Статья:

Развитие гражданской идентичности у подростков

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Ескендирова Д.Х. Развитие гражданской идентичности у подростков // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 41(92). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/92/63864 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие гражданской идентичности у подростков

Ескендирова Диана Хаиркеевна
студент, Омского государственного педагогического университета, РФ, г. Омск

 

Разнообразие российского общества, связанное с религиозным, этническим, социальным и культурным многообразием, ставит перед системой образования трудную задачу: содействовать консолидации различных слоев гражданского общества, при этом снижая уровень социальной напряженности между представителями различных конфессий и национальных культур. Поэтому, развитие гражданской идентичности подростков  становится для системы образования ведущим приоритетом, так как именно подростки являются наиболее уязвимой частью общества, подверженной разного рода негативным влияниям.

Термин «гражданская идентичность» возник в педагогической науке и активно стал изучаться сравнительно недавно. До 90-х гг. прошлого столетия данный термин анализировался в рамках концепции «этнического/национального  самосознания». Несмотря на «молодость» данного понятия, его активно рассматривали такие ученые, как: А.Г. Асмолов, Н.Л. Иванова, В.С. Собкин и другие. Многие авторы по-разному трактовали понятие «гражданская идентичность» и закладывали в него следующие характеристики и параметры:

  • реализация базисных потребностей личности, воплощенных в принадлежности к определенной группе;
  • осознание или представление личности о своей принадлежности к конкретному обществу;
  • тождественность  личности  статусу  гражданина,  личная  оценка  своего  гражданского состояния  [2, с. 12].

Многие авторы выделяют следующие структурные  компоненты гражданской идентичности:

  1. когнитивный компонент (проявляется в совокупности знаний законах, принципах, устройстве власти, организации общества на правовой основе и т.д);
  2. эмоционально-оценочный компонент (связан с умением человека соотносить знания с представлениями об устройстве государства, обладать  собственным мнением по поводу общественно-политических событий);
  3. ценностно-ориентировочный компонент (связан с принятием и уважением прав и свобод других людей);
  4. деятельностный компонент (связан с активным участием обучающихся в общественной жизни того учреждения, в котором он учится; желанием и готовностью участвовать в общественно-политической жизни страны, способностью противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям) [1, с. 85-86].

Подростковый возраст является сензитивным периодом для формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и  мировоззрения, выработке ценностных ориентаций, а также к развитию их гражданской идентичности. В подростковом возрасте актуальным становится процесс его личностного самоопределения, познания самого себя как личности и активного субъекта общественных отношений. Главной задачей личностного самоопределения подростков становится формирование гражданской идентичности, к которой относится осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства. Формирование гражданской идентичности подростков осуществляется такими институтами социализации, как: общественные организации, семья, школа, учреждения дополнительного образования, средства массовой информации, которые в совокупности составляют систему межсетевого взаимодействия [3, с. 112]. Для формирования гражданской идентичности в школе, необходимо организовывать деятельность, включающую: формирование важных моральных ценностей и правил поведения в обществе, формирование уважения к законам и к правам других людей, познание и соблюдение элементарных правовых норм и определение гражданской позиции человека. Другое организационно-педагогическое условие развитие гражданской идентичности обучающихся - социальные практики. Социальные практики с участием обучающихся представляют собой совокупность способов поведения и определенных действий, которые направлены на реализацию интересов молодых людей. Это способ самовыражения, почувствовать ответственность за принятие решения, а также влиять на социальное окружение индивида. Школа является естественной площадкой социальной практики. Социальные практики отвечают доминирующим потребностям возраста [4, с. 17]. Удовлетворяя данные потребности, подростки усваивают мораль общества, вырабатывают взгляды, убеждения, принципы и правила поведения. Именно с общественно полезной деятельностью, в рамках участия обучающихся в социальных практиках, связаны резервы воспитания подростка как гражданина, формирование гражданской идентичности.

 

Список литературы:
1. Кожанов И.В. Научно-теоретические подходы и принципы формирования гражданской идентичности личности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2013. – № 1 (77). – С. 83-89.
2. Погорелый Д.Е. Политологический словарь-справочник / Д.Е. Погорелый.  Ростов на Дону: Наука-Спектр, 2008.  320 с.
3. Стуканов В. Г. Психолого-педагогические задачи нравственно-правового воспитания личности // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. – 2015. – Т.26. – № 1. – С. 112-116.
4. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. – 1988.  № 6. – 53 с.