Статья:

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(234)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Карсакова О.Ю. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 11(234). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/234/124576 (дата обращения: 20.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

Карсакова Ольга Юрьевна
студент, ФГАОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга
Газизова Фарида Самигулловна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГАОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

В соответствии с новыми требованиями государственного образовательного стандарта Российской Федерации важным интегративным качеством определяется грамотное взаимоотношение детей младшего школьного возраста со сверстниками Человек, который не общается, не может жить, расти и творить среди людей. Чтобы быть образованным, легко адаптироваться в социуме, общаться, дошкольникам необходимо овладевать коммуникативными навыками.

Стандарты нового поколения по сравнению с предыдущими включают в себя очень большие вариативные возможности, которые могут быть реализованы через вариативность коммуникативных средств, с помощью которых педагог организует формирование взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками.

Эта проблема особенно важна в настоящее время, когда моральное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную озабоченность. Большинство негативных явлений, наблюдаемых в школьной среде (агрессивность, отчуждение, жестокость, враждебность), возникают, когда ребенок вступает в свои первые социальные отношения. Если отношения хорошие, если ребенка привлекают сверстники и он может общаться с ними, он может надеяться, что и в будущем он будет чувствовать себя хорошо среди людей.

Отношение к другим людям составляет основу жизни человека, Центр духовно-нравственного развития личности. Эти отношения зарождаются в детстве. Опыт этих первых отношений стал основой для дальнейшего развития взаимоотношений детей со сверстниками.

Перед педагогами постоянно стояла проблема воспитания гуманных, добрых отношений в школьных коллективах. Важность этой задачи очевидна, поскольку у младших школьников есть основные варианты того, как они относятся к себе и другим [1].

Ввзаимоотношение детей младшего школьного возраста со сверстниками можно охарактеризовать как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям:

- в нем участвует очень мало людей;

-это прямое взаимодействие: участники находятся в пространстве, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществляют обратную связь;

-это личностно-ориентированное общение; предполагается, что каждый из его участников признает независимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание его эмоциональное состояние, самооценку, характеристики личности.

Взаимоотношение детей младшего школьного возраста со сверстниками - общение между несколькими детьми, осуществляемое с помощью речи и средств речевого воздействия, в результате которого устанавливается психологическая связь и устанавливаются положительные отношения между участниками общества.

Понятие "взаимоотношение" должно внести в описание новый смысл и дополнительные оттенки и объяснить процесс межличностного взаимодействия, претендуя на свое место в словаре терминов теории личности.

Взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками можно разделить на следующие виды отношений: руководство-подражание, эмоциональное общение, кооперация, отмечает Е. В. Субботина.

В частности, они изучали партнерские отношения. Автор считает эти отношения отношениями, в которых ребенок и его сверстники выполняют одинаковые или похожие программы, не связанные с внешним узлом.

Определяются основные виды взаимодействия, такие как солидарность, соперничество, конфликт. Человеческие взаимодействия в значительной степени регулируются социальными нормами, социальным контролем и социальными ролями. Необходимым условием успешного процесса общения является соответствие взаимодействующих людей ожиданиям друг друга.

Позитивные отношения между детьми характеризуются их стремлением быть хорошими, желанием доставлять удовольствие другим, желанием помогать, уважать сверстников, быть добрыми. Эти черты личности дошкольного возраста определяют не только внутреннюю культуру взаимодействия, но и форму их выражения. Позитивное отношение выражается в справедливом, вежливом, скромном, вежливом и предупредительном отношении ребенка к взрослым и сверстникам.

Позитивный взгляд на внешний вид своего будущего позволяет ребенку критиковать некоторые из своих недостатков и пытаться преодолеть их с помощью взрослых. Поведение школьника зависит от него самого и от того, каким он должен быть. Позитивное восприятие себя моим ребенком умеренно влияет на успех, способность заводить друзей и способность видеть их положительные качества в тех случаях, когда они взаимодействуют.

Взаимодействуя с внешним миром, школьник принимает активное участие и познает его, а вместе с ним и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенным знаниям о себе и окружающем мире. Опыт самопознания создает предпосылки для формирования у младших школьников способности преодолевать негативные отношения со сверстниками, конфликтные ситуации. Знание своих собственных возможностей и особенностей помогает вам понять ценности окружающих вас людей.

Позитивные отношения между детьми характеризуются их стремлением быть хорошими, желанием доставлять удовольствие другим, стремлением оказывать помощь, уважение к сверстникам, быть добрыми. Эти черты личности дошкольного возраста определяют не только внутреннюю культуру взаимодействия, но и форму их выражения. Позитивное отношение выражается в справедливом, вежливом, скромном, вежливом и предупредительном отношении ребенка к взрослым и сверстникам.

Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития взаимоотношений. Общение-процесс взаимодействия людей, согласования и объединения их усилий для достижения общего результата, индивидуальных отношений, возникающих в ходе взаимодействия, взаимодействие-компонент совместной деятельности и отношений. Общество, как и любая другая деятельность, представляет собой «особую потребность в самодостаточности, которая сочетается с другими потребностями и стремлениями человека, такими как тепло, еда, влияние и активность или желание безопасности» [2, с. 98].

Общение включает в себя взаимодействие партнеров. Это очень важно для человека и рассматривается психологами как особый способ адаптации к окружающей социальной среде. В результате общения формируется представление о другом человеке и о себе, о своих возможностях и способностях.

Таким образом, формирование взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками - остаточно актуальная проблема, от уровня формирования этих компетенций зависит не только эффективность обучения детей, но и процесс их социализации и развития личности в целом.

Приобретение коммуникативных навыков может быть вызвано причинами недопонимания, ссорами во время совместной работы в коллективе, а также серьезными негативными последствиями при обучении в начальной школе.

 

Список литературы:
1. Жданова Л. У. Нравственное воспитание младших школьников как актуальная педагогическая проблема / Л. У. Жданова, Е. В. Будаева, В. В. Филиппова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 471-473.
2. Пинхасова Е. А. Условия развития положительных взаимоотношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре / Е. А. Пинхасова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 97-101.