Статья:

Буллинг среди детей с ОВЗ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(95)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Атаджанян Е.Г., Кольцова И.В. Буллинг среди детей с ОВЗ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 2(95). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/95/64797 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Буллинг среди детей с ОВЗ

Атаджанян Евгения Григорьевна
студент, Ставропольский Государственный Педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Кольцова Ирина Владимировна
канд. психол. наук, доцент, Ставропольского Государственного Педагогического института, РФ, г. Ставрополь

 

Аннотация. Рассматривается проблема буллинга детей с ограниченными возможностями здоровья при их включении в образовательный процесс общеобразовательных школ. В статье показаны основные причины проявления буллинга в школьном пространстве и актуальность данной проблемы в настоящее время.

 

Ключевые слова: начальное общее образование, инклюзивное образование, ОВЗ, буллинг, ФГОС.

 

Появление и внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательную практику создают потребность обеспечения определенных условий для организации инклюзивного образования [1, с. 153]. Обучение и воспитание детей с ОВЗ может быть организовано в общеобразовательных организациях совместно с их сверстниками, не имеющими серьезных проблем со здоровьем. В настоящее время появление в классе ребенка с ОВЗ уже не вызывает удивления, но тем не менее приводит к возникновению социально-психологических проблем, в число которых входит проблема насилия и жестокости в детской среде. Проявления жестокости по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья многогранны: от незначительных и на первый взгляд безобидных шуток и прозвищ до тяжелых насильственных действий.

Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

В данный момент образование детей с ОВЗ ассоциируется у общества со словом «инклюзия», которое подразумевает процесс увеличения степени участия всех граждан, в первую очередь граждан, имеющих трудности в психофизическом развитии, в социуме. Инклюзивное обучение предполагает полное включение детей с различными возможностями здоровья во все аспекты школьной жизни. Несомненно, это требует адаптации школьного пространства к тому, чтобы в полной мере удовлетворить нужды всех детей. К сожалению, на сегодняшний день нельзя быть уверенными в том, что школьное пространство готово удовлетворить потребности каждого ребенка без исключения, нельзя утверждать, что общество готово уважать различия и особенности человека. Изучив эту проблему, можно выделить две модели поведения общества по отношению к детям с ОВЗ: ребёнка либо принимают, либо отторгают, считая чужим.

Говоря об инклюзивном образовании, необходимо помнить принципы данной формы обучения, ключевыми словами и словосочетаниями которых являются «включать», «принимать», «вовлекать»; «нуждается», «имеет  право» [2, с. 10].

В современном школьном пространстве дети регулярно сталкиваются с насмешками, открытыми издевательствами. Дети с ОВЗ наиболее подвержены такому отношению окружающих их людей.

Буллинг подразумевает регулярное психологическое или физическое давление на жертву, осуществляемое одним человеком или группой людей, которое происходит в условиях замкнутой общественной группы.

Буллинг в школьном пространстве следует разделить на две основные формы:

1) физический школьный буллинг – умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений;

2) психологический школьный буллинг – насилие, связанное с воздействием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследований, запугиваний, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность.

Ребенок, сталкивающийся с такой проблемой как буллинг, испытывает непонимание, страх, одиночество, непринятие. Всё это мешает его полному включению во все аспекты школьной и общественной жизни. Факторы, мешающие ребенку быть принятым, могут носить разные формы: вербальные, физические, психологические. Любой ребёнок, по тем или иным причинам отличающийся от большинства, может стать жертвой буллинга, а ребёнок с ограниченными возможностями здоровья подвержен риску сильнее. Это происходит по причине неготовности общества понимать, принимать, уважать тех, кто отличается от большинства.

Проблема буллинга среди детей с ОВЗ возникает в школьном пространстве также из-за отсутствия должных коммуникативных навыков. При этом делается большой акцент на конкуренции, качествах лидерства. Без навыков общения конкуренция строится на жестокости, конфликтности. Не менее важную роль играет социальное неравенство. Сбои эмоциональной сферы, проявляющиеся в виде импульсивности, несдержанности тоже рассматриваются в качестве неблагоприятных факторов. Рассматривая данную проблему, нельзя не акцентировать внимание на важности роли педагога и его авторитете в классе.

Риск возникновения описанных неблагоприятных факторов в образовательных организациях повышается, если не все участники образовательного процесса  готовы к появлению ребенка с ограниченными возможностями здоровья в школьном пространстве. Обучающиеся могут быть не готовы к наличию физических и психологических особенностей у одноклассника. Педагоги могут быть не готовы психологически и профессионально. Учителю важно не потерять чувствительность к атмосфере в  классе и не упустить момент зарождения буллинга.

Ответственность за наличие или отсутствие в детских коллективах буллинга не лежит исключительно на педагогах, но именно у педагогов чаще всего есть возможность вовремя проконтролировать, выделить зачинщиков и жертв буллинга. Учитель знает статус каждого ребенка в классе, особенности отношений в семьях детей, а также специфику их межличностных отношений.

Нельзя игнорировать и психологическую неподготовленность общества к принятию детей с ОВЗ (плохая осведомленность об особенностях детей с ОВЗ, страхи, отсутствие толерантности). Многие родители проявляют негативную позицию по отношению к включению в учебный процесс класса детей с ОВЗ. Также большая часть родителей затрудняется дать совет своему ребенку в вопросе формирования здоровых взаимоотношений с их особенным сверстником, нередко могут рекомендовать игнорировать ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Родители опасаются того, что ребенок с ОВЗ будет мешать, отвлекать учителя, обучающихся, что в свою очередь ухудшит учебный процесс, поспособствует недостаточно качественному усвоению знаний, умений и навыков [3, с. 59].

Инклюзивное образование – это своеобразная перестройка сознания участников образовательного процесса.

К сожалению, добиться того, чтобы ни один ребенок на протяжении всего школьного обучения не почувствовал себя притесненным со стороны сверстников невозможно. Однако можно значительно уменьшить проявление агрессии в школьном пространстве путём проведения специальных мероприятий с участниками образовательного процесса, направленных на формирование толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Итак, наиболее часто жертвами буллинга становятся дети, имеющие особенности, отличия от основной массы детей. Слишком незначительный опыт включения детей с ОВЗ в общеобразовательные классы, обучение в условиях интернатов, домашние формы обучения детей с ОВЗ привели к психологической неготовности обучающихся к взаимодействию со сверстниками, имеющими психофизические особенности. Отсутствие должного уровня психологических знаний у педагогов о детях с ОВЗ также играют немаловажную роль в формировании здорового микроклимата в классном коллективе. Известны случаи, когда сами педагоги, при наличии недостаточной осведомленности об особенностях обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, могут неосознанно спровоцировать буллинг ребенка в школьном пространстве.

Предупреждение явлений дискриминации по отношению к детям с ОВЗ и предотвращение случаев школьного буллинга является актуальной задачей государства, что требует тщательного анализа условий формирования благоприятных межличностных взаимодействий в образовательных организациях, поскольку жестокое отношение к ребёнку неминуемо приводит к негативным последствиям.

 

Список литературы:
1. Пургина Е.И. Философские основы инклюзивного образования в контексте специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогическое образование в России. ‒ 2014. ‒ № 2. ‒ С. 152-156.
2. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование. – 2014. ‒ №1. ‒ С. 5-16.
3. Короткова М.Н., Потапова И.А. Социальная политика государства: к вопросу об инклюзивном образовании в России // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2016. – № 1 (53). – С. 59-60.