Статья:

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЕТВЬ ВЛАСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Кабдулова З.К. ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЕТВЬ ВЛАСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 21(200). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/200/113970 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЕТВЬ ВЛАСТИ

Кабдулова Земфира Канатовна
студент, Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград
Кононенко Данил Валерьевич
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград

 

Аннотация. В статье приведены позиции ученых относительно идеи президентской ветви власти. Автор придерживается позиции, согласно которой президентская ветвь власти нуждается в признании на законодательном уровне в качестве четвертой (самостоятельной) ветви.

 

Ключевые слова: Президент РФ, Конституция РФ,  президенсткая власть, принцип разделения властей.

 

Интересным видится идея президентской ветви власти. Здесь стоит подчеркнуть точку зрения, нашедшую выражение в трудах отечественных специалистов в области конституционного права. Приверженцы такой позиции полагают, что Президента нельзя причислять ни к одной из ветвей власти, так как он руководит ими.

В рамках данной проблематики учеными было написано немало работ, посвященных признанию президентской ветви власти как самостоятельной. Впрочем, не со всеми утверждениями можно согласиться. К примеру, С.Г. Паречина, справедливо отмечает, что сложившееся представление института президентства как отдельной ветви власти, по смыслу измененное учение Б. Констана о четырех властях, измененная к республиканской форме правления, тем не менее полагает, что главенствует над остальными институтами государства президент.

В свою очередь, Л.И. Дмитриева вытесняет наличие президентской ветви власти из «фактического места Президента в системе органов государственной власти». В диковину защищать идею существенного характера, сформировавшейся политической и управленческой практикой, не критикуя при этом ее соответствие с Конституцией, а также принципу разделения властей. Данное положение неверно истолковывает и сам вывод, ведь автор далее указывает, что президент по сути стоит во главе исполнительной власти, однако, Л.И. Дмитриева ставит акцент на том, что нет надобности рассматривать президентскую власть в отрыве, ставя ее выше других ветвей власти, так как эти ветви выполняют, возложенные на них Конституцией РФ полномочия, при этом находятся во взаимосвязи с другими ветвями с целью оказания воздействия на иные ветви власти и на главу государства.  Оттого и возникают коллизии, так как не совсем ясно имеет ли право Президент представлять самостоятельную ветвь власти вместе с тем возглавляя, по сути, исполнительную власть? Как нам кажется, это типично больше для старинной концепции, сегодня же такое видится невозможным.

Справедливы те ученые, отмечающие, что концепция разделения властей не влечет за собой конкретное обозначенное число и тем более строгий определенный спектр функций и полномочий. Уместен вывод российского исследователя А. Бруслика: «Наличие объединения парламента и правительства, находящееся на уровне взаимосвязи ветвей власти, по – большому счету истолковывается учеными неверно. Правительство выступает политическим центром принятия управленческих решений, который вместе с тем создает тесную связь между исполнительной и законодательной властью. Данное разделение между ветвями несет в себе скрытый смысл».

Президент не относится ни к одной ветви власти,  институт президента выступает в качестве самостоятельной ветви власти. Отсюда возникает вопрос: каково предназначение Президента на современном этапе развития государства? На этот вопрос нельзя ответить «президент есть глава государства», так как это не вносит никакой конкретики, ведь категория «глава государства» довольно неоднозначная и спорная. Собственно, в чем тогда его предназначение?

Конституция Российской Федерации, в частности, дает ответ на этот вопрос, определяя Президента в ст. 80 гарантом Конституции, что подразумевает собой все гарантии конституционного режима правового положения личности. На самом же деле часть конституционных функций и полномочий Президента не только выступают за рамки его предназначения, но и противоречат ему, следствием чего на практике возникает сложность в подлинном гарантировании Конституции.

На современном этапе развития государства необходимо обозначить и признать отдельную президентскую ветвь власти. Данная идея позволит устранить мнение о том, что президент стоит выше «триады властей» и позволит обеспечить взаимодействие с каждой из ветвей власти, не только посредством системы сдержек и противовесов, но и подвергаясь законному воздействию со стороны других публично-властных институтов.

 

Список литературы:
1. Саблин Д.А., Мальгина К.А. Особый характер взаимоотношений президента РФ и правительства РФ // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации, 2017. – С. 153-155;
2. Альберт Р. «Выгоды», доступные президентским республикам, в условиях парламентских демократий // Сравнительное конституционное обозрение. – М., 2011. – № 3. – С. 32–58;
3. Шхагапсоев З.Л. Президент России в системе разделения власти РФ: Место и роль // Общество и право. – Краснодар, 2007. – № 2. – С. 24–30.