Статья:

БОРЬБА С РАСИЗМОМ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДИСКРИМИНИРУЕМЫХ ГРУПП

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)

Рубрика: Культурология

Выходные данные
Койфман Н.М. БОРЬБА С РАСИЗМОМ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДИСКРИМИНИРУЕМЫХ ГРУПП // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 21(200). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/200/113839 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

БОРЬБА С РАСИЗМОМ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДИСКРИМИНИРУЕМЫХ ГРУПП

Койфман Никита Михайлович
студент, Челябинский государственный институт культуры, РФ, г. Челябинск
Зубанова Людмила Борисовна
научный руководитель, д-р культурологии, профессор, Челябинский государственный институт культуры, РФ, г. Челябинск

 

Актуальность исследования темы обусловлена тем, что мировое сообщество продолжает активно бороться с расизмом и расовыми предрассудками. В современном мире люди продолжает избавляться от расовой дискриминации, которое до сих пор влияет на развитие общечеловеческой культуры. На сегодняшний день тема изучения борьбы с расизмом становится все более популярной среди специалистов – культурологов, социологов, политологов, историков и др.  Написано большое количество трудов, касающихся данной темы.

Проведено и проводиться огромное количество наблюдений того, как меняется общество в борьбе с расовой, национальной и этнической дискриминациями.

Кроме того, можно выделить ряд обстоятельств, повлиявших на значимость рассматриваемого вопроса в современной культуре. Во-первых, в научной литературе нет работ, написанных на русском языке или переведенных на него, которые бы в полной мере раскрывали данную тему. Во-вторых, расизм и расовая дискриминация до сих пор подрывают основы достоинства человеческой личности. В-третьих, борьба с расизмом влияет на развитие всего современного гражданского общества.

Цель исследования – обобщить основные аспекты изучения борьбы с расизмом как основы формирования гражданско-правовой культуры дискриминируемых групп в современной культуре, проанализировать представленность идеи борьбы с расизмом в современной массовой культуре.

На протяжении многих веков социумы старались держаться изолированно, не допускать в свою среду «чужих».

Эта практика обосновывалась соответствующими теоретическими выкладками и оценками. Так эллины противопоставлялись варварам. Абсолютизируется это противопоставление в период Римской империи. Затем «варвары» победили Рим, создали европейскую цивилизацию, колонизировали Африку, Азию и Америку. После этого деление людей и народов на цивилизованных и варваров дополняется делением людей по цвету кожи и расовым признакам. Формируются взгляды, согласно которым принадлежность к той или иной расе является следствием умственного и физического превосходства или неполноценности людей.

В современном мире расизм представляется как некая концепция, в которой возводят различия между народами (в культурной среде, менталитете, отличия по физическим признакам), к расовым или национальным корням. Во многом концепции расизма утверждают и настаивают на введение правового неравенства, объясняя это тем, что существуют «низшие» и «высшие» расы. Как замечала Рут Бенедикт, американский антрополог, представитель этнопсихологического направления в американской антропологии, расизм – это прежде всего вера в то, что человеческая судьба предопределяется биологией. Этот расизм, рожденный в эпоху колониализма, объяснял, вопреки всем имеющимся научным данным, мироустройство, историю развития культур и цивилизаций.

С улучшением социального и морального климата в мире отношение к некоторым социальным явлениям, ещё недавно доминирующим, существенно изменяется.

К ним относятся «расизм», «ксенофобия», «нетерпимость», которые рассматриваются сегодня как источники угрозы демократии, правам и свободам человека и поэтому оцениваются исключительно негативно. Этими явлениями озабочены все международные правозащитные организации.

На данный момент времени большинство государств на планете стремятся к тому, чтобы в их странах не возникали конфликты на расовой почве. Во многом это происходит благодаря осмыслению несостоятельности антинаучного подхода к изучению человеческих отношений в рамках расистских концепций и теорий. В истории европейский стран и отдельно взятых государств, построенных выходцами из Европы, таких как США, ЮАР, Австралия и др., расовые представления постоянно cменялись. Во многом это происходило под давлением самих дискриминируемых слоев населения, которые боролись за свои гражданские права, требуя прекращения любой дискриминации вызванных на почве расовой нетерпимости. Либо происходило в силу влияния и развития гуманистических идей, постепенного понимая того, что все люди равны как в умственных возможностях, так и в том, что каждый человек одинаково должен быть равен перед законом.

Послевоенный кризис в США, связанный с расовой сегрегацией, послужил толчком к ведению активной политической жизни подавляющего большинства угнетаемого населения. В послевоенные года в США до сих пор действовала расовая сегрегация.

Ущемление прав чернокожих происходило не только в том, что они были лишены большинства гражданских прав (таких как избирательное право, свобода предпринимательства и др.), но и ещё в том, что законодательство заставляла их идти на довольно унизительные для любого человека поступки, так, например, по законам американского штата Алабамы чернокожие не должны были занимать определенные места в автобусах с надписью «только для белых».

Если все места «только для белых» были заняты, то сидящие чернокожие должны были уступить белым пассажирам свои «чёрные» места. Равнозначным этому можно считать туалеты в придорожных заведениях (в том числе на автобусных станциях), в которых была жёсткая сегрегация по цвету кожи. Такая практика ущемления была повсеместна, и это не могло не выразиться в негодование угнетенных.

В 1954 году началось широкомасштабно движение афроамериканцев за свои гражданские права в США, которое окончилось лишь в 1968 с официальной отмены расовой сегрегации. Современный мир во многом обязан своей демократизации и уровню личной свободы тем людям, которые в середине XX века выступали и смогли добиться запрета какой-либо расовой или национальной дискриминации в административных и политических институтах своей страны, так же оно добилось признания со стороны большинства «белых» американцев. Во-многом результаты этого движения повлияли на развитие всего мирового сообщества, которое и на сегодняшний день осуждает любую расовую дискриминацию.

Современная массовая культура, прежде всего кино, музыка, популярные журналы отражают расширявшийся этнодемографический плюрализм современного общества. Прежняя доминирующая культура белых вынуждена на сегодняшний день принимать новые знаки, звуки, особенности движений, походки. Вместе с радикальным обновлением повседневной культуры в мире наступила новая эра расовых отношений.

Рассматривая расширение этнографического плюрализма, на примере, киноиндустрии США можно увидеть, что американское обществе идет по пути наращивания методов позитивной дискриминации. Во-многом это происходит, благодаря, экономической целесообразности. Так, как рынок потребления кинопродукции широко представлен афроамериканским населением. Многие киностудии заинтересованы в завлечение как можно большего числа зрителей в кинотеатры.

В США каждый год выходят новые фильмы, книги, компьютерные игры и другие продукты культуры, которые затрагивают тему позитивной дискриминации и мультикультурализма. Как правило, авторы в свои произведения добавляют представителей меньшинств, для того, чтоб показать свою гражданскую позицию и заинтересованность в избавления от расовой дискриминации в стране.

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что борьба с расизмом как формирование гражданско-правовой культуры является актуальной темой для изучения. Современная массовая культура, прежде всего кино, музыка, популярные журналы отражают расширявшийся этнодемографический плюрализм современного общества. Прежняя доминирующая культура белых вынуждена на сегодняшний день принимать новые знаки, звуки, особенности движений, походки.

Вместе с радикальным обновлением повседневной культуры в мире наступила новая эра расовых отношений.

Борьба с расизмом и сами расовые предрассудки, достаточно, сильно влияют на современную культуру, как в США, так и в России. Результаты проделанной мной работы как раз способствуют дальнейшему исследованию для решения данной научной проблемы.

 

Список литературы:
1. Ионин, Л. Г. Социология культуры: учеб. пособ. / Л. Г. Ионин. – Москва: Логос, 2000. – 280 с.
2. Декларация №11203 203. От 26 марта 2007 г. П. 30. О состоянии прав человека и демократии в Европе.
3. Попова, З.Д. Язык и национальная картина мира / З.Д. Попова, И.А. Стернин. – Изд. 4-е, стер. – Издательство: Директ-Медиа, 2015 г.  101 с.
4. Шнирельман В. Порог толерантности. Идеология и практика нового расизма : – Издательство: НЛО, 2015 г. –  1770 с. 
5. Дадли Л., Дженкинс М., Мозес С. Реализация политики равных возможностей в разных странах [Электронный ресурс] – Издательство: – 2014. г. 38 с.   – Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2014/10/30/1102493203/WHE_77.pdf