Статья:

ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(306)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Новичкова А.А. ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 39(306). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/306/156052 (дата обращения: 22.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Новичкова Анфиса Алексеевна
студент, Ульяновский государственный технический университет, РФ, г. Ульяновск
Волков Михаил Павлович
научный руководитель, проф., д-р. филос. наук, Ульяновский государственный технический университет, РФ, г. Ульяновск

 

Аннотация. Статья рассматривает эволюцию понимания творчества в истории философии, начиная от античных представлений и заканчивая современными теориями. Анализируется взаимосвязь творчества с такими понятиями, как гений, вдохновение, воображение, исследуются различные подходы к определению сущности творческого процесса

 

Ключевые слова: творчество, философия, гений, вдохновение, воображение, искусство, наука, мимесис, поэзис, экзистенциализм, постмодернизм.

 

Понятие творчества[1] занимает центральное место в философской антропологии, поскольку затрагивает фундаментальные вопросы о природе человека, его месте в мире и способах взаимодействия с реальностью [4, с. 68]. Проследить эволюцию понимания творчества в истории философии – значит проследить эволюцию представлений о человеке и его потенциале.

Творчество связывается в нашем сознании в первую очередь с искусством. Платон, в своих диалогах, таких как «Государство» и «Ион» [1, с. 21], рассматривал искусство как «мимесис», то есть как подражание видимой реальности. Эта реальность, в свою очередь, является лишь тенью истинного мира Идей. Таким образом, искусство оказывалось удалённым от истины на два шага: сначала подражание видимым вещам, затем подражание этим подражаниям. Платон считал, что искусство возбуждает эмоции и не способствует познанию истины, поэтому относился к нему с некоторой настороженностью. Платоновская критика искусства основывалась на его онтологии. Поскольку искусство копирует несовершенную реальность, оно ещё дальше отстоит от идеального мира, являясь лишь иллюзией. Это подражание, по мнению Платона, может ввести в заблуждение и отдалить от постижения истины.

Аристотель, ученик Платона, уточнил понятие мимесиса. Он видел в искусстве не просто слепое копирование, но и способ познания мира, посредством которого художник передает свои наблюдения и чувства [2, с. 12]. Мимесис для Аристотеля – это осмысленное подражание действительности, и художник в процессе творения совершает некий акт познания. Поэзис у Аристотеля связан с процессом создания, генерации чего-то нового. Это не просто копирование, а конструирование реальности, создание несуществующего прежде. Художник в этом процессе не просто отражает действительность, а преобразует ее, вкладывая в произведение свои мысли и чувства.

Несмотря на различия, мимесис и поэзис не исключают друг друга. Даже в "чистом" поэзисе есть элемент подражания – подражания внутреннему миру художника, его чувствам и переживаниям. Искусство всегда находится в диалоге с реальностью, будь то подражание объективной реальности или создание нового, проистекающего из глубин человеческой психики. Дискуссия о мимесисе и поэзисе стала отправной точкой для многочисленных философских размышлений о природе искусства и творчества. Эти понятия продолжают быть актуальными и сегодня, используясь для анализа современного искусства и понимания его роли в жизни общества.

В Средневековье, под сильным влиянием христианского богословия, понимание творчества кардинально отличалось от античных и последующих эпох. Творчество рассматривалось прежде всего, как проявление божественной воли и участия в божественном замысле. Человек, будучи созданием Божьим, мог лишь частично участвовать в творческом акте, получая вдохновение и способности от высшей силы. Бог, как создатель Вселенной и всего сущего, являлся абсолютным творцом. Все творения, включая человека, были результатом божественного акта сотворения. Человеческое творчество, следовательно, рассматривалось как отражение или имитация божественного творения, а не как создание чего-то совершенно нового "из ничего".

Творчество в Средние века, практически во всех его проявлениях, имело ярко выраженную религиозную направленность. Произведения искусства, литература, музыка – все служило прославлению Бога, иллюстрацией библейских сюжетов, назиданию верующих. Даже светские жанры часто несли в себе скрытый религиозный подтекст, проповедуя моральные ценности и подчеркивая божественное присутствие в мире. Средневековое искусство часто использовало символы и аллегории для передачи религиозных идей. Художественные произведения не стремились к реалистичному изображению, а использовали условные формы и символические образы для передачи глубинных религиозных смыслов. Творчество, таким образом, выступало как средство передачи и интерпретации священных текстов и догматов.

