общество риска: тупики и проблемы

Кузнецов Валерий Евгеньевич
студент, Ульяновский государственный технический университет РФ, г. Ульяновск

 

RISK SOCIETY: IMPASSES AND PROBLEMS

 

Valery Kuznetsov

Student, Ulyanovsk State Technical University, Russia, Ulyanovsk

 

Аннотация. В статье проанализировано понятие «общество риска» как философская концепция эпохи модерна. Особое внимание уделено человеку и его идентичности в условиях общества риска. Рассмотрена теория «мирового общества риска» социолога У. Бека.

Abstract. The article analyzes the concept of “risk society” as a philosophical concept of the modern era. Particular attention is paid to the person and his identity in a risk society. The theory of “world risk society” by Ulrich Beck is considered.

 

Ключевые слова: общество риска, рискогенность, У. Бек, индустриализация, российское общество риска.

Keywords: risk society, riskogenicity, Ulrich Beck, industrialization, russian risk society.

 

В условиях молниеносных темпов технического развития, начавшихся в индустриализацию, активного покорения природы человеком, ее интегрирования в производственную сферу – современное общество характеризуется как «общество риска». Покорив природу и подчинив ее требованиям современной цивилизации, человек оказался беззащитен перед лицом ее опасностей. Признавая разрушительную силу природных катаклизмов, значит признать несостоятельность технических сил перед силами природными. «Продолжение жизни и признание опасности вступают в противоречие друг с другом», – пишет У. Бек в работе «Общество риска. На пути к другому модерну» [1; 1].

Философы последних десятилетий все чаще обращаются к вопросам осмысления активно меняющегося социума и человека в нем. Поскольку тенденции развития современного общества многообразны, каждый исследователь приводит свою характеристику: в одних случаях нынешнее общество трактуется как информационное; в других – как постиндустриальное; в-третьих– как массовое. К примеру, У. Бек в своей теории «мирового обществариска» объясняет, что человечество еще не вступило в постиндустриальную фазу развития, находясь в промежуточном звене – «обществе риска» [2; 47]. Фактически, общество риска уместно рассматривать как вид индустриального общества, поскольку оносодержит в себе угрозы, вызванные индустриальным развитием. Наблюдается повторяющаяся тенденция: точно так же, как индустриализация разрушила феодальное общество, породив новую эпоху, нынешний прогресс сменяет индустриальную эру, заставляя общество перейти нановый этап своего развития. Модернизация, вступив в конфликт с индустриальным обществом, рефлексивна, т.е является проблемой для самой себя.Происходящий процесс индивидуализации, в результате которого индивид мыслит себя как отдельную ячейку общества, подрывает концепцию индустриального общества, в основе которого лежат формы класса и семьи. Таким образом, общество, технически находясь на индустриальном этапе развития, избавляется от классовой зависимости, характерной для индустриализации, – общество переживает переходный этап, находясь на распутье. У. Беком жизнь современного общества мыслится как временный, переходный этап, впереди которого – неизвестность: «Общество риска подразумевает, что прошлое теряет свою детерминирующую силу для современности. На его место — как причина нынешней жизни и деятельности — приходит будущее, т. е. нечто несуществующее, конструируемое, вымышленное. Когда мы говорим о рисках, мы спорим о чем-то, чего нет, но что могло бы произойти, если сейчас немедленно не переложить руль в противоположном направлении» [3; 175-176]. Если главнымивопросами, сопровождавшими общество в эпоху индустриализации начала XX в.,быливопросы накопления средств и их распределения, то сегодня, с учетом множества техногенных катастроф, перед обществом ставится вопрос предотвращения риска возникновения новых трагедий. Главной целью общества риска становится безопасность. По У. Беку, «место общности нужды занимает общность страха» [4; 15].

