Вера, как основа становления человеческого общества
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(116)
Рубрика: Философия
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(116)
Вера, как основа становления человеческого общества
На сегодняшний день, определения веры, как правило, характеризуют веру философскую, религиозную, а также веру в научном познании [1]. По непонятным причинам без должного внимания остаётся вера в обыденном сознании, хоть и названный вид веры является важным пластом человеческого сознания, который вносит значительный вклад в формирования человеческого мировоззрения и мировосприятия.
Обыденное сознание в широком понимании поспособствовало источником развития религии, философии, научных знаний. В обыденном сознании понятие вера представлено, как безусловное принятие человеком знаний, событий и положений без достаточных на то оснований. Веру необходимо отличать от психологической уверенности, корнем которой является биологический инстинкт человека. Сознание человека основывается на эмпирическом опыте и «вере в слово», что является его отличительным признаком. Знания, опыт существуют и передаются именно через слово. Человек изучает окружающий вокруг мир, осознает его, передает накопленные знания другим поколениям.
Архаичное сознание формировалось в основном с помощью эмпирического материала большого количества поколений. Опыт, как правило, был сформирован из различных образов двигательных операций, которые, в свою очередь, становились привычными. Одним из важнейших условий веры человека является способность передавать информацию другим членам общества. Чем более замкнуто некое сообщество, «тем более оно внутренне соткано из доверия - веры на слово» [1]. Так, с помощью социального характера веры, миф может обретать над общиной огромную власть. В мифе и формируется феномен веры как специфической характеристики человеческого сознания. Вера в миф могла быть такой сильной, что «не было еще примера, чтобы неудача какого-нибудь магического обряда обескуражила тех, кто в него верит» [2]. Как правило, в таких ситуациях члены общины сомневались в магических способностях шаманов или колдунов и их возможности связываться с высшими существами (духами). Постепенно формировалась безусловная установка на принятие мифа, как первой мировоззренческой картины мира. Из-за достаточно тяжелых и опасных условий обитания психика древнего человека была переполнена отрицательными чувствами и эмоциями. Человек, который постепенно терял былую физическую силу, обретал духовную силу, которая проявлялась в виде его веры в миф, что давало ему возможность выживать, несмотря на то, что он был намного слабее хищных животных и природных катаклизмов. Так, в архаичном сознании формируется устойчивый оптимизм, надежда человека на свои силы. «Это всегда вера во власть человека достигать желаемой цели с помощью колдовства и ритуала» [3]. В основном архаичное мышление не испытывало каких-либо сомнений в познании окружающей действительности, чаша весов здесь всегда склонялась в сторону веры. Древняя магия являлась своеобразной действительностью для древнего человека, более того, она заложила первые правила поведения, моральные и нравственные общественные устои, закладывая в сознании людей определенные табу. Дж. Фрэзер приводит множество характерных примеров последнего. Так, женщина из новозеландского племени маори съела фрукт, а затем узнала, что сделала это именно в том месте, на которое вождь наложил табу. Теперь, она уверенна, что, оскорбив духа вождя, ее ждет неминуемая гибель. На следующий же день она женщина была мертва. В независимости от причины смерти важным является то, что, как только жертва узнаёт о нарушении табу, о предсказании знахаря о её неминуемой смерти, именно вера самой женщины приводит ее приговор в исполнение. Человек просто ложится умирать, эмоционально подавленным, отказавшимся от пищи, от воды, постепенно теряющим жизнь «вера в неотвратимость наказания за нарушение табу может убивать точно так же, как удар каменным рубилом» [4], - комментирует подобные случаи Ф. Кликс. Благодаря подобным табу в древней общине устанавливается социальный мир, моральные правила, обычаи, устои, первые правила поведения в социуме.
Таким образом, как первая мировоззренческая картина миф положил основу для освоения окружающего мира человеком, он является первой попыткой осознания им окружающей действительности. Вера древнего человека носила в основном эмпирический, чувственный характер, который закреплялся суггестивным способом передачи мифа через поколения, в древнем мифе формируется человеческая вера в слово, сыгравшая первостепенную роль в становлении человеческого разума, в зарождении народного эпоса, первичных знаний о мире, человеке и окружающей действительности. Современная фетишизация науки, суеверия обыденного сознания доказывают нам, от каких заблуждений приходится освобождаться человеку в поисках объективных знаний и по сей день.