Статья:

Роль правды и лжи в жизни человека (на основе пьесы М.Горького «На дне»)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(137)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Репков С.А. Роль правды и лжи в жизни человека (на основе пьесы М.Горького «На дне») // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 1(137). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/137/84662 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль правды и лжи в жизни человека (на основе пьесы М.Горького «На дне»)

Репков Станислав Александрович
студент, Курский государственный университет, РФ, г. Курск

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос роли истины и лжи, их роли в жизни человека согласно интерпретации М.Горького. Анализируется художественное произведение вышеупомянутого писателя, автора пьесы «На дне».

Abstract. The article deals with the role of truth and lies, their role in human life according to M. Gorky's interpretation. Analyzes the artwork of the aforementioned writer, the author of the play "At the bottom".

 

Ключевые слова: правда, ложь, человек, личность.

Keywords: truth, lie, person, personality.

 

Важнейшей частью любой социально-философской традиции является обсуждение проблем правды и лжи в человеческой жизни, в общем для всех бытии. Кроме философии, ни одна наука не решает вопросы, связанные с истиной и её критериями, тем самым непременно затрагивая правду и неправду в человеческой жизни. Правда и ложь — два интересных диаметрально противоположных полюса отношений между людьми, споров и вопросов, которые зарождались столетия назад. Весь период дискуссий вокруг данной проблемы сопровождали те или иные определения истины и лжи. В произведении «На дне» Максима Горького можно увидеть свое определение правды и неправды. Правда – это нечто, способное дать человеку вольность или по словам героев М.Горького  «Бог свободного человека» , ложь, в свою очередь, определяется как «религия рабов и хозяев».

М.Горький через своих героев пытается выразить ситуацию жизни современников. Он обдумывает социально-философские проблемы, создав в своей работе атмосферу безысходности и отчаяния, среди которых можно найти место для разговоров «о вечном». «На дне» - название, которое может сказать само за себя. Каждый герой произведения брошен судьбой на дно жизни. Каждый человек оставлен обществом, в котором одни, имея всё, довольствуются властью, а другие ничего не имеют и становятся  заложниками своей  жизни. С этого и начинается мысль о правде, лжи, их роли в человеческом мировосприятии и образе мысли. По сюжету пьесы между жителями ночлежки, где одни выживают, если можно так сказать, а другие выживают, возникает спор по поводу соотношения лжи и правды в обществе, в умах людей. Бубнов - самый пессимистичный персонаж в обиталище. М.Горькому он не особо приятен, так как в его мыслях и репликах отражается «правда факта». Бубнов не видит смысла в жизни. Бытие человеческое безысходно, однообразно и течет по законам, на которые люди не имеют возможности как-либо влиять: все рождаются, живут и умирают, жалость тут ни к чему. Мечты, то есть вера в то, чего нет и не факт, что будет, по оценке Бубнова, есть стремление человека казаться лучше. Барон, еще один постоялец и «мыслитель» у Горького,  поддерживает Бубнова. В людях он видит серые души, которые желают лишь приукрасить свою сущность, скрыть всё отрицательные черты и качества под маской добродетели. Далее можно встретить Луку. Этот странник является весьма интересным и сложным  героем в пьесе. Его размышления находят основу в том, что он не верит в человеческие  способности, для Луки люди слабы, мелки, ничтожны и всё время своей жизни нуждаются в утешении и милосердии. Старец полагает, что правда, может стать «обухом» для людей. Порой бывает лучше обмануть человека вымыслом, поселить в человеческой душе веру в будущее, дабы поселить там спокойствие. Но не все разделяют позицию Луки. Сатин, один из действующих лиц пьесы, утверждает, что «… ложь – религия рабов и хозяев. Одних она поддерживает, другие прикрываются ею». По мнению Сатина, старец проповедует философию рабской покорности. Но Лука строит более позитивную картину. Его идеи имеют цель направить людей или «обойти» жизнь, или приспособиться к ней. Это стало причиной разлада между жителями ночлежки. Сатин выступает против вредоносной лжи. В его монологе слышен призыв к свободе и гуманному отношению в отношении человеческой личности, он предлагает уважать человека. Не жалеть, не унижать его жалостью, а просто возвысить человеческое достоинство. Сатин убеждает читателя, что необходимо не примирить людей с действительностью, а заставить эту действительность работать на людей, на человека. «Существует только Человек, все остальное – дело его рук, его мозга». Всё есть в человеке, всё есть для человека. «Человек! Это звучит гордо!» Отношение Сатина к человеческой сущности, к людской личности и душе, без сомнения вызывает симпатию у самого М.Горького, хотя этот персонаж драмы просто «герой слова». Становится ясна позиция самого Максима Горького. Он выражал свою точку зрения, которую можно трактовать так: человек в силах изменить обстоятельства, а не подстраиваться под них. Для этого не нужно никаких утешений и лживого милосердия. Правда, какой бы жестокой она не была, – единственная вещь, с помощью которой человек  «закаляется» в своем нелегком жизненном пути.

Стоит ли говорить, что само произведение является актуальным и, в некоторой степени, современным. Правда и ложь, их взаимосвязь, роль истины в системе философского знания – эти темы по сей день беспокоят людей, создавая почву для множества научных работ, раскрывающих основные аспекты человеческого бытия. 

 

Список литературы:
1. Алексей Максимович Горький. Избранное / Б. Бялик, Л. Платонова, А. Таран – Москва: Художественная литература, 1989.