Статья:

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СЕРИАЛА «ИГРА В КАЛЬМАРА» НА ПСИХИКУ ПОДРОСТКОВ 11-16 ЛЕТ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Савинова А.В. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СЕРИАЛА «ИГРА В КАЛЬМАРА» НА ПСИХИКУ ПОДРОСТКОВ 11-16 ЛЕТ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 21(200). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/200/113910 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СОДЕРЖАНИЯ СЕРИАЛА «ИГРА В КАЛЬМАРА» НА ПСИХИКУ ПОДРОСТКОВ 11-16 ЛЕТ

Савинова Анна Владимировна
студент, Амурский государственный университет, РФ, г. Благовещенск

 

Введение. Исследования психологии подростков на данном этапе развития науки всё ещё является достаточно актуальной проблемой. Большую сложность представляет собой непостоянство, нестабильность психики детей в этот возрастной период. Происходящие перемены в этот период напрямую влияют на то, насколько будет сформирована психика уже взрослого в будущем человека. Семья, средства массовой информации, школа, сверстники и учителя и раньше были важными факторами формирования личности, однако в этом возрасте подросток может посмотреть на мир по-другому.

История и сюжет сериала «Игра в кальмара». Осенью 2021 года состоялась премьера южнокорейского сериала в жанре выживания, приключенческого боевика, триллера и драмы на платформе Netflix, состоящий из девяти эпизодов. Сериал был назван «Игра в кальмара», подразумевая популярную в Южной Корее детскую игру. Премьера вызвала массовый резонанс, в 90 стран мира заняв лидирующие по просмотрам позиции. Режиссёром и автором сценария всех девяти эпизодов стал Хван Дон Хёк. Сериал пользовался популярностью не только у взрослых, но и у детей и подростков, хотя возрастной рейтинг «игры в кальмара» 18+.

Сюжет сериала выстроен вокруг турнира на выживание, в котором учувствуют 456 человек, имеющие в своей жизни финансовые трудности. Им предлагают сыграть в шесть простых детских игр. Однако оказывается, что правила не так уж просты: за проигрыш придётся заплатить собственной жизнью, а выигрыш подразумевает денежный приз в размере 45,6 млрд вон (2,75 млрд рублей). В каждой игре умирают люди, сериал наполнен сценами жестокости, убийств.

«Игра в кальмара», как признаётся автор, является, с одной стороны, антиутопией, а с другой – все ближе маячащей на горизонте перспективой развития экономики Южной Кореи. Сюжет иллюстрирует, что в этой стране достаточно большой уровень бедности, многие люди едва находят средства на аренду жилья и пропитания. В то же время существуют богатые, обеспеченные люди, которым настолько скучно жить, что они готовы заплатить любые деньги за то, чтобы почувствовать что-то, кроме скуки. Таким образом, люди оказываются в ловушке капитализма. Бедные люди готовы распрощаться с жизнью, только бы не возвращаться туда, где у них нет ничего материального, где неподъёмные суммы долгов. Туда, где их жизнь скорее не жизнь, а выживание.

Психология подростка. Социальная ситуация развития подростка представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. Происходят изменения на физиологическом уровне, по-иному строятся отношения со взрослыми и сверстниками, претерпевают изменения уровень познавательных интересов, интеллект и способности. Духовная и физическая жизнь перемещается из дома во внешний мир, отношения со сверстниками строятся на более серьезном уровне. Подростки занимаются совместной деятельностью, обсуждают жизненно важные темы, а игры остаются в прошлом. Происходит процесс социализации. Как правило, в этом возрасте у подростков возникает много проблем, в частности с родителями. На отношения подростков и родителей влияют многие факторы. Это прежде всего стиль воспитания, принятый в семье, а также особенности эмоциональных отношений. Как отмечает М.Е. Хилько, желая иметь те же права, что и взрослые, подросток приобретает навык рефлексии. Его психические процессы перестраиваются: теперь он чувствует необходимость в выражении своего мнения, начинает искать подходящие для него образцы поведения, стремится быть замеченным и познанным другими людьми, особенно сверстниками [8]. Появляется чувство взрослости, подросток старается отстоять себя и свои интересы, добиться уважения со стороны взрослых людей. «Подросток — еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты обычно диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармонично. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе» [5, с. 46].

