Статья:

Инструменты философии

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(27)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Румянцев М.В. Инструменты философии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 6(27). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/27/33208 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Инструменты философии

Румянцев Михаил Владимирович
студент, Казанский Государственный Энергетический Университет, РФ, г. Казань

 

Философия-это не просто наука, пытающаяся дать ответы на непостижимые вопросы, это ещё и особый взгляд на мир. Философия - это, скорее, образ мышления, доступный каждому, и он нужен каждому. Ведь мы часто сталкиваемся в жизни с вещами непонятными и сложными для образа мыслей обывателя. Этот особый взгляд на мир и те особые инструменты, которые человек приобретает, становясь философом, всегда будут полезны в реальной жизни. Что именно подразумевается под понятием философский образ мышления относительно реальной жизни? Это специфический взгляд на любую проблему, это особый подход к решению любых, даже бытовых, вопросов. И стать в какой-то мере философом способен каждый человек, независимо от обстоятельств и способностей, потому что всё, что нужно для философии, в человеке уже есть с рождения. Зачастую, дети - лучшие философы. В этой статье я попробую определить самые важные из элементарных инструментов философии.

И хотя существует целый раздел в философии касательно способов познания (методология), новичкам не осилить разом всю суть этого важного раздела. Для многих с первого взгляда философия похожа на очень аппетитный пирог, не знаешь, с какой стороны начать его кусать. Поэтому есть смысл начать с элементарного, но вместе с тем с самого фундаментального. Одним из самых полезных источников для начала можно назвать «Трактат об усовершенствовании разума», ранняя работа Спинозы. Несмотря на то, что работа осталось незаконченной, она позволяет сформировать важные идейные взгляды на подходы в изучении философии. Весьма важная мысль этого трактата - это разрешение парадокса о добыче человеком знания. Если представить, что какой-либо метод познания - это инструмент, то чтобы его изготовить человеку необходимы в своем роде молот и наковальня. Возникает вопрос, откуда у человека молот и наковальня? Парадокс выражается в том, что мы не получили бы никаких знаний, раз не можем разорвать этот замкнутый круг: чтоб сделать молот и наковальню, нужны молот и наковальня. Но знания у нас есть, значит парадокс разрешим, и Спиноза дал важный ответ на эту загадку. Человек когда-то давно начинал с малого, в самом человеке заключено первое орудие труда, которым он и извлекал знания. Эти знания впоследствии и стали молотом и наковальней, но самый простой инструмент у человека всегда под рукой. Это здравый смысл, то что заложено в нас ещё природой, опираясь на него можно, начиная с нуля, дойти до самых сложных рассуждений. Здравый смысл - это самый фундамент знаний, на котором всё и строится. И если логику и другие дисциплины познания мира принять за инструменты, то здравый смысл, в таком случае, будет выступать в роли точильного камня. Без него все инструменты будут бесполезны, как бы хороши они ни были. Всё это означает, что начинающим философам необходимо большее значение уделять именно здравому смыслу, прислушиваться к нему, потому что он изначально лежит в основе мышления человека.

Кроме здравого смысла, есть ещё ряд элементарных и полезных механизмов для начинающих философов. Например, пластичность сознания, выраженная в гибкости мнения и открытости миру.

Что есть абсолютная истина, идея, эйдос? Суть этого вопроса сложно выявить раз и навсегда, но есть простой и наглядный способ. Он заключён в философском понятии, выраженном через геометрические определения. Для его понимания необходимо усвоить три философские аксиомы (одна из которых выведена из слов Галилея: «Наука и религия говорят об одном и том же, но на разных языках»).

 Вот аксиомы:

· Истина – это сложнее, чем середина двух мнений.

· Все люди говорят об одном и том же, но разными словами.

· Все люди ошибаются в равной степени.

 

Теперь представим это наглядно:

 

Рисунок 1. Наглядное изображение аксиом

 

В центре расположим понятие абсолютной истины, а мнения людей расположим на равноудалённой длине радиуса (т.к. все ошибаются в равной степени) в виде точек. У нас получается круг мнений, где никто не приближен к истине и не приблизится, но что тогда это даёт? Из схемы становится ясно, как обрести самые реальные представления о любом объекте или вопросе. Стоит только пройти этот круг мнений, и вы будете иметь представление об истине гораздо большее, чем другие. По аналогии, вы также рассматривали бы любой предмет в центре комнаты, если бы обошли его кругом, чем если бы стояли бы на месте. Почему именно круг, а не отрезок или сфера? Всё просто: понятие абсолютной истины недостижимо, и мы в каком-то смысле отдаляемся от нее. Потому как до человека истина, алетейя, была одна, и её можно представить в виде точки. С появлением человека возникли противоречия и споры, что усложнило понятие истины до, вероятно, отрезка. Теперь при таком уровне развития науки и культуры мнений ещё больше, что делает абсолютную истину почти призрачным понятием, и позволяет представить схему кругом. Далее, когда человечество выйдет на новые рубежи технологий и культуры, истину можно будет представлять в виде центра сферы.

