Статья:

Смысл понятия «неопределенность» с точки зрения философии

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(115)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Ивашечкина М.Е. Смысл понятия «неопределенность» с точки зрения философии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 22(115). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/115/73994 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Смысл понятия «неопределенность» с точки зрения философии

Ивашечкина Мария Евгеньевна
студент Ульяновского государственного технического университета, РФ, г. Ульяновск

 

Категория неопределенности, возникнув сначала в лоне философии, затем стала широко использоваться в частных науках (в основном, в термодинамике, в атомной физике), а в последние десятилетия – в биологии, кибернетике, логических и социологических исследованиях. В связи с этим понятие неопределенности квалифицируется как общенаучное. Однако дальнейшее развитие философских исследований (например, некоторых гносеологических и логических 89 проблем) не может обойти стороной понятие неопределенности, оно начинает приобретать статус логико-философской категории.

Уже у Аристотеля [1,с.183] мы встречаем проблему неопределенных суждений, [ 2, с.82] которая в дальнейшем будет исследоваться другими философами и логиками (например, А.Н. Васильевым [3,с.66] ).

Ф. Бэкон [4,с.135] отмечал факт существования неопределенных понятий. На наличие в человеческом мышлении и языке неопределенных идей (т.е. представлений, понятий, суждений) указывал Лейбниц [5,с.182-183].

Оба философа в духе рационалистической традиции Нового времени видели одну из задач человеческого познания в устранении неясных, расплывчатых понятий и установлении строгих дефиниций: "…понятия плохо отвлечены от впечатлений, чувств, неопределенны и запутаны, тогда как должны быть определенными и хорошо разграниченными" [6, с.158].

Гегель берет неопределенное или чистое бытие в качестве первого начала. Неопределенное представляется Гегелем как чистая мысль в отрыве от материи и движения.

В логико-гносеологическом плане философ характеризует неопределенность как лишенность каких-либо дефиниций, "непосредственность отсутствия определений" [7,с.218]. В плане онтологическом неопределенность характеризуется им как нерасчлененность, необособленность, отсутствие резких граней, различий.

Гениальной является мысль Гегеля о том, что первоначальное понятие, идея наиболее неопределенна, а "более определенное уже есть позднейшее явление" [7, с.306]. Эту идею впоследствии развил Маркс, начав исследование товарно-денежных отношений при капитализме с наиболее "тощей", бедной определениями абстракции – товара.

Процесс развития идеи, отражающий в общих чертах реальный исторический процесс, начинается, по Гегелю, с такого наименее определенного понятия. В дальнейшем процесс познания вдет как процесс развития определений к наиболее развитым и богатым понятиям. В качестве примера Гегель рассматривает историю развития философских учений: ранние философские системы "являются наиболее скудными и абстрактными; идея в них наименее определенна" [7, с.307]; позднейшая философия наиболее богата определениями, развита и глубока. Однако Гегель заблуждался, полагая, что развитие понятий имеет абсолютный предел и исключает в конечном итоге их неопределенность. Такая позиция отразила противоречивость всей гегелевской философии: согласно его методу, достижение более высокой ступени развития в познании далеко не всегда означает достижения полностью однозначного, жестко определенного знания; согласно же необходимости завершить систему своей философии Гегель ограничивает процесс познания достижением строго определенной абсолютной истины.

Таким образом, историко-философское изучение категории неопределенности способствует пониманию современных научных проблем, социальных процессов. Предвидению и анализу будущих событий, безусловно, присуща конкретная степень неопределенности. Неопределенностные ситуации характеризуются выбором некоторого элемента (альтернативы) из данного множества. При увеличении числа элементов множества (альтернатив) неопределенность возрастает. Подобная неопределенность, субъективно понимаемая как неизвестность, может быть снята (однако не всегда) в прогнозировании.

Современное научное мышление испытывает явную тенденцию к переориентации собственных теоретических подходов, основанных на традиционном представлении о научном знании как жестко определенном, строго однозначном, на более гибкие воззрения, допускающие некоторую нечеткость, неоднозначность. Эта тенденция характерна не только для точных и гуманитарных наук, но и для многих сфер общественной жизни сегодня.

 

Список литературы:
1. Антология мировой философии. T.I. Ч.1. Философия древности и средневековья. М. 1969. C.I83.
2. Мишина Н.В. О некоторых аспектах историко-философского анализа категории неопределенности. // Наука, образование, общество: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 28 апреля 2017 г. Часть 2. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. С. 82.
3. Васильев Н.А. Воображаемая логика. М., 1989. С.66.
4. Бэкон Ф. Новый Органон. Л., 1936. С.135.
5. Антология мировой философии. T.I. Ч.1. Философия древности и средневековья. М. 1969. C.I82-I83.
6. Бэкон Ф. Новый Органон. Л.,1036. С.158.