Статья:

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНЖЕНЕРА: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ЯВЛЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(265)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Омельянский Д.С. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНЖЕНЕРА: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ЯВЛЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 42(265). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/265/133954 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНЖЕНЕРА: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ЯВЛЕНИЯ

Омельянский Дмитрий Сергеевич
магистрант, Казанский государственный энергетический университет, РФ, г. Казань
Федорова Жанна Викторовна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Казанский государственный энергетический университет, РФ, г. Казань

 

Аннотация. Работа посвящена философскому анализу проблемы социальной ответственности. Разъяснены ключевые концепции, выдвинутые философами различных эпох: Кантом, Ясперсом, Аристотелем и Йонасом. Рассмотрено понятие социальной ответственности инженера и его этические аспекты.

Ответственность как базовая дефиниция этики представляет собой сложное явление, которое находит отражение в работах философов различных эпох.

Одним из первых исследовал философские проблемы ответственности Аристотель, который в своей этической концепции подчеркивал важность воспитания характера, что влияет на поведение человека и, следовательно, на его ответственность перед собой и обществом.

Через призму классических философских концепций анализ понятия ответственности был предложен Иммануилом Кантом. Этика долга, предложенная им, подразумевает, что ответственность вытекает из морального долга, который индивид должен исполнять.

Франкфуртская школа, в частности Ганс Йонас, предлагает экологическую перспективу ответственности. В трудах Йонаса подчеркивается не только ответственность перед текущими поколениями, но и перед будущими, включая сохранение природы [4].

 

Понятие утопической ответственности, введенное немецким философом-экзистенциалистом Карлом Ясперсом, предполагает готовность индивида брать на себя ответственность за свои поступки в силу свободы выбора.

Философский анализ понятия профессиональной ответственности в контексте инженерной деятельности несет моральные и этические аспекты. Профессиональная ответственность требует развития характера и приобретения добродетелей, как подчеркивал в эпоху античности Аристотель. Часто именно этические рамки определяют, как инженеры принимают решения, соблюдают нормы и взаимодействуют с интересующими сторонами.

Профессиональная этика как неотъемлемая часть инженерной деятельности, играет ключевую роль в формировании и поддержании профессиональной ответственности. Определение профессиональной этики включает систему ценностей, принципов и норм поведения.

Проблемы социальной ответственности инженеров заключаются в следующем. Во-первых, неясно, в рамках каких учебных дисциплин следует формировать представление об ответственности инженера. Различия в подходах между техническими и гуманитарными дисциплинами приводят к сужению или расширению понятия социальной ответственности.

Во-вторых, понятие социальной ответственности абстрагируется от конкретной реальности и воспринимается как репродуктивное знание. Отсутствие осознанности на личностном уровне и недостаток творческой активности студентов ослабляют эффективность формирования ответственности [3].

Абстрагирование от конкретной реальности может привести к подмене понятий. Социальная ответственность может восприниматься инженерами как ответственность перед ограниченной частью общества (например, работодателем), что может противоречить общественным интересам.

Поэтому подмена понятия социальной ответственности ответственностью перед фирмой или работодателем возвращает к проблеме аксиологических ориентиров технического образования. Важно строить образование на основе фундаментальных гуманистических ценностей [2].

Отметим и нивелирование нравственных ценностей в инженерной этике. Необходимость гармоничного взаимодействия между человеком, техникой и природой на основе общечеловеческих норм и ценностей подчеркивает важность духовности и нравственности в формировании социальной ответственности инженеров.

Для формирования и развития социальной ответственности инженера в вузе можно предложить комплексную методику, включающую следующую несколько этапов: 

– внедрение специальных курсов по этике и социальной ответственности в области инженерии, интеграцию тем социальной ответственности в учебные дисциплины по техническим специальностям;

– организация проектов, ориентированных на решение социальных проблем или улучшение общественного благосостояния, включение в учебные проекты элементов, связанных с учетом социальных и этических аспектов;

– проведение семинаров и тренингов по развитию межличностных навыков, коммуникации и решению этических дилемм, обсуждение кейсов, связанных с социальной ответственностью, для развития аналитических и моральных компетенций;

– проведение исследований в области социальной ответственности в инженерии, например, анализ эффективности технологий с точки зрения их воздействия на общество;

– назначение опытных руководителей, которые могут ориентировать студентов в вопросах этики и социальной ответственности, организация встреч и дискуссий с успешными инженерами, акцентированными на социальной ответственности;

– введение в систему оценки критериев, связанных с социальной ответственностью, предоставление обратной связи по поведенческим и этическим аспектам в рамках проектов и учебных мероприятий [1].

Эти методы могут взаимодействовать и дополнять друг друга, обеспечивая комплексный подход к формированию социальной ответственности инженеров в университетской среде.

Философский анализ ответственности позволяет понять ее многогранный характер. Моральный долг, свободный выбор, экологическая перспектива – каждая концепция добавляет новую интерпретацию. В контексте инженерии профессиональная ответственность становится своего рода балансом между долгом, этикой и социальной значимостью. Проблемы в формировании социальной ответственности инженеров требуют комплексного подхода, включающего обучение, проектную деятельность и практическое применение этических норм.

 

Список литературы:
1. Артюхович Ю.В. Аксиологическая методика совершенствования инженерного образования // Образованието и науката на XXI век – 2012: Материали за VIII международна научна практична конференция 17-25 октомври 2012. Т. 27. Педагогически науки. – София: Бял ГРАД-БГ ООД, 2012. – С. 59–62.
2. Артюхович Ю.В. Аксиосфера базового маргинала. Ценностный мир «среднего» россиянина в философском осмыслении: Монография. – Волгоград: ГУ Издатель, 2009. – 116 с.
3. Герасимов С.И. Модель универсальных компетенций профессионального инженера // Инженерное образование. – 2010. – Вып. 6. – С. 18–25.
4. Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации.– М.: Айрис-пресс, 2004. – 480 с.