Используя эту нехитрую схему, мы будем способны мыслить иначе, чем обыватели, мы будем добывать больше знаний и сможем строить рассуждения гораздо более правдоподобные, чем те, кто топчутся на месте. Но очень важно работать над расширением сознания, это откроет больше точек зрения. Расширять сознание можно разными способами: книги, путешествия, да и всё новое даст вам пищу для размышления. Один из способов расширить мышление, отойти от стереотипов и идеалов общественности, так как большинство людей ставят главной целью обрести счастье, а не познать мир. И на этом этапе важно получить одно кардинальное знание, его можно обрести разными способами, но суть от этого не изменится. Важно понять, что социальной лестницы, как таковой не существует. Что на пути познания, вся социальная лестница лишь одна ступень лестницы знаний.

Легче это понять на примере книги Джека Лондона «Мартин Иден». Произведение само по себе является гениальной художественной иллюстрацией жизни, но события происходящие в романе открывают для философов другую сторону вещей. Недалёкий и грубый моряк, по стечению обстоятельств, влюбляется в девушку из высшего света, где с ним не считаются. Воодушевлённый чувствами, Мартин Иден тратит несколько лет на саморазвитие, становится писателем, преодолевая множество преград. В конце концов, он получает всеобщее признание, но всё это его ничуть не радует, потому как отношение к нему до его успехов и после, определялось не тем какой он человек, а как раз теми нелепыми идеалами общественности.

Делая некоторый вывод из всего этого, можно понять, что Мартин Иден увидел ту самую ловушку, в которую попадаются обыватели, увидел всю нелепость социальной лестницы и общественных стремлений. Я изобразил это схематично, для лучшего понимания:

 

Рисунок 2. Схематичное изображение социальной лестницы и общественных стремлений

 

Всё это лишь фрагмент огромной лестницы знаний, но важно заострить внимание, именно, на нём, так как здесь есть подводные камни. Ситуация из романа Джека Лондона лишь один из вариантов понять это. На ступени 1 вы отделены от социальных механизмов, но по незнанию стремитесь попасть в общество, как бы изгой. На ступени 2 находится почти вся общественная система в целом, здесь находится социальная лестница с её идеалами, чуждыми философам. На схеме видно, что социальная лестница одна большая ступень, люди там топчутся на месте в погоне за идеалами, которые не важны философам. И в конечном счёте, разница между ступенями 1 и 3 лишь в осознании того, что социальная лестница это одна ступень, и на ступенях 1 и 3 мы не так зависимы от общества. Ломая некоторые рамки находясь на ступени 2, мы приобретаем важные инструменты и идеи философии.

Есть ещё один способ, который называется «изобретение велосипеда».

Говоря коротко, изобретать всё заново. У вас есть только начало и конец какого-то вопроса или проблемы, инструменты для решения вы должны создать сами. И что же вы делаете? Путём проб и ошибок, вы ищите верный путь к решению. Ваш инструмент в конце концов становится гораздо крупнее необходимого. Вы формируете общее сознание, которое шире индивидуального. Так же при изобретении велосипеда вы знаете назначение всех его деталей, всех запчастей и можете его починить или же модернизировать. Поэтому с точки зрения саморазвития «изобретать велосипед» очень даже полезное занятие.

«Изобретать велосипеды», начать с самого простого, пройти тот же путь, какой когда-то прошли великие умы, вот что заложит основу, понимание философского образа мышления. И все эти механизмы и навыки пригодятся не только для ответов на великие вопросы, но вы так же сможете решать каждодневные задачи, принимая верные решения. Такой тип мышления может в итоге стать ключом к развитию, и откроются новые рубежи собственного «Я».

 

Список литературы:
1. Бенедикт Спиноза. Избранные произведения Том I. – М.: Изд-во политической литературы, 1957.
2. Джек Лондон. «Мартин Иден» в 1909 году вышел отдельной книгой в издательстве «Макмиллан Компани»