Статья:

Поговорим о доверии

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(78)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Орехова Т.С. Поговорим о доверии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 27(78). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/78/56749 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Поговорим о доверии

Орехова Татьяна Сергеевна
студент, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, РФ, г. Орел

 

Актуальность. Проблема доверия была и остается актуальной до сих пор. Распространенность доверия, как предмета исследования, вызвана большим количеством функций, которые оно несет за собой во все сферы жизни человека. Чаще всего тему доверия относят к эмпирической категории исследования, которая требует тщательного изучения проблемы с помощью ее правильного теоретического осознания. Нужно отметить, что на сегодняшний день нет точного определения феномену доверия. Однако, Роберт Шо понимает доверие, как «нечто могущее гарантировать предсказуемость человеческого взаимодействия, надежность обещаний и порядочность партнеров по общему делу» [6. С. 7].

Виды доверия. В различных научных дисциплинах имеются свои способы выделения видов доверия. Например, Ильин Е. П. пишет, что «Э. Гидденс (2004,2005) вслед за Э. Эриксоном говорит о двух видах доверия — базисном доверии и доверии абстрактным системам (техническим, экспертным), указывая на то, что социально-психологический фундамент базисного доверия формируется в первые годы жизни человека, когда в процессе его взаимоотношений с ближайшим окружением он впервые учится доверять» [2. С. 44].

А Журавлева Л.А. в своей научной работе выделила такие виды доверия, как: организационное, экономическое, управленческое, нравственное, политическое, психологическое и правовое [1], основываясь на сферах жизни человека.

Функции доверия. Различными авторами функции доверия рассматриваются по-своему. Ильин Е.П. пишет, что основными функциями доверия являются «познание, обмен и обеспечение взаимодействия, а основными функциями недоверия — самосохранение и обособление» [2. С. 34]. Из данного высказывания мы можем сделать вывод, что если человек доверяет, то он ожидает получить какое-либо добро, пользу, если же человек не имеет доверия, то он склонен к оценке негативных последствий различных контактов, к  использованию  недоверия, как охрану от этих последствий.

Скрипкина Т.П. в своей книге говорит о том, что «человек не может жить без доверия, без него он утрачивает связь с миром. Доверие выступает условием развития, изменения самого человека, именно оно позволяет ему рисковать и испытывать себя и свои возможности» [5. С. 235].  Из этого следует, что доверие является важной частью взаимодействия человека не только с другими людьми, но и с самим собой и окружающим миром в целом.

Как не лишиться доверительного отношения. Утратить доверие вряд-ли кто-то желает сознательно. Но, потерять его очень просто, один отрицательный поступок, и вам перестают доверять. Вот несколько указаний, которые могут помочь вернуть утерянное доверие или показать себя в выгодном свете: выполняйте ваши обещания, старайтесь не лгать, даже по мелочам, следуйте моральным и этическим нормам общества, в котором прибываете, ответственно относитесь к своим обязанностям, старайтесь вести себя искренне, и открыто при общении с другими людьми, старайтесь не игнорировать желания вашего партера.

Польза доверия. Зачастую доверие не зависит от того, что мы знаем о другом человеке, оно зависит от личностного решения доверять или нет. У каждого решения есть своя цель. Целью недоверия является самозащита. Целью же доверия является раскрытие перед другим человеком, вызов доверия у него в ответ. Таким образом, мы можем сделать вывод, что доверять полезно, так как доверие является тем самым инструментом чувств, с помощью которого люди раскрываются друг перед другом и могут понять, стоит ли иметь дальше какие-либо дела с данным человеком. А с помощью взаимного доверия люди могут сосредоточиться на личных делах, не отвлекаясь на проблемы, связанные с недоверием. Нужно заметить, что доверие позитивно  сказывается на качестве  труда большинства  людей. Так что польза от доверия, в конечном счете, бесспорна.

 

Список литературы:
1. Журавлева Л.А. Связь общительности личности и доверия к людям: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2004.
2. Ильин Е.П. Психология доверия. - СПб. : Питер, 2013-288с.: ил.
3. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М., 2008.
4. Переверзева И.А. Проблема доверия в сфере бизнеса // иностранная психология. 2000. № 12.
5. Скрипкина Т.П. Психология доверия. М., 2000.
6. Шо Р.Б. Ключи к доверию в организации: Результативность, порядочность, проявление заботы. М., 2000.
7. Штомпка П. Доверие в эпоху глобализма // Социология и социальная политика. 2006. № 4.