ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)
Рубрика: Психология

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В условиях современного общества наблюдается существенное возрастание масштабов возникновения и развития различных форм зависимого или аддиктивного поведения (аддикций) у подростков: химические формы аддиктивного поведения (наркотическая, алкогольная зависимости, курение, токсикомания), нехимические формы (интернетзависимость, игровая зависимость (гэмблинг), анорексия, булимия и др.). Современные аддикции имеют тенденцию к усложнению, изменению и модернизации в связи с ускоряющимся информационнотехническим прогрессом. Молодое поколение все более втягивается в новые, интересные для себя виды деятельности (через развитие компьютерных, игровых технологий, социальных сетей, через появление планшетов, смартфонов). Прослеживается тенденция к коморбидности аддикций. С каждым годом увеличивается количество людей, страдающих зависимостями, а также зависимое поведение выявляется у все более молодых людей. Особенно все большее количество подростков обнаруживают склонность к интернет-зависимости. Возрастной порог начала использования интернет-ресурсов значительно снизился, современные дети осваивают гаджеты и планшеты уже начиная с возраста от 1 года (https://rg.ru/2015/06/19/gajet-site-anons.html). Таким образом, по сравнению с другими формами аддикций проблема интернет-зависимости охватывает наибольшее количество подростков. Диагностика проводилась на базе МОУ СШ города Волгограда с целью выявления группы риска аддиктивного поведения среди подростков. В диагностики приняли участие учащиеся класса в количестве 28 человек ( 18 – девочек и 10 мальчиков).
В качестве диагностического инструмента нами был выбран
- Тест – опросник «Аддиктивная склонность» (В.В. Юсупов, В. А. Корзунин).
- Тест Сакса Леви «Незаконченные предложения» по редакцией В. Михала.
- Наблюдение
- Беседы
Описание вышеуказанных методик
Данный тест «Аддиктивная склонность» позволяет нам выявить группу риска подростков склонным к химическим формам аддиктивного поведения ( табакокурение, алкоголь, таксикомания и употребление наркотических веществ).
Не нужно забывать, что невозможно поставить диагноз так как этот метод исследования показывает обобщенную характеристику склонности к аддиктивному поведению.
Инструкция:
Учащимся предлагается ответить на 30 вопросов из теста и напротив суждения с которым они согласны поставить «V».
Интерпретация результатов:
- до 13 набранных балов не выраженный риск аддиктивного поведения
- 14-16 слабовыраженный риск
- от 17 и выше – явно выраженный риск аддиктивного поведения.
Аддиктивное поведение подростков – это механизм саморазрушения, которое выражено действиями повторяющегося характера, которое способствует систематическому употреблению ПАВ для того чтобы изменить свое психическое состояние. Принято считать что аддиктивное поведение включает в себя: злоупотребление или систематическое употребление алкоголя, психотропных веществ, табакокурение – что принято считать химической аддикцией.
- Тест Сакса Леви «Незаконченные предложения» по редакцией В. Михала для детей.
Данная методика направлена на выявление взаимоотношений с родителями, сверстниками, учителями, социальной позиции и самостоятельным пониманием себя ребенком. Методика состоит из 24 незаконченных предложений, которые нужно закончить респонденту самостоятельно.
Инструкция:
Вам даны бланки с незаконченными предложениями, вы должны закончить данное предложение. Важно то, что отвечать нужно быстро не раздумывая и то, что первое придет в голову.
- В ходе эксперимента мною так же было использовано наблюдение – я присутствовала на уроках данного класса, а так же наблюдала за ними на перемене и фиксировала малейшие всплески настроения, раздраженности и агрессии по отношению к одноклассникам и учителям.
- Так же мною была выбрана такая форма диагностики как беседа, после проведения первых двух методик, я побеседовала с учащимися у которых было ярковыраженная склонность к аддиктивному поведению.
По результатам беседы и наблюдения было выявлено что:
Респонденты выходящие в группу риска в основном, это дети из неполных семей, дети чьи родители злоупотребляют алкоголем, и дети чьи родители не уделяют должного внимания и воспитания, дети из неблагополучных семей. Входе наблюдения так же было замечено, что дети находящиеся в группе риска так же имеют вспышки агрессии, нападок на одноклассников и учителей, не контролируют свои эмоции. Так же в ходе беседы дети чьи родители ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют алкоголем, табакокурением, высказывались о том что в их поведение нет ничего недопустимого.
