Статья:

ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ ФАРМАЦЕВТОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(219)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Летушова М.В. ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ ФАРМАЦЕВТОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 40(219). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/219/120295 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ ФАРМАЦЕВТОВ

Летушова Марина Валерьевна
студент, ОЧУВО Международный инновационный университет, РФ, г. Сочи
Суслова Ия Борисовна
научный руководитель,

 

Величина испытываемых нервно-психических и физических нагрузок в процессе выполнения своих должностных обязанностей может быть различной для людей, занимающихся различными видами деятельности. Без сознательного участия человека задействуются естественные механизмы его организма способные справляться c последствиями небольших или значительных разовых нагрузках или действующих постоянно.

B настоящее время установлено, что «синдрому профессионального выгорания больше все го подвержены специалисты, которые по роду своей деятельности вынуждены осуществлять многочисленные и интенсивные контакты c другими людьми (работники социальной сферы – педагоги, психологи, врачи, юристы и работники органов милиции, менеджеры и руководители разных уровней и др.)»

Изучение состояния эмоционального выгорания работников фармацевтических компаний в настоящее время привлекает многих исследователей исследующих данный феномен в группе профессиональных работников медицинской сферы.

Профессиональная деятельность фармацевтов предполагает эмоциональную насыщенность и большое количество факторов, вызывающих стресс.

От специалистов сферы здравоохранения ожидается не только квалифицированная помощь в соответствии со специализацией по диплому, но также свободное умение определять на ранних стадиях аффективные и поведенческие расстройства у пациентов. Сам специалист помогающей профессии в сфере медицины, даже обладая всеми необходимыми профессиональными навыками, рискует получить эмоциональное выгорание по причине высокой стрессогенной степенью труда.

Душевное и психологическое переутомление принято считать главной причиной синдрома эмоционального выгорания. Нарушение состояния равновесия у человека происходит, когда его внешние и внутренние требования длительное время преобладают над используемыми ресурсами.

Ответственность за жизнь, здоровье и судьбу людей сопряжена и тесно связана с изменениями характера профессиональной деятельности. Продолжительный профессиональный стресс имеет прямое воздействие на такого рода изменения. Большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия в строго установленном режиме дня способствует развитию исследуемого синдрома. У ряда специалистов стрессогенность взаимодействия обусловлена тем, что общение длится часами, повторяется в течение многих лет, а реципиентами выступают больные с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подростки, преступники и пострадавшие в катастрофах, рассказывающие о своем сокровенном, страданиях, страхах, ненависти.

Ключевым компонентом синдрома эмоционального выгорания у сотрудников фармацевтических компаний является несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями сопровождающееся стрессом на рабочем месте.

Безусловное влияние, способствующее выгоранию сотрудников фармацевтических компаний, имеют все перечисленные ранее в нашем исследовании организационные факторы, однако углубляясь в более частные случае и определяя профессиональную деятельность фармацевта к ним можно добавить:

- постоянный риск штрафных санкций;

- необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям;

- недостаточность и интересов вне работы;

- недостаточность, а иногда и отсутствие отпусков, выходных.

Причины развития исследуемого синдрома у сотрудников фармацевтических компаний можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние причины - события и условия, которые приходят «извне» и провоцируют появление негативных эмоций:

- воздействие среды. Сюда входят большие рабочие нагрузки, слишком интенсивный график, длительное и беспрерывное обслуживание посетителей аптек, нехватка времени в течение смены для отдыха;

- отсутствие денежной мотивации. К этой группе относится низкая оплата труда, отсутствующая или плохо организованная система материальных и моральных поощрений;

- атмосфера в коллективе. Частые рабочие конфликты, изоляция сотрудника от коллектива, напряженная атмосфера могут стать причиной выгорания;

- поведение руководства. Неправильная стратегия и тактика руководителя аптеки, чрезмерные требования, противоречивые задачи и необъективные критерии оценки труда приводят к появлению недовольства среди сотрудников.

Внутренними - особенности характера, привычки и сложившиеся модели поведения, которые человек использует при принятии решений.

Иногда некоторые особенности характера человека могут привести к эмоциональному выгоранию. В таком случае даже внешние причины не оказывают серьезного влияния.

Состояние эмоционального выгорания чаще испытывают люди с сильно развитым чувством ответственности. В таком случае они чувствуют внутреннюю потребность выполнять свою работу «идеально», максимально качественно. Ошибки, частичное, а не полное владение ситуацией заставляют сотрудника нервничать и переживать неудачу острее.

Иногда сотрудник из-за своих личных убеждений о необходимости и важности работы в его жизни ставит ее на первое место и зачастую игнорирует отдых. Повышенное эмоциональное напряжение сотрудник фармацевтической компании начинает испытывать в случае столкновения с негативными эмоциями вовлекаясь в них непроизвольно. Настоящий фармацевт в представлении потребителей его знаний, умений и навыков — это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Грань между частной жизнью и работой у входящих в эту категорию личностей стирается ввиду того, что они зачастую ассоциируют свой труд с миссией, предназначением.

Выделяют три типа сотрудников фармацевтических компаний, которым угрожает «эмоциональное выгорание»: «1-й – «педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе); 2-й – «демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. При выполнении рутинной работы этому типу сотрудников свойственна высокая степень истощаемости.

3-й тип сотрудников фармацевтических компаний, которым угрожает эмоциональное выгорание – «эмотивный». К данному типу людей относятся чувствительные и впечатлительные сотрудники. Находясь на грани с саморазрушением эти люди склонны воспринимать чужую боль как собственную и зачастую очень отзывчивы [32].

