Статья:

Вера, как основа становления человеческого общества

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(116)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Фролова Н.И. Вера, как основа становления человеческого общества // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 23(116). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/116/74900 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Вера, как основа становления человеческого общества

Фролова Наталья Игоревна
студент, Ульяновского государственного технического университета, РФ, г. Ульяновск

 

На сегодняшний день, определения веры, как правило, характеризуют веру философскую, религиозную, а также веру в научном познании [1]. По непонятным причинам без должного внимания остаётся вера в обыденном сознании, хоть и названный вид веры является важным пластом человеческого сознания, который вносит значительный вклад в формирования человеческого мировоззрения и мировосприятия.

Обыденное сознание в широком понимании поспособствовало источником развития религии, философии, научных знаний. В обыденном сознании понятие вера представлено, как безусловное принятие человеком знаний, событий и положений без достаточных на то оснований. Веру необходимо отличать от психологической уверенности, корнем которой является биологический инстинкт человека. Сознание человека основывается на эмпирическом опыте и «вере в слово», что является его отличительным признаком. Знания, опыт существуют и передаются именно через слово. Человек изучает окружающий вокруг мир, осознает его, передает накопленные знания другим поколениям.

Архаичное сознание формировалось в основном с помощью эмпирического материала большого количества поколений. Опыт, как правило, был сформирован из различных образов двигательных операций, которые, в свою очередь, становились привычными. Одним из важнейших условий веры человека является способность передавать информацию другим членам общества. Чем более замкнуто некое сообщество, «тем более оно внутренне соткано из доверия - веры на слово» [1]. Так, с помощью социального характера веры, миф может обретать над общиной огромную власть. В мифе и формируется феномен веры как специфической характеристики человеческого сознания.  Вера в миф могла быть такой сильной, что «не было еще примера, чтобы неудача какого-нибудь магического обряда обескуражила тех, кто в него верит» [2]. Как правило, в таких ситуациях члены общины сомневались в магических способностях шаманов или колдунов и их возможности связываться с высшими существами (духами).  Постепенно формировалась безусловная установка на принятие мифа, как первой мировоззренческой картины мира. Из-за достаточно тяжелых и опасных условий обитания психика древнего человека была переполнена отрицательными чувствами и эмоциями. Человек, который постепенно терял былую физическую силу, обретал духовную силу, которая проявлялась в виде его веры в миф, что давало ему возможность выживать, несмотря на то, что он был намного слабее хищных животных и природных катаклизмов. Так, в архаичном сознании формируется устойчивый оптимизм, надежда человека на свои силы. «Это всегда вера во власть человека достигать желаемой цели с помощью колдовства и ритуала» [3]. В основном архаичное мышление не испытывало каких-либо сомнений в познании окружающей действительности, чаша весов здесь всегда склонялась в сторону веры. Древняя магия являлась своеобразной действительностью для древнего человека, более того, она заложила первые правила поведения, моральные и нравственные общественные устои, закладывая в сознании людей определенные табу. Дж. Фрэзер приводит множество характерных примеров последнего. Так, женщина из новозеландского племени маори съела фрукт, а затем узнала, что сделала это именно в том месте, на которое вождь наложил табу. Теперь, она уверенна, что, оскорбив духа вождя, ее ждет неминуемая гибель. На следующий же день она женщина была мертва.  В независимости от причины смерти важным является то, что, как только жертва узнаёт о нарушении табу, о предсказании знахаря о её неминуемой смерти, именно вера самой женщины приводит ее приговор в исполнение. Человек просто ложится умирать, эмоционально подавленным, отказавшимся от пищи, от воды, постепенно теряющим жизнь «вера в неотвратимость наказания за нарушение табу может убивать точно так же, как удар каменным рубилом» [4], - комментирует подобные случаи Ф. Кликс. Благодаря подобным табу в древней общине устанавливается социальный мир, моральные правила, обычаи, устои, первые правила поведения в социуме.

Таким образом, как первая мировоззренческая картина миф положил основу для освоения окружающего мира человеком, он является первой попыткой осознания им окружающей действительности. Вера древнего человека носила в основном эмпирический, чувственный характер, который закреплялся суггестивным способом передачи мифа через поколения, в древнем мифе формируется человеческая вера в слово, сыгравшая первостепенную роль в становлении человеческого разума, в зарождении народного эпоса, первичных знаний о мире, человеке и окружающей действительности. Современная фетишизация науки, суеверия обыденного сознания доказывают нам, от каких заблуждений приходится освобождаться человеку в поисках объективных знаний и по сей день.

 

Список литературы:
1. Леви-Брюлъ Л. Первобытное мышление // История психологии: Тексты. М., 1992. С. 302. 
2. Малиновский Б. Магия, наука и религия // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М., 1992. С. 98. 
3. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1986. C. 198-199.