Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Амирханян В.А. ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 15(194). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/194/109225 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Амирханян Валерия Александровна
студент Волгоградского государственного социально-педагогического университета, РФ, г. Волгоград
Селезнёв Валерий Анатольевич
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент факультета социальной и коррекционной педагогики ВГСПУ, РФ, г. Волгоград

 

В условиях современного общества наблюдается существенное возрастание масштабов возникновения и развития различных форм зависимого или аддиктивного поведения (аддикций) у подростков: химические формы аддиктивного поведения (наркотическая, алкогольная зависимости, курение, токсикомания), нехимические формы (интернетзависимость, игровая зависимость (гэмблинг), анорексия, булимия и др.). Современные аддикции имеют тенденцию к усложнению, изменению и модернизации в связи с ускоряющимся информационнотехническим прогрессом. Молодое поколение все более втягивается в новые, интересные для себя виды деятельности (через развитие компьютерных, игровых технологий, социальных сетей, через появление планшетов, смартфонов). Прослеживается тенденция к коморбидности аддикций. С каждым годом увеличивается количество людей, страдающих зависимостями, а также зависимое поведение выявляется у все более молодых людей. Особенно все большее количество подростков обнаруживают склонность к интернет-зависимости. Возрастной порог начала использования интернет-ресурсов значительно снизился, современные дети осваивают гаджеты и планшеты уже начиная с возраста от 1 года (https://rg.ru/2015/06/19/gajet-site-anons.html). Таким образом, по сравнению с другими формами аддикций проблема интернет-зависимости охватывает наибольшее количество подростков. Диагностика проводилась на базе МОУ СШ города Волгограда с целью выявления группы риска аддиктивного поведения среди подростков. В диагностики приняли участие учащиеся класса в количестве 28 человек ( 18 – девочек и 10 мальчиков).

В качестве диагностического инструмента нами был выбран

- Тест – опросник «Аддиктивная склонность» (В.В. Юсупов, В. А. Корзунин).

- Тест Сакса Леви «Незаконченные предложения» по редакцией В. Михала.

- Наблюдение

- Беседы

Описание вышеуказанных методик

Данный тест «Аддиктивная склонность» позволяет нам выявить группу риска подростков склонным к химическим формам аддиктивного поведения ( табакокурение, алкоголь, таксикомания и употребление наркотических веществ).

Не нужно забывать, что невозможно поставить диагноз так как этот метод исследования показывает обобщенную характеристику склонности к аддиктивному поведению.

Инструкция:

Учащимся предлагается ответить на 30 вопросов из теста и напротив суждения с которым они согласны поставить «V».

Интерпретация результатов:

- до 13 набранных балов не выраженный риск аддиктивного поведения

- 14-16 слабовыраженный риск

- от 17 и выше – явно выраженный риск аддиктивного поведения.

Аддиктивное поведение подростков – это механизм саморазрушения, которое выражено действиями повторяющегося характера, которое способствует систематическому употреблению ПАВ для того чтобы изменить свое психическое состояние. Принято считать что аддиктивное поведение включает в себя: злоупотребление или систематическое употребление алкоголя, психотропных веществ, табакокурение – что принято считать химической аддикцией.

  1. Тест Сакса Леви «Незаконченные предложения» по редакцией В. Михала для детей.

Данная методика направлена на выявление  взаимоотношений с родителями, сверстниками, учителями, социальной позиции и самостоятельным пониманием себя ребенком. Методика состоит из 24 незаконченных предложений, которые нужно закончить респонденту самостоятельно.

Инструкция:

Вам даны бланки с незаконченными предложениями, вы должны закончить данное предложение. Важно то, что отвечать нужно быстро не раздумывая и то, что первое придет в голову.

  1. В ходе эксперимента мною так же было использовано наблюдение – я присутствовала на уроках данного класса, а так же наблюдала за ними на перемене и фиксировала малейшие всплески настроения, раздраженности и агрессии по отношению к одноклассникам и учителям.
  2. Так же мною была выбрана такая форма диагностики как беседа, после проведения первых двух методик, я побеседовала с учащимися у которых было ярковыраженная склонность к аддиктивному поведению.

По результатам беседы и наблюдения было выявлено что:

Респонденты выходящие в группу риска в основном, это дети из неполных семей, дети чьи родители злоупотребляют алкоголем, и дети чьи родители не уделяют должного внимания и воспитания, дети из неблагополучных семей. Входе наблюдения так же было замечено, что дети находящиеся в группе риска так же имеют вспышки агрессии, нападок на одноклассников и учителей, не контролируют свои эмоции. Так же в ходе беседы дети чьи родители ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют алкоголем, табакокурением, высказывались о том что в их поведение нет ничего недопустимого.

 

Список литературы:
1. Алексеева, Л. С. Жестокое обращение с детьми: его последствия и предотвращение / Л. С. Алексеева. – Москва : Проспект, 2016. – 234 с. 
2. Баярд, Д. Ваш беспокойный подросток / Д. Баярд, Р. Баярд. – Москва : Академия, 2012. – 316 с. 
3. Бардадымов, В. А. Аутентичность личности как комплексный показатель риска возникновения аддиктивного поведения / В. А. Бардадымов // Образование и здоровье. Экономические, медицинские и социальные проблемы: сборник статей V международной научно-практ. конф. – Пенза : Приволжский Дом знаний, 2010. С. 19–22 
4. Белогуров, С. Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. Книга для всех. / С. Б. Белогуров. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 254 с. 
5. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Э. Берн. – Пер. с англ. – Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 480 с.