Неопределенность, в настоящий момент сложившаяся в обществе, требует от человека вполне конкретных и определенных действий. Человек, функционирующий в обществе риска, должен обладать достаточным уровнем профессионализма. Риск, равно как и конкуренция в индустриальную эпоху, выступает фактором совершенствования и самоутверждения человека. Кроме того, возрастает масштаб проблем, которые человек должен преодолеть, – они приобретают глобальный уровень. В сегодняшнем мире, пожалуй, не существует вида деятельности, который бы не был так или иначе связан с риском. Сегодня невозможно принять решение, которое не будет нести те или иные риски. Тем самым, риск в нынешнем обществе выступает социальной категорией: «Риск предполагает индустриальные, т. е. техноэкономические, решения и оценки полезности. От "военного ущерба" он отличается своим нормативным рождением, или, точнее, мирным происхождением в мировых центрах рациональности и процветанием под сенью закона и порядка. От доиндустриальных природных бедствий риск отличается тем, что его истоки надо искать в решениях, которые принимаются не индивидами, но целыми организациями и политическими группами»[5; 162]. Общество риска формирует людей с высокой социальной активностью и готовностью включения в постоянно меняющийся мир, благодаря своей рискогенной, зачастую опасной, среде. В зависимости от скорости принятия решений в экстренной ситуации, готовности рисковать, хладнокровия, человек идентифицируется как включенный в общество риска. Мораль как главный общественный регулятор также претерпевает определенные изменения. На место этических императивов приходят нормативы. Как пишет У. Бек: «"Исчисление рисков" является связующим звеном между естественными, техническими и общественными науками <…>. Вдобавок оно допускает что-то вроде "технологической морализации", которая больше не нуждается в непосредственном применении моральных и этических императивов. Например, при определенном уровне загрязнения воздуха место "категорического императива" занимают показатели смертности. Применительно к подобным случаям можно сказать, что исчисление рисков – это пример своеобразной этики без морали, математической этики технологического века» [6; 163].

Сегодняшнее общество подошло к той черте, когда риск является нормой. В частности, можно выделить несколько факторов российского общества риска:

  1. медленные темпы модернизации;
  2. высокий уровень социального расслоения среди населения;
  3. отсутствие единой идеологической составляющей;
  4. внешнеполитические разногласия и угрозы

Однако Россия, находясь в «обществе риска», не проявляет полной несостоятельности. Напротив, Россия находится на высоком уровне в плане предупреждения и предотвращения катастроф техногенного характера, обладая достаточной технологической базой. В целом, российское общество является наглядным примером общества риска. Не вступив в этап постиндустриального развития, Россия переживает времена внутренних и внешних угроз, каждая из которых требует немедленного разрешения.

Историческая память российского общества хранит ужасы Отечественной войны, техногенные катастрофы, теракты, поэтому вступление в эпоху «общества риска» является для России очередным вызовом. Быстрое возникновение и широкое распространение различных рисков сегодня является не беспрецедентным событием, а нормой жизни. Сопровождающее чувство опасности, постоянная готовность мобилизации личных и общественных сил в настоящее время носит обязательный характер. Несмотря на постоянный тонус, риски несут собой потери для общества – истощение физических, интеллектуальных и материальных ресурсов общества. Поэтому главным инструментом достижения общественного блага в «обществе риска» является снижения уровня опасности. Понимание процессов, связанных с риском и опасностью, является не только сугубо общественной, но и философской, в частности, онтологической необходимостью. Основополагающий характер бытия в обществе риска встает на первый план, тем самым повышается его ценность.

 

Список литературы:
1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну/ Бек У. – М.: Прогресс-Традиция– 2000. – С. 1
2. Афанасьева Д.А. Российское общество риска: современный концепт/ Д.А. Афанасьева // Власть – 2018. – №7. С. 47
3. Бек У. Что такое глобализация?/ Бек У. – М.: Прогресс-Традиция – 2001. – С. 175-176
4. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну/ Бек У. – М.: Прогресс-Традиция – 2000. – С. 15
5. Бек У. От индустриального общества к обществу риска/ У. Бек // Тезис – 1999. – С. 162
6. Бек У. От индустриального общества к обществу риска/ У. Бек // Тезис – 1999. – С. 163