Статья:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Сомова А.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 37(216). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/216/119173 (дата обращения: 24.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

Сомова Алла Анатольевна
магистрант, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, РФ, г. Магнитогорск
Мережников Андрей Петрович
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, РФ, г. Магнитогорск

 

Аннотация. Статья посвящена психологическому сопровождению подростков по формированию адекватной самооценки и уверенности в себе.

 

Ключевые слова: самооценка, адекватность, уверенность, подростки.

 

Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта, низкий уровень уверенности в себе оказывают влияние на формирование тревожности, нерешительности и стресса [1, с. 227].

Страх показаться смешным в глазах ровесников, несостоятельным и неуспешным в той или иной ситуации беспокоит большинство подростков [2, с.58]. Это объясняется тем, что подростковый возраст – один из самых сложных и критических этапов развития. Именно в этом возрасте формирующееся самосознание делает подростков чувствительными к критике окружающих, эмоционально неуравновешенными и неуверенными в себе [3, с. 192].

На сегодняшний день актуальным является применение программы психологической помощи подростков, направленной на развитие адекватной самооценки и уверенности в себе.

Для успешной реализации обозначенной цели решаются следующие задачи: 

1. Формирование умения оценивать возможности и результаты своей деятельности и деятельности других людей.

2. Осознание собственных положительных и отрицательных сторон.

3. Формирование положительного самоотношения.

4. Развитие понимания собственной индивидуальности и индивидуальности других детей.

5. Развитие у подростка умений и навыков психофизической саморегуляции, релаксации (снятие мышечного и эмоционального напряжения) и навыков владения собой в критических ситуациях.

6. Формирование навыков уверенного поведения.

7. Развитие коммуникативных навыков.

Основными формами работы с подростками являются: психологическая диагностика, психологическое просвещение, психологическая коррекция и индивидуальное психологическое консультирование.

Психологическое просвещение, проводимое в форме бесед и лекций, призвано: 1) доступно разъяснить подросткам источники и причины их психологических трудностей; 2) обсудить проблему самооценки и уверенности в себе; 3) мотивировать подростков на активную работу в группе и работу над собой.

Психологическая коррекция направлена на активное формирование адекватной самооценки и уверенности в себе. Основным средством здесь выступает коррекционная программа, реализуемая в группе. Преимущество данного вида работы заключается в том, что он позволяет реализовать на практике необходимые психологические условия, способствующие развитию у подростков способности к самопознанию, формированию адекватной самооценки и уверенности в себе.

Система психологического сопровождения при работе с подростками также предполагает возможность индивидуального  психологического консультирования. Консультирование осуществляется в том случае, когда психолог выявляет наиболее проблемного подростка, видит его особую потребность в индивидуальной работе.

Таким образом, модель психологического сопровождения подростков приведет к желаемому результату, а именно:

– сформированной адекватной самооценке и самоуважении;

– осознании своих сильных и слабых сторон характера, достоинств и недостатков;

– сформированной позитивной установке по отношению к себе и к окружающим;

– убежденности в успешности своих действий;

– способности верить в себя, в свои силы и возможность достичь поставленных перед собой целей;

– умении преодолевать свои страхи и негативные эмоциональные состояния;

– наличии репертуара уверенного поведения и развитости эффективных коммуникаций.

В качестве модели психологического сопровождения была разработана и реализована программа с учащимися 6-х классов в форме групповой работы. При необходимости проводились индивидуальные консультации. Результатом такой работы явилось изменение количества подростков с неадекватной самооценкой и неуверенных в себе. У подростков отмечена положительная динамика в личностном развитии, а именно: повысился уровень самооценки и самоуважения, появились убежденность в своей успешности, уверенность в себе и смелость в социальном взаимодействии. Эти результаты позволяют говорить об эффективности программ психологического сопровождения подростков по формированию адекватной самооценки и уверенности в себе.

 

Список литературы:
1. Горбунова, О. С. Особенности самооценки подростков в межличностных конфликтах / О. С. Горбунова // Концепт. – 2015. – №1. – С. 226-230. 
2. Самоукина Н. В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: ИНТОР, 1997. 192 с. 
3. Соловьёва О. В. Психология лидерства: учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. 284 с.