Статья:

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(276)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Сикорская Е.И. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 9(276). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/276/145610 (дата обращения: 17.08.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Сикорская Ева Игоревна
студент, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров

 

FORMS OF EDUCATION FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

 

Eva Sikorskaya

Student, Vyatka State University, Russia, Kirov

 

Аннотация. В статье автор рассматривает пять форм обучения детей с ОВЗ, предлагает алгоритм выбора формы обучения именно для вашего ребенка и делает вывод о важности этих форм.

Abstract. In the article the author considers five forms of education for children with disabilities, offers an algorithm for choosing the form of education for your child and makes a conclusion about the importance of these forms.

 

Ключевые слова: формы обучения, дети с ОВЗ, инклюзия, индивидуальные особенности. 

Keywords: forms of education, children with disabilities, inclusion, individual characteristics.

 

Введение. В современном обществе особое внимание уделяется обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как данная категория детей нуждается в особых формах и методах обучения, которые бы учитывали их индивидуальные особенности и потребности.

Основные проблемы и задачи обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) связаны с созданием условий для их успешной интеграции в общество, обеспечением доступности и качества образования, а также социальной адаптации и реабилитации. Для этого существуют формы образования. Формы обучения детей с ОВЗ могут быть различными и зависят от многих факторов, таких как возраст ребенка, характер и степень выраженности его нарушений, а также возможности и потребности семьи.

Существует несколько основных форм обучения детей с ОВЗ: индивидуальный подход и индивидуализация, групповое обучение, дистанционное образование, инклюзивное образование, коррекционное образование.

Индивидуальный подход и индивидуализация. Индивидуальный подход хорошо известен в педагогике. Учитель обязан дать детям знания по ФГОС, но он видит, что дети, сидящие перед ним, разные и по-разному усваивают материал. Педагог пытается выложить единое учебное содержание определенным, этому ребенку подходящим способом.

В противовес этому подходу появился принцип индивидуализации, который не предполагает ни единого содержания, ни наличия традиционного учителя. Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ученика [1].

Индивидуальный подход и индивидуализация позволяют адаптировать содержание учебных программ к возможностям учащихся с ограниченными возможностями здоровья, что в свою очередь, создает благоприятные условия для развития личности каждого школьника, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки [2].

Групповое обучение. Групповое обучение способствует активизации деятельности детей, более полному вовлечению их в воспитательный процесс, практическому освоению умений коллективной деятельности и навыков социального поведения, активизации речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности в условиях естественной, ситуационной мотивации общения, познания, межличностного взаимодействия. Групповое обучение позволяет осуществлять взаимообучение детей, развивает самостоятельность, инициативность, ответственность, чувство товарищества, партнерства, готовности к взаимопомощи.

Целью группового обучения являются развитие мышления обучающихся, активное включение каждого ребенка в процесс усвоения предлагаемого материала. Одним из важнейших компонентов в понимании групповой работы является представление об игре. Групповая работа это, прежде всего игра – игра в обучение, игра в организацию, игра в мышление. Как и в любой игре, здесь есть свои правила. Любой, кто думает, что групповая работа – всего лишь особая форма развлечения и соблюдать правила не так уж и важно – тот проигрывает.

Особенности группового обучения дают дополнительный эффект в развитии, воспитании и обучении детей с ОВЗ. Вместе с тем, этот эффект может быть получен только в том случае, если в группах существуют отношения сотрудничества [3].

Дистанционное образование. Дистанционное обучение – это социально-ориентированная технология обучения, которая обеспечивает соблюдение всех прав детей-инвалидов в области получения образования. Детям, которые по состоянию здоровья, не могут посещать школу, приходится обучаться на домах. В большинстве случаев, кроме педагога с учащимися работает удаленный консультант-дефектолог и специальный психолог. Работа данных специалистов способствует информационной адаптации, виртуальной социализации и восполнению пробелов в знаниях по программе обучения [4].

Эта форма обучения предполагает составление плана обучения, интегрированного под возможности ребенка, руководствуясь его интересами. Дистанционное образование, несомненно, имеет право на свое существование и дальнейшее развитие, так как предоставляет значимые возможности детям с ОВЗ и служит перспективой их социального развития [5].

Инклюзивное образование. Инклюзивная образовательная среда – вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития. Предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, методическую гибкость и вариативность, благоприятный психологический климат, перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали потребностям всех без исключения детей и обеспечивали, по возможности, полное участие детей в образовательном процессе [6].

Решение о рекомендуемых ребенку специальных условиях принимает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Эти рекомендации должны быть согласованы с содержанием индивидуальной программы реабилитации / абилитации (ИПРА), если ребенок является инвалидом.

Инклюзивное образование концентрируется на двух аспектах развития детей: академическом (когнитивном, познавательном) и социальном (аффективном, эмоциональном). Большинство педагогов специальных и инклюзивных школ делают основной акцент на развитии когнитивной учебной программы с целью поддержания академических достижений. В свою очередь, социальному развитию детей с ОВЗ уделяется существенно меньшее внимание. Можно говорить о том, что школы и классы специального обучения воспринимают социальную учебную программу как менее важную, чем академическую, с чем связана практика изоляции детей с ОВЗ от остальных сверстников в рамках специального образования. Однако, по крайней мере, в теории инклюзивное образование основывается на социальном взаимодействии разных воспитанников [7].

Следует особо подчеркнуть, что введение инклюзии в образовательную систему не должно приводить к уменьшению значения специального образования. Все особые дети нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками, однако каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель образования. Образовательная инклюзия, скорее всего, имеет свои пределы, в тех случаях, когда для ребенка нецелесообразно совместное обучение, необходимо предоставить возможность обучаться в специализированном учреждении, позаботившись о формировании социальных умений, включив его в совместные досуговые программы.

Коррекционное образование. Сущность коррекционного образования состоит в формировании психофизических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением или ослаблением, сглаживанием, имеющихся у него нарушений психики, сенсорики, моторики, поведения. Коррекция и компенсация нетипичного развития эффективно могут осуществляться лишь в процессе развивающего обучения, при максимальном использовании сенситивных периодов и опоре на зоны актуального и ближайшего развития.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей условия адекватные и равные с обычными детьми, а также возможность для получения образования в соответствии со специальными образовательными стандартами [8].

В условиях специального (коррекционного) обучения некоторые дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата имеют возможность получить не только полное среднее образование, но и в дальнейшем высшее.

Как выбрать форму обучения, подходящую именно вашему ребенку? Выбор формы обучения для ребенка с ОВЗ зависит от индивидуальных потребностей и особенностей каждого конкретного ребенка. Ниже приведены некоторые факторы, которые стоит учитывать при выборе формы обучения:

  • Тип ОВЗ: сначала необходимо определить, какой тип ОВЗ имеет ребенок.
  • Образовательные потребности: оцените образовательные потребности ребенка и учитывайте их при выборе формы обучения. Ребенку может требоваться индивидуальное обучение с психолого-педагогическим сопровождением или специализированные методики работы, которые не доступны в обычных школах.
  • Предпочтения и возможности ребенка: Учитывайте предпочтения и интересы ребенка. Если ребенок с ОВЗ имеет способности или интересы в определенной области, то можно попробовать найти школу или класс, где есть дополнительные учебные программы или специализированные направления.
  • Социальная адаптация: возможно, потребуется учитывать навыки социальной адаптации и интеграции ребенка.
  • Ресурсы и поддержка: Учтите наличие ресурсов и поддержку, которые доступны для ребенка с ОВЗ в различных формах обучения. Некоторые школы или программы могут предлагать больше ресурсов и помощи для обучения детей с ОВЗ, чем другие.

Важно провести консультацию с психологами, специалистами в области ОВЗ и образованием, чтобы получить рекомендации и помощь в выборе оптимальной формы обучения для вашего ребенка с ОВЗ.

Заключение. В заключении можно отметить, что формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) играют важную роль в их развитии и социализации. Эти формы обучения включают индивидуальное обучение, групповое обучение, коррекционную работу, совместное обучение и др.

Индивидуальное обучение является эффективным методом для развития уникальных способностей каждого ребенка с ОВЗ. Групповое обучение, в свою очередь, способствует развитию навыков социального взаимодействия и коммуникации. Коррекционная работа позволяет устранить отклонения в развитии ребенка и помочь ему преодолеть трудности. Совместное обучение с детьми без ОВЗ способствует интеграции и взаимопониманию между детьми с разными способностями.

Однако, несмотря на все преимущества форм обучения детей с ОВЗ, необходимо учесть особенности каждого ребенка и предоставить индивидуальный подход к его обучению. Педагоги и специалисты должны обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы успешно реализовывать эти формы обучения.

Таким образом, формы обучения детей с ОВЗ являются важным инструментом для их развития и интеграции в общество. Важно создавать условия для развития каждого ребенка, учитывая его индивидуальные потребности и способности. Это поможет детям с ОВЗ достичь полного потенциала в образовании и взаимодействии со своим окружением.

 

Список литературы: 
1. Скворцова О.А. «К теоретическому обоснованию понятий "индивидуализация" и "индивидуальный подход" в обучении детей с ОВЗ» [Дневник] - Специальное образование, 2016 г. - 12.
2. Е.В. Резникова. Е.С. Будникова. «Реализациия индивидуального подхода при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии» - Челябинск : Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2018 г.. - 7.
3. Лисина О.Я. «Особенности групповой работы с учащимися с ОВЗ в воспитательном процессе школы» - Еманжелинка, 2016.
4. А.Ю. Пьянкова. Н.В. Ломовцева. «Аспекты дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» - Екатеринбург : ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет».
5. И.И. Синагатуллина. А.А. Пушкарева. О.В. Пустовойтова. Л.А. Яковлева. «Возможности дистанционного обучения в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» - Магнитогорск : Современное педагогическое образование, 2020 г. - 6.
6. Сунцова А.С. «Теория и технологии инклюзивного образования» - Ижевск : ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», 2013 г.
7. И. Ю. Левченко. О. Г. Приходько. А. А. Гусейнова. В. В. Мануйлова. «Инклюзивное образование: Cпециальные условия включения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство» - Москва : Национальный книжный центр, 2018.
8. Арасланова М.М. «Коррекционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья»  - 2013 : Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 1.