ГЕНЕЗИС «ИНСТИТУТА НАСТАВНИЧЕСТВА» У ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РОССИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)
ГЕНЕЗИС «ИНСТИТУТА НАСТАВНИЧЕСТВА» У ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ РОССИИ
THE GENESIS OF THE "MENTORING INSTITUTE" FOR RUSSIAN ENTREPRENEURS
Guzel Shubina
Master`s student, Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasova, Russia, Kazan
Anatoly Fukin
Scientific director, Doctor of Psychological Sciences, professor, Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasova, Russia, Kazan
Аннотация. В статье рассматривается генезис института наставничества, а также внедрение его в предпринимательскую сферу. Авторы приходят к выводу о том, что институт наставничества в предпринимательстве заимствован из-за рубежа, где в современной этимологии он именуется как менторство и отличается разнообразным количеством практик.
Abstract. The article discusses the genesis of the mentoring institute, as well as its introduction into the business sphere. The authors come to the conclusion that the institution of mentoring in entrepreneurship is borrowed from abroad, where in modern etymology it is referred to as mentoring and is distinguished by a diverse number of practices.
Ключевые слова: наставничество, история наставничества, институт наставничества, наставничество в предпринимательстве.
Keywords: mentoring, mentoring history, mentoring institute, mentoring in entrepreneurship.
Важную роль в развитии собственного дела для человека играет институт наставничества. Предпринимателю может потребоваться различная поддержка и навыки наставничества в зависимости от типа предпринимателей, личностных качеств или стиля принятия решений и фазы, на которой предприниматели находятся в данный момент. Согласно замыслу этого института, наставник ведет предпринимателей от концепции бизнеса до разработки продукта и роста бизнеса. В этом плане наставничество выступает как система передачи профессионального опыта и знаний [1, с. 18].
Относительно определения «наставничества» и этимологии этого слова, а также внедрения его в предпринимательскую деятельность в России существуют различные точки зрения. Целью настоящей статьи является определение генезиса института наставничества в предпринимательстве.
Исторический обзор слова «наставничество» позволяет констатировать, что данный институт в свое упрощенном виде существовал с древних времен. Так, термин «наставник» впервые появился у греков в «Одиссее» Гомера между восьмым и девятым веками. Хотя с того времени определенно было много наставников, особенно философских и религиозных.
В целом из анализа разнообразных источников и практических материалов по теме следует, что наставничество всегда связывалось с профессионализмом, опытом, интеллектуальным потенциалом и уровнем личностных качеств наставника [2, с. 28]. Использование слова «наставничество» в его более совершенном виде зародилось в Америке во второй половине восемнадцатого века. Именно Энн Мерри написала одну из первых книг по наставничеству в 1778 году, которая содержала инструкции для молодых людей. В 1830 году С. Уайлд основал в Нью-Йорке периодическое издание, предназначенное специально для молодежи и называвшееся «Наставник и наставник молодежи».
В дальнейшем институт наставничества продолжает развиваться. В американской публицистике издаются книги, посвященные проблемам наставничества для женщин, мужчин и других категорий граждан. Однако лишь после более чем двух десятилетий спустя, в 1910 году, наставничество сформировалось полностью. В 1918 году наставничество молодежи переместилось из социального мира в школы и другие сферы социальной жизни.
В России развитие института наставничество можно относить к 19 веку, когда с целью «передачи» на предприятиях с целью обучения новичков продвинутых методов работы стали использовать метод наставничества. Классическая форма наставничества существовала и в советской России практически в любой компания, государственные службы, организации, учреждения, университеты и т.д. Понятие «наставничество» в своем современном значении получило развитие в 60-х годах середины ХХ века как эффективная форма профессиональной подготовки и нравственности образование молодежи.
Таким образом, большая часть актуализации наставничества не появлялась до двадцатого века в Америке, и когда это произошло, как уже отмечалось, оно было нацелено на молодежь. Появляются публикации, касающиеся наставничества для женщин, детей, а также в сфере образования, начинают разрабатываться и внедряться новые методы. В начале 80-х годов наставнический опыт активно начинает использоваться в США в менеджменте. Примерно в этот период из США начинает заимствоваться институт «наставничества» в современном его понимании. В США и Великобритании на сегодняшний день существует большое количество практик наставничества в предпринимательстве, которые можно использовать и в российском предпринимательстве.
К 1980 году термин «наставничество» начинает достигать расцвета и распространяется во всех государствах, наблюдается рост наставнических исследований и комментариев в профессиональных журналах. Можно утверждать, что с момента появления термина наставничество, он достиг развития к середине 1980-х годов и продолжает интегрироваться в профессиональную сферу. Это подчеркивается тем фактом, что в большинстве университетов, школ, предприятий, организаций и правительств есть программы наставничества.
Подводя итог, необходимо отметить, что институт наставничества в свое упрощенном виде существовал с древних времен. В разные периоды развития российского государства встречаются попытки внедрения в различные сферы деятельности данного института. Институт наставничества в предпринимательстве заимствован из-за рубежа, где в настоящее время его принято называть «менторством».