Возрождение, с его антропоцентризмом и переосмыслением античного наследия, привело к появлению культа гения. Гений воспринимался как исключительная одаренность, божественный дар, позволяющий создавать шедевры, недоступные обычным людям. Это не просто талант, а нечто сверхъестественное, почти мистическое. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль – яркие примеры "универсальных людей" Возрождения, воплощавших идеал гения, способного к творчеству в самых разных областях. В центре внимания оказывается индивидуальность творца и его уникальный стиль. Искусство становится выражением гениальной личности, её внутреннего мира и видения.

Просвещение, с его верой в разум и опыт, внесло существенные коррективы в понимание гения. Рационалисты стремились объяснить творческий процесс, используя логические и эмпирические методы. Вдохновение, ранее воспринимавшееся как божественное озарение, теперь пытались объяснить через психологические процессы, обращая внимание на роль обучения, тренировки и осознанного труда. Творчество стало рассматриваться как результат целенаправленной деятельности, основанной на знаниях и опыте. Эмпиристы, такие как Локк, подчёркивали роль чувственного опыта в формировании творческих способностей.

Хотя Просвещение стремилось к рационализации творчества, концепция гения не исчезла полностью. Она продолжала существовать параллельно с рационалистическим подходом, что порождало некоторую напряженность. Просвещение не отрицало наличие исключительных талантов, но стремилось объяснить их происхождение не мистикой, а естественными причинами. В итоге, просветительское мышление пыталось найти баланс между врожденными способностями и приобретёнными знаниями, между вдохновением и расчётом, что стало важной вехой в понимании творчества.

Экзистенциалисты, такие как Жан-Поль Сартр и Альбер Камю, поставили в центр своего внимания существование человека и его свободу. Творчество для них – это не просто создание художественных произведений, а фундаментальный аспект человеческого бытия. Человек, по Сартру, «обречён на свободу», и творчество становится одним из способов самоопределения, самосозидания и утверждения своей индивидуальности в абсурдном мире. Постмодернизм, начиная с работ таких авторов, как Жак Деррида, Мишель Фуко и Жан-Франсуа Лиотар [3, с. 17], подверг критике метанарративы и универсальные истины, в том числе и в области искусства. Традиционные представления о гении, оригинальности и авторе были деконструированы. Постмодернисты акцентировали внимание на роли культуры, социальных контекстов и влияния других произведений искусства на творческий процесс.

И экзистенциализм, и постмодернизм, по-своему, радикализировали подход к творчеству. Экзистенциалисты подчеркнули свободу и субъективность творца, тогда как постмодернисты поставили под сомнение саму идею авторства и оригинальности. Однако оба направления сходятся в том, что творчество – это не просто отражение реальности, а активное её конструирование, осмысление и переосмысление. Вместе они внесли значительный вклад в современное понимание творческого процесса, предложив новые, сложные и многогранные подходы к исследованию этого феномена.

 

Список литературы:
1. Платон. Собр. соч. в 4-х т. / Под ред. А. Ф. Лосева. — М.: Наука, 1990-1994. (Диалоги: «Государство», «Ион», «Федр» и др.)
2. Аристотель. Поэтика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. — М.: Мысль, 1984.
3. Жан-Поль Сартр. Бытие и ничто, Альбер Камю. Миф о Сизифе, Жан-Поль Сартр. Экзистенциализм – это гуманизм, Мишель Фуко. Слова и вещи, Мишель Фуко. Археология знания, Жак Деррида. О грамматологии, Ролан Барт. Смерть автора, Жан-Франсуа Лиотар. Постмодернистское состояние.
4. Повилайтис, А. В. Современные философские проблемы творчества // Общество: философия, история, культура. — 2019. — № 8 (64).
 

[1] ТВОРЧЕСТВО – категория философии, психологии и культурологии, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции.