Статья:

Исследование различий в показателях стрессоустойчивости у подростков, занимающихся и не занимающихся танцами

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Обухова А.А. Исследование различий в показателях стрессоустойчивости у подростков, занимающихся и не занимающихся танцами // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 38(131). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/131/80803 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование различий в показателях стрессоустойчивости у подростков, занимающихся и не занимающихся танцами

Обухова Анастасия Александровна
студент, Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза
Памфилова Светлана Алексеевна
научный руководитель,

 

Подростковый период – важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека. Невозможно переоценить роль этого возраста в становлении личности. В первую очередь он дает возможность открыть человеческую сущность, то есть себя и других. Подросток утверждает себя в противопоставлении, ощущает себя в контакте с другим в группе и сообществе. Именно в подростковом возрасте происходит расширение горизонта, раскрытие потенциальных возможностей, становление наших фундаментальных жизненных установок.

Период подросткового возраста связан с интенсивным развитием, как всей личностной структуры, так и с активной перестройкой всего организма в целом. С этим связано то огромное количество стресса, с которым сталкивается ребенок на пути ко взрослости. Поэтому, по нашему мнению, актуальным на сегодняшний день является изучение различных способов и путей преодоления стресса. Одним из таких способов является формирование стрессоустойчивости у ребенка. Разработкой проблемы стрессоустойчивости занимались такие ученые как Л.И. Анцыферова, А.А. Баранов, В.А. Бодров, В.М. Генковска, Л.Г. Дикая, О.А. Конопкин, Н.Д. Левитов, А.Б. Леонова, К.К. Платонов, Я. Рейковский, А.Л. Рудаков, А.В. Сметанин и др. Проблема стрессоустойчивости представлена в теории стресса (Г. Селье) и теории гомеостаза (У. Кеннон), теории интегральной индивидуальности (В.С. Мерлина), теории темперамента и свойств нервной системы (В.Д. Небылицын, И.П. Павлов и др.), концепции профессионального самосознания (Л.М. Митина) и др.

Проанализировав различные подходы к пониманию стрессоустойчивости личности, в квалификационной работе мы опирались на определение, данное А.Л. Рудаковым, который под стрессоустойчивостью понимает «когнитивную составляющую структуру личности, способствующую эффективному управлению отрицательными эмоциями в экстремальных ситуациях и оптимизации взаимодействия между структурными компонентами личности для достижения цели деятельности».

Подросток, обладающий хорошей стресоустойчивостью, легче переносит эмоциональные нагрузки и выносит из стрессовых ситуаций положительный опыт.

Подростковый возраст - это важный период в формировании психических и личностных качеств. Одной из важных частей формирования данных качеств составляет общение, которое происходит в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами спорта, творчества и другое).

В настоящее время среди подростков все популярнее становится занятие танцами. Танец является одной из эффективных форм самовыражения личности. В танце человек может показать с помощью своего тела и движений свое внутреннее состояние, освободиться от накопившихся эмоций и «пережить» какие-то сложные, стрессовые ситуации.

Занятие танцами подразумевает собой различные выступления разного уровня, а именно – выступления на мероприятиях, фестивалях, соревнованиях. Как и любое публичное выступление – это является стрессовой ситуацией. Выступление с командой – это ответственность. Важно ничего не забыть и справиться со своими эмоциями, ведь если дать волю своим переживаниям это может повлиять на итоговый результат.

В тренировочный процесс команд, выступающих на различных соревнованиях включается работа над повышением стрессоустойчивости и умением справляться со стрессом в различных ситуациях, что очень важно в подростковом возрасте, когда стрессогенных факторов становится все больше.

Актуальность выбранной темы связана с все более возрастающим уровнем стресса среди подростков. Подростковый возраст связан с большими изменениями в физиологии и психике ребенка, что способствует возникновению стрессовых состояний. Есть множество способов, помогающих справиться со стрессом или повысить уровень стрессоустойчивости. И один из них – это занятие танцами.

В настоящее время существует множество исследований, связывающих стрессоустойчивость и разные виды спорта, однако исследований, связывающих стрессоустойчивость и танцы- нет.

В связи с этим, на базе школы танцев «Юниденс» и МБОУ СОШ №25 им. В. П. Квышко нами было проведено исследование, в котором приняли участие подростки (12-15 лет) занимающиеся и не занимающиеся танцами в количестве 40 человек.

Исходя из выше описанного в качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что существуют различия в показателях стрессоустойчивости у подростков, занимающихся и не занимающихся танцами.

Для проверки нашей методики были использованы следующие методики: методика доминирующего состояния Л.В. Куликова (краткий вариант), тест самооценки стрессоустойчивости (С.Коухена и Г.Виллиансона), методика «Прогноз - 2» (В.Ю.Рыбников).

Анализируя результаты проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы:

По методике доминирующего состояния Л.В. Куликова:

- уровень оптимизма, готовности к преодолению препятствий, вераы в свои возможности, ощущение сил для преодоления препятствий и достижения своих целей у танцующих подростков выше, чем у ребят, не занимающихся танцами (при p≤0.01);

- удовлетворенность жизнью в целом, ее ходом, самореализацией, способности брать на себя ответственность и возможность делать свой выбор, готовности преодолеть трудности в реализации своих способностей у ребят, занимающихся танцами выше, чем у не танцующих (при р≤0.01).

По методике В.Ю. Рыбникова «Прогноз-2»:

- нервно-психическая устойчивость в большей степени выражена у ребят, занимающимися танцами (при p≤0.01).

По методике самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона:

- уровень стрессоустойчивости у ребят, занимающихся танцами выше, чем у не танцующих подростков (при p≤0.05).

Обобщив результаты по всем методикам можно сделать следующий вывод: у подростков, занимающихся танцами уровень стрессоустойчивости выше, чем у не танцующих.

Они более оптимистичны, склонны сохранять адекватность решений в стрессовых ситуациях, верят в себя и свои возможности.

Подростки, занимающиеся танцами, показывают большую готовность брать на себя ответственность в различных ситуациях.

С помощью критерия математической статистики Манна - Уитни мы подтвердили существование различий в показателях стрессоустойчивости у подростков, занимающихся танцами и нет.

Таким образом, гипотеза о существовании различий в показателях стрессоустойчивости у подростков, занимающихся и не занимающихся танцами была подтверждена.

 

Список литературы:
1. Ахметова О.А. Стабильность и динамика личностных особенностей в подростковом возрасте / О.А. Ахметова, Е.Р. Слободская// Вопросы психологии - 2016 - №2- С.44 -53.
2. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2006. - 528 с.
3. Гринберг Д. Управление стрессом. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2002.
4. Дружинин В.Н. Психология: Учеб. для гуманит. вузов / В.Н. Дружинин; под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
5. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - М.: Питер, 2007. - 512 c.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие/ И.А. Зимняя. - 2-е изд. - М.: Логос, 2002. - 384 с.