Негативное влияние работы на личную жизнь, редукция профессиональных обязанностей, постоянная усталость, утрата способности к сопереживанию клиентам, неадекватное реагирование своих коллег являются наиболее присущими проявлениями эмоционального выгорания у фармацевтов.

Оказание услуг клиентам является публичной деятельностью фармацевта и предполагает необходимость работы с большим количеством людей, отличающихся девиантным поведением или психической неуравновешенностью от основной массы населения. В результате продолжительности сталкивания с такого рода категориями лиц у фармацевта возникают физическая и психическая усталость, порождается циничное отношение к окружающим от чего всё ярче проявляется безразличие к работе, что неизбежно приводит к снижению качества оказываемых услуг и постепенному формированию синдрома эмоционального выгорания. Во многих случаях нетрудоспособности y фармацевтов связывают со стрессом.

По определению В.А. Винокура, «профессиональный стресс – это в первую очередь следствие снижения профессиональной мотивации, a профессиональное выгорание и сохранение увлечённости работой – это два полюса взаимоотношений человека и профессии» [5].

Стресс среди работников фармацевтики, как отмечает Т.Б. Кодлубовская, вызван целым рядом особенностей данной профессией:

«1) огромная ответственность за жизнь и здоровье пациентов, что тяжёлым грузом ложится на плечи фармацевтов;

2) длительное пребывание в пространстве негативных эмоций, страданий, боли, отчаяния, раздражительности и т.д., определённым образом связаны c механизмом эмоционального заражения и передаются фармацевту;

3) неравномерный режим работы c ночными и суточными дежурствами, нарушающие природные биоритмы жизнедеятельности и негативно влияющие на адаптационные способности организма;

4) явное несоответствие зарплаты фармацевта и среднего медицинского персонала степени их социальной ответственности, что вызывает чувство неудовлетворённости своей профессией и связанные c этим фактом личностные конфликты».

Страдание обеим сторонам взаимодействия при оказании профессиональных услуг фармацевта причиняет в первую очередь давление и прибегание к критическим оценкам со стороны специалиста. Скрытно-агрессивное отношение к клиентам нередко нарастает при высокой степени выгорания [10].

Таким образом, проведенный теоретический анализ позволяет сделать нам следующие выводы:

- сравнительно недавно в зарубежной, а затем и в отечественной литературе появилось понятие «эмоционального выгорания»;

- некоторые авторы, насчитывают около 150 симптомов эмоционального выгорания;

- синдром эмоционального (профессионального) выгорания – это симптомокомплекс, который содержит в себе истощение психоэмоционального характера, отрицательные установки по отношению к коллегам, родным и близким, пациентам, снижение эффективности работы;

- исследуемому синдрому характерны 3 фазы каждую из которых описывают определённые симптомы. Фаза напряжения. Фаза резистенции. Фаза истощения.

Выгорание ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов сотрудников. Синдром эмоционального выгорания представляет собой многофакторный процесс, который зависит от внешних (организационных факторов) и внутренних факторов (индивидуально-психологических особенностей).

Развитие синдрома выгорания сотрудников необходимо рассматривать в соответствии с механизмом развития стресса. Именно, в связи с этим необходимо более подробно рассматривать проблему возникновения стресса и определять направления его преодоления.

 

Список литературы:
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.: СПб.: 2001;
2. Бодров В. А. Профессиональное утомление. Фундаментальные и прикладные проблемы. Москва: Институт психологии РАН, 2013;
3. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания в профессиональном общении.: СПб.: 1999;
4. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других.: М.: 2004;
5. Винокур, В.А. Профессиональный стресс у медицинских работников / В.А. Винокур // Вестник МАПО. – 2002. – № 2;
6. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб. 2009;
7. Грабе М. Синдром выгорания - болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять / пер. с нем. М. Грабе. СПб.: Речь, 2010;
8. Китаев - Смык Л. А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2007. № 4;
9. Колдубовская Т.Б. Особенности проявления признаков эмоционального выгорания у врачей / Т.Б. Колдубовская // Вопросы психологии. – 2014. – № 2;
10. Куликов Л.В., Психология эмоций и чувств: учебное пособие / Л.В. Куликов, Д.А. Донцов. — Москва: Русайнс, 2022. — 246 с. — ISBN 978-5-4365-9338-8. — URL: https://book.ru/book/944019. — Текст: электронный;
11. Леви Л. Эмоциональный стресс / Л. Леви. – Л.: Медицина, 1970;
12. Рогов, Е.И., Психология общения + еПриложение: Тесты. : учебник / Е.И. Рогов. — Москва: КноРус, 2022. — 260 с. — ISBN 978-5-406-09984-1. — URL: https://book.ru/book/945072. — Текст: электронный;
13. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. – М.: Медгиз, 1960. – 254 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/1062168/g.-sel._e-ocherki-ob-adaptacionnom-sindrome;
14. Семенова В.В., Психология и этика в профессиональной деятельности: учебник / В.В. Семенова, И.С. Кошель. — Москва: КноРус, 2022. — 172 с. — ISBN 978-5-406-09230-9. — URL: https://book.ru/book/943022. — Текст: электронный;
15. Семенова В.В., Управление человечекими ресурсами: управление личной эффективностью. (Управление стрессом): учебное пособие / В.В. Семенова, И.С. Кошель. — Москва: Русайнс, 2022. — 101 с. — ISBN 978-5-4365-9623-5. — URL: https://book.ru/book/945116. — Текст: электронный;