Проблема нравственных ценностей личности рассматривается в исследованиях И.М. Поповой, В.А. Василенко, Б.С. Круглова, В.Б. Ольшанского и др. Ольшанский В.Б. писал, что нравственные ценности выступают критериями оценки всей жизни личности детей и подростков. Младший подросток ориентируется в основном на ценности, предлагаемые группой сверстников. В среднем подростковом возрасте влияние начинают оказывать ценности общества в целом, транслируемые через СМИ. Перед старшим подростком стоит проблема самоопределения, поэтому он вынужден не только формировать для себя свои ценности, но и осуществлять их практическую реализацию в собственную жизнь [6].

Влияние СМИ на психику подростка. Довольно распространённой темой дискуссий в интернет-пространстве, а также на телевидении, является вопрос о влиянии на психику подростка средств массовой информации. При этом под СМИ подразумевается достаточно широкий список. Средства массовой информации – организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации [7]. В этот список также включаются компьютерные игры, социальные сети, тренды массовой культуры и т.д. Источники массовой информации, активно вливаясь в жизнь людей, производят влияние на сознание молодого человека. СМИ создают определённую среду, в которой формируется ценностно-смысловая сфера ребёнка, подростка. СМИ формируют модели отношения человека к окружающему миру, «обучают» его, создавая и закрепляя в сознании ассоциативные модели [9].

Особое внимание уделяется аспекту влияния на психику детей и подростков сцен проявления агрессии и насилия в новостях, играх, фильмах и сериалах. Дж. Брайант и С. Томпсон в труде «Основы воздействия СМИ» приводят ряд психологических исследований, демонстрирующих воздействие медианасилия на психику детей. Выделяется три уровня возможного воздействия:

1) Поведенческий. Здесь реализуется пять поведенческих эффектов:

- Возбуждение. При просмотре сцен насилия подросток испытывает эмоциональное возбуждение, которое имеет физиологические проявления.

- Дизингибиция. По мере привыкания зрителей к сценам насилия и жестокости, ослабляется сдерживающее действие социальных санкций, направленных против совершения правонарушений. Исследования показали, что подростки действительно ведут себя более агрессивно после просмотра фильмов, где насилие представлено как санкционированное, особенно если они испытывали гнев еще до начала просмотра.

- Имитация. Подростки и дети помладше учатся увиденным по телевизору моделям поведения и сами иногда пытаются их воспроизводить. По мере взросления критика возрастает.

- Десенсибилизация. При регулярном просмотре сцен насилия дети становятся все менее восприимчивы к жестокости на экране и с большей готовностью принимают насилие в реальной жизни.

2) Аффективный (эмоциональный). Каждый человек, независимо от возраста, эмоционально реагирует на медианасилие. Эмоциональные проявления воздействия подобных сцен могут следовать незамедлительно (испуг, беспокойство) либо продолжаться довольно долгое время (устойчивый страх, опасение стать жертвой преступления).

3) Когнитивный. Когнитивные проявления имеют место в том случае, если просмотр сцен насилия влияет на восприятие зрителем реального мира [1, с. 202].

Однако, СМИ могут оказывать и положительное влияние на подростков. Выделяются следующие важные функции:

- Рекреативная. Определяет досуговое времяпрепровождение как групповое, так и индивидуальное.

- Релаксационная. Снимает ощущение одиночества, служит средством отвлечения при осложнениях в общении.

- Информационно-познавательная. СМИ ориентируются на потребность людей в получении разнообразных фактов и данных об интересных явлениях и общественных событиях.

- Нормативная. С помощью СМИ пропагандируются нормы и образцы поведения в обществе, утверждается система ценностей, в связи с этим средства массовой информации выступают важным общественным регулятором жизнедеятельности людей.

- Интегративная. СМИ объединяют массы вокруг идей, способствуют у людей общих взглядов, позиций, оценок тех или иных событий и создают психологический тонус в обществе.

- Развлекательно-компенсаторная. Отдых перед телеэкраном или в кино позволяет расслабиться после учебного дня, сменить эмоциональный фон и одновременно получить заряд недостающих в реальной жизни ярких ощущений, впечатлений. Эта функция особо значима для подросткового и юношеского возраста.

- Фоновая. Включенные на фоне телепередачи позволяют компенсировать чувство одиночества [2].

Однако, не стоит уделять влиянию СМИ решающую роль в формировании личности подростков. Основной фактор, постоянно оказывающий влияние на развитие личности, принадлежит семейной системе, в которой воспитывается подросток. Можно предположить, что скорее стиль воспитания и взаимоотношения в семье влияют на то, потянутся ли подростки к контенту, наполненному насилием. К примеру, исследование влияния на подростков дистантных отношений с родителями показывает следующие результаты. Наличие теплых, доверительных отношений в семье тесно связано с эмоциональной дистанцией в межличностных отношениях подростков, при этом уровень приспособления к среде высок. Преобладание дистантных отношений в семье в основном приводит к тому, что сам подросток дистанцируется от общества, при этом используя различные гаджеты, уходя больше в виртуальный мир [3].

Анализ видеоряда. Данный сериал имеет возрастное ограничение 18+, потому что содержит различные сцены насилия, убийств, агрессивного и пугающего поведения, а также сцены сексуального характера. К примеру, в первой серии игрокам предлагается сыграть в детскую игру «Тише едешь – дальше будешь», причём выбывшие игроки мгновенно застреливаются. Игра проходит в закрытом помещении, задекорированном под детскую площадку, что сбивает с толку и вызывает диссонанс: казалось бы, на вид безопасное место, но в нём происходят страшные вещи. За игрой из своего кабинета через экран наблюдает Ведущий. При этом в какой-то момент он включает расслабляющую, приятную музыку и пьёт напиток из бокала – можно сказать, он наслаждается процессом. Звуки выстрелов заглушаются музыкой. Во время игры можно наблюдать, как меняются переживания игроков, от сильного страха до стремления любой ценой выжить, подставляя товарищей по несчастью. Именно эту игру стали повторять дети на улицах, хоть она стара и известна, после премьеры сериала произошел всплеск популярности этой игры. К счастью, дети копируют не все подробности сериала, и в их играх никто не умирает, а просто выбывает.

Игры участникам заранее не объявляются, поэтому некоторые находят способ узнать их заранее и подготовиться. Врач (игрок 111), договаривается с работниками данного места – они информируют его о будущей игре, а он помогает вскрыть умерших игроков для продажи их органов. Подробности вскрытия, мёртвые тела и вырезанные органы фигурируют в видеоряде сериала, что даже у взрослого человека может вызвать отвращение и ряд других неприятных чувств. Такие сцены не следует наблюдать подросткам.

По мере развития сюжета атмосфера накаляется. В четвёртой серии «Будь в команде» игроки, спровоцированные голодом и стрессовым состоянием, сбиваются в группы, и теперь никто не чувствует себя в безопасности после отбоя в тёмной спальне. Игроки нападают друг на друга, начинается массовая смертельная потасовка. Темнота сменяется периодически мигающим светом, помещение наполняется криками, звуками ударов и предсмертными мольбами. Эта сцена является одной из самых жестких в сериале и может оказать серьёзное влияние на психику не только подростка, но и взрослого. Нарастающее напряжение, чувства страха и злости, тревога и паника пронизывают эту сцену.

