ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ ФАРМАЦЕВТОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(219)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(219)
ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ ФАРМАЦЕВТОВ
Величина испытываемых нервно-психических и физических нагрузок в процессе выполнения своих должностных обязанностей может быть различной для людей, занимающихся различными видами деятельности. Без сознательного участия человека задействуются естественные механизмы его организма способные справляться c последствиями небольших или значительных разовых нагрузках или действующих постоянно.
B настоящее время установлено, что «синдрому профессионального выгорания больше все го подвержены специалисты, которые по роду своей деятельности вынуждены осуществлять многочисленные и интенсивные контакты c другими людьми (работники социальной сферы – педагоги, психологи, врачи, юристы и работники органов милиции, менеджеры и руководители разных уровней и др.)»
Изучение состояния эмоционального выгорания работников фармацевтических компаний в настоящее время привлекает многих исследователей исследующих данный феномен в группе профессиональных работников медицинской сферы.
Профессиональная деятельность фармацевтов предполагает эмоциональную насыщенность и большое количество факторов, вызывающих стресс.
От специалистов сферы здравоохранения ожидается не только квалифицированная помощь в соответствии со специализацией по диплому, но также свободное умение определять на ранних стадиях аффективные и поведенческие расстройства у пациентов. Сам специалист помогающей профессии в сфере медицины, даже обладая всеми необходимыми профессиональными навыками, рискует получить эмоциональное выгорание по причине высокой стрессогенной степенью труда.
Душевное и психологическое переутомление принято считать главной причиной синдрома эмоционального выгорания. Нарушение состояния равновесия у человека происходит, когда его внешние и внутренние требования длительное время преобладают над используемыми ресурсами.
Ответственность за жизнь, здоровье и судьбу людей сопряжена и тесно связана с изменениями характера профессиональной деятельности. Продолжительный профессиональный стресс имеет прямое воздействие на такого рода изменения. Большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия в строго установленном режиме дня способствует развитию исследуемого синдрома. У ряда специалистов стрессогенность взаимодействия обусловлена тем, что общение длится часами, повторяется в течение многих лет, а реципиентами выступают больные с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подростки, преступники и пострадавшие в катастрофах, рассказывающие о своем сокровенном, страданиях, страхах, ненависти.
Ключевым компонентом синдрома эмоционального выгорания у сотрудников фармацевтических компаний является несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями сопровождающееся стрессом на рабочем месте.
Безусловное влияние, способствующее выгоранию сотрудников фармацевтических компаний, имеют все перечисленные ранее в нашем исследовании организационные факторы, однако углубляясь в более частные случае и определяя профессиональную деятельность фармацевта к ним можно добавить:
- постоянный риск штрафных санкций;
- необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям;
- недостаточность и интересов вне работы;
- недостаточность, а иногда и отсутствие отпусков, выходных.
Причины развития исследуемого синдрома у сотрудников фармацевтических компаний можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние причины - события и условия, которые приходят «извне» и провоцируют появление негативных эмоций:
- воздействие среды. Сюда входят большие рабочие нагрузки, слишком интенсивный график, длительное и беспрерывное обслуживание посетителей аптек, нехватка времени в течение смены для отдыха;
- отсутствие денежной мотивации. К этой группе относится низкая оплата труда, отсутствующая или плохо организованная система материальных и моральных поощрений;
- атмосфера в коллективе. Частые рабочие конфликты, изоляция сотрудника от коллектива, напряженная атмосфера могут стать причиной выгорания;
- поведение руководства. Неправильная стратегия и тактика руководителя аптеки, чрезмерные требования, противоречивые задачи и необъективные критерии оценки труда приводят к появлению недовольства среди сотрудников.
Внутренними - особенности характера, привычки и сложившиеся модели поведения, которые человек использует при принятии решений.
Иногда некоторые особенности характера человека могут привести к эмоциональному выгоранию. В таком случае даже внешние причины не оказывают серьезного влияния.
Состояние эмоционального выгорания чаще испытывают люди с сильно развитым чувством ответственности. В таком случае они чувствуют внутреннюю потребность выполнять свою работу «идеально», максимально качественно. Ошибки, частичное, а не полное владение ситуацией заставляют сотрудника нервничать и переживать неудачу острее.
Иногда сотрудник из-за своих личных убеждений о необходимости и важности работы в его жизни ставит ее на первое место и зачастую игнорирует отдых. Повышенное эмоциональное напряжение сотрудник фармацевтической компании начинает испытывать в случае столкновения с негативными эмоциями вовлекаясь в них непроизвольно. Настоящий фармацевт в представлении потребителей его знаний, умений и навыков — это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Грань между частной жизнью и работой у входящих в эту категорию личностей стирается ввиду того, что они зачастую ассоциируют свой труд с миссией, предназначением.
Выделяют три типа сотрудников фармацевтических компаний, которым угрожает «эмоциональное выгорание»: «1-й – «педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе); 2-й – «демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. При выполнении рутинной работы этому типу сотрудников свойственна высокая степень истощаемости.
3-й тип сотрудников фармацевтических компаний, которым угрожает эмоциональное выгорание – «эмотивный». К данному типу людей относятся чувствительные и впечатлительные сотрудники. Находясь на грани с саморазрушением эти люди склонны воспринимать чужую боль как собственную и зачастую очень отзывчивы [32].
Негативное влияние работы на личную жизнь, редукция профессиональных обязанностей, постоянная усталость, утрата способности к сопереживанию клиентам, неадекватное реагирование своих коллег являются наиболее присущими проявлениями эмоционального выгорания у фармацевтов.
Оказание услуг клиентам является публичной деятельностью фармацевта и предполагает необходимость работы с большим количеством людей, отличающихся девиантным поведением или психической неуравновешенностью от основной массы населения. В результате продолжительности сталкивания с такого рода категориями лиц у фармацевта возникают физическая и психическая усталость, порождается циничное отношение к окружающим от чего всё ярче проявляется безразличие к работе, что неизбежно приводит к снижению качества оказываемых услуг и постепенному формированию синдрома эмоционального выгорания. Во многих случаях нетрудоспособности y фармацевтов связывают со стрессом.
По определению В.А. Винокура, «профессиональный стресс – это в первую очередь следствие снижения профессиональной мотивации, a профессиональное выгорание и сохранение увлечённости работой – это два полюса взаимоотношений человека и профессии» [5].
Стресс среди работников фармацевтики, как отмечает Т.Б. Кодлубовская, вызван целым рядом особенностей данной профессией:
«1) огромная ответственность за жизнь и здоровье пациентов, что тяжёлым грузом ложится на плечи фармацевтов;
2) длительное пребывание в пространстве негативных эмоций, страданий, боли, отчаяния, раздражительности и т.д., определённым образом связаны c механизмом эмоционального заражения и передаются фармацевту;
3) неравномерный режим работы c ночными и суточными дежурствами, нарушающие природные биоритмы жизнедеятельности и негативно влияющие на адаптационные способности организма;
4) явное несоответствие зарплаты фармацевта и среднего медицинского персонала степени их социальной ответственности, что вызывает чувство неудовлетворённости своей профессией и связанные c этим фактом личностные конфликты».
Страдание обеим сторонам взаимодействия при оказании профессиональных услуг фармацевта причиняет в первую очередь давление и прибегание к критическим оценкам со стороны специалиста. Скрытно-агрессивное отношение к клиентам нередко нарастает при высокой степени выгорания [10].
Таким образом, проведенный теоретический анализ позволяет сделать нам следующие выводы:
- сравнительно недавно в зарубежной, а затем и в отечественной литературе появилось понятие «эмоционального выгорания»;
- некоторые авторы, насчитывают около 150 симптомов эмоционального выгорания;
- синдром эмоционального (профессионального) выгорания – это симптомокомплекс, который содержит в себе истощение психоэмоционального характера, отрицательные установки по отношению к коллегам, родным и близким, пациентам, снижение эффективности работы;
- исследуемому синдрому характерны 3 фазы каждую из которых описывают определённые симптомы. Фаза напряжения. Фаза резистенции. Фаза истощения.
Выгорание ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов сотрудников. Синдром эмоционального выгорания представляет собой многофакторный процесс, который зависит от внешних (организационных факторов) и внутренних факторов (индивидуально-психологических особенностей).
Развитие синдрома выгорания сотрудников необходимо рассматривать в соответствии с механизмом развития стресса. Именно, в связи с этим необходимо более подробно рассматривать проблему возникновения стресса и определять направления его преодоления.