Дж. Брайант пишет, что в исследованиях влияния медианасилия были получены следующие результаты. Наиболее сильное воздействие проявляется в виде имитирующего поведения. Дети особенно склонны перенимать агрессивное поведение телеперсонажей. Вследствие научения такие модели поведения впоследствии имитируются. Дети также весьма подвержены испугу, вызванному просмотром жестоких или неприятных сцен [1, с. 199]. Подростки хоть и являются чем-то средним между ребёнком и взрослым, однако чувствительная детская часть в них всё ещё присутствует, такие сцены могут значительно повлиять на их психику, вызвать тревогу, чувства страха и ночные кошмары, либо же вызвать психическое возбуждение и спровоцировать в дальнейшем агрессивное поведение.

Анализ текста. В первую очередь бросается в глаза то, что слова с негативной окраской заменяются синонимами с нейтральным смыслом – эвфемизмами. Осуществляется, таким образом, манипуляция массовым сознанием, для создания положительного образа или нейтрализации и утверждения нужных идей [4]. Всё это мероприятие называется «игрой», люди обезличиваются, их называют «игроками», дают им порядковые номера. Работникам также даются лишь номера, а для различения иерархии используются различные геометрические фигуры, нанесённые на их маски. Смерть игроков называется «выбыванием», игры имеют названия, сходные с детскими играми, известными в Корее. Таким образом, создаётся диссонанс между видимым и называемым.

Типичными являются фразы, выражающие безвыходность положения, катастрофизирующие ситуацию («Мы в аду. А какие в аду могут быть правила?») в то же время дающие оправдание тому, что происходит. По началу игроки сомневаются в том, насколько правильным является то, в чём они учувствуют. По мере развития сюжета люди настраиваются на то, чтобы выжить и забрать главный приз, и их моральные нормы постепенно опускаются («Мы зашли уже слишком далеко, чтобы сдаться»). Обесценивается жизнь, которой они жили до «игры». Навязывается то, что в такой ситуации нечего терять – ведь обычная жизнь ужасна, полна нищеты и несчастий («У тебя есть причина, чтобы выбраться отсюда. А у меня её нет»).

Сериал наполнен моральными дилеммами. Раскрывая героев, сюжет знакомит нас с тем, какие у каждого из них внутри противоречивые чувства, и зритель сам невольно может испытать их. Главный герой, игрок 456, а также его друг детства, игрок 218, постоянно находились в состоянии внутренней борьбы. С одной стороны, они хотели справедливости и человеческого отношения ко всем, а с другой – сами не желали заканчивать игру, тем более проиграв её, стремились дойти до конца и использовали для этого манипуляции теми, кто им доверял. Так и зрителю сериала – хочется верить в доброту героев, но их поступки противоречат тому, что они говорят. Такие переживания весьма сложны для осознания, тем более для детей и подростков, которые в силу своей незрелости могут неправильно интерпретировать реплики персонажей.

Произносятся речи о несправедливом отношении вообще ко всем действующим героям сериала в пятой серии «Справедливый мир». Один из работников острова говорит о том, что они (то есть работники) ничего не значат в этом месте. «Если умирает солдат – всем всё равно. Если умирает игрок – начинаются проблемы». И это также является весьма сложной для понимания мыслью, которая собьёт с толку как взрослых, так и детей. Далее ведущий узнаёт о том, что «солдаты» заключили сделку с врачом. Он произносит: «Меня не волнует то, чем вы занимались в подвале. Вы нарушили главное правило – все игроки должны быть равны в этой игре, мы дали им шанс быть равными. А вы этот шанс отобрали». Всё это сбивает с толку, так как возносится другая, отличная от общечеловеческих ценность – справедливость возносится превыше человеческой жизни.

В 6 серии «Кганбу» (лучший друг по-корейски) игроки должны также разрешить моральную дилемму. Поделившись на пары они должны сыграть в игру. Многие объединились с теми, кому симпатизировали. Но правила оказались таковы, что люди в парах являлись противниками. Здесь можно наблюдать, как ради спасения собственной жизни и выигрыша люди идут на морально низкие поступки – игрок 456 обманывал своего противника, который был уже пожилым и плохо запоминал то, что происходило. Таким образом, он выиграл, но казалось, что очень жалел об этом – он извинялся со слезами. Эта серия также наполнена глубоким смыслом и нет большой уверенности в том, что подростки смогут этот смысл понять.

Анализ цветовой гаммы. И. Иттен приводит данные о различии в моторной активности дошкольников, которые в течение недели находились в этих различных цветовых условиях, а также в помещении, окрашенном в серый цвет. В условиях «теплой» окраски помещения дети проявляли большую силу и более положительное настроение, чем в «холодной» [10]. В сериале в основном используются яркие или пастельные цвета, приятные глазу. Фигурируют розовый, голубой, зелёный, жёлтый. Помещения, предназначенные для игр, задекорированы под детские площадки с яркими цветами, что создаёт диссонанс между тем, что происходит в игре (убийства, жестокость) и тем, где она происходит. В итоге может возникнуть противоречивая реакция, или влияние цвета может оказать «сглаживающий» эффект при просмотре жестоких сцен.

Р. Джерард также проводил исследование цвета на физиологическое состояние человека. Оказалось, что синий и зелёный цвета вызывали субъективное ощущение расслабления, снижали тревогу и враждебность. Освещение зеленым понижает кровяное давление, оказывает на нервную систему седатирующее и гипнотическое воздействие, полезно при нервном возбуждении. Ассоциируется с эмоциональным состоянием спокойствия и уравновешенности [10]. Костюмы игроков как раз были зелёного цвета. Таким образом, цветовая гамма сериала противоречит тому, что происходит по сюжету.

Выводы. Таким образом, просмотр сериала «Игра в кальмара» подростками может оцениваться совершенно по-разному. С одной стороны, сериал наполнен сценами насилия и жестокости; снижает ценность человеческой жизни; превозносит другие ценности, нежели общечеловеческие; содержит различные идеи и размышления, которые могут быть не поняты подростками в силу их возраста; демонстрирует противоречивые события, чувства, модели поведения; держит в напряжении во время просмотра и провоцирует различные чувства: страх, злость, стыд и т.д. С другой стороны, кинопродукция, содержащая насилие, может являться тем моментом, в котором подросток имеет возможность прочувствовать свои переживания в полной мере. То есть, не имея возможности выразить злость, подросток, таким образом, может прожить её, сбрасывая накопившееся напряжение. В данном случае просмотр сериала выступает способом сублимирования переживаний. Кроме того, сложные рассуждения о ценности человеческой жизни в сериале могут подтолкнуть подростка на различные размышления, на поиск информации о существующих точках зрения относительного этого вопроса.

 

Список литературы:
1. Брайант, Дж. Основы воздействия СМИ / Дж. Брайант, С. Томпсон. – М.: Вильямс, 2011. – 432 с.
2. Гундарова, И.В. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками / И.В. Гундарова // Воспитание школьников. –  2005. – № 9. – С.49-53.
3. Кагосян, А.С. Влияние психологической дистанции в семье на формирование личности подростка / С.А. Кагосян, Стародумов Л.Л. // Образование и право. – 2021. – № 1. – С. 228-231.
4. Каюмова, М.И. Методы манипуляции массовым сознанием / М.И. Каюмова. // Актуальные проблемы филологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). – Краснодар: Новация, 2016. – С. 141-143.
5. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Юрайт, 2011. – 464 с.
6. Николаева, Ю.С. Влияние средств массовой информации на нравственные ценности детей и подростков / Ю.С. Николаева // Система ценностей современного общества. – 2021. – № 23. – С. 234-237
7. Стефанов, С.И. Реклама и полиграфия. Опыт словаря-справочника / С.И. Стефанов. – М., 2004. – 320 с. 
8. Хилько, М.Е.  Возрастная психология: учебное пособие для вузов / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 201 с. 
9. Черников, А.В. СМИ: обучение человека и социума / А.В. Черников // Народное образование. – 2002. – № 1. – С. 175-183.
10. Яньшин, И.В. Цвет как фактор психической регуляции / И.В. Яньшин // Прикладная психология, 2000. – №4. – 89 с.