Статья:

КОМПЕТЕНЦИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В РФ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(240)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Вдовина Д.Д. КОМПЕТЕНЦИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В РФ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 17(240). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/240/126427 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КОМПЕТЕНЦИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В РФ

Вдовина Дарья Дмитриевна
студент, Государственный университет Дубна, РФ, г. Дубна
Шишков Андрей Альбертович
научный руководитель, Государственный университет Дубна, РФ, г. Дубна

 

COMPETENCE OF THE COMMISSIONER FOR THE RIGHTS OF THE CHILD IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

Daria Vdovina

Student, Dubna State University, Russia, Dubna

Andrey Shishkov

Scientific adviser, Dubna State University, Russia, Dubna

 

Аннотация. В данной статье рассматривается компетенция уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации. В статье описываются основные области деятельности уполномоченного, а также принципы и методы работы органа защиты прав детей.

Abstract. This article examines the competence of the Commissioner for Children's Rights in the Russian Federation. The article describes the main areas of activity of the Commissioner, as well as the principles and methods of work of the body for the protection of children's rights.

 

Ключевые слова: уполномоченный по правам ребенка, защита прав детей, международные договоры, пропаганда прав детей, обучение, юридическая помощь, мониторинг.

Keywords: Commissioner for Children's Rights, protection of children's rights, child poverty, social maladjustment, international treaties, promotion of children's rights, education, legal assistance, monitoring.

 

Основой для установления и функционирования института Уполномоченного по правам ребенка являются, прежде всего, общепризнанные нормы, закрепленные международной организацией, в Конвенции ООН по правам ребенка и ратифицированные в отечественной правовой системе. Российская Федерация, как страна участник Конвенции ООН, по правам ребенка обязуется принять меры для защиты ребенка, создать благоприятные условия для его развития, принять законодательные, просветительские, социальные и другие меры, обеспечивающие защиту его прав и интересов. Утверждая Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ, правомочия, которым наделяется должностное лицо, соответствует целям и задачам, поставленным перед ним, которые направлены на повышение эффективности защиты прав несовершеннолетних, совершенствования действующих правовых механизмов защиты прав человека, применительно к детям, налаживания взаимодействия с другими странами, в вопросах соблюдения прав детей и так далее. Таким образом, широкие полномочия детского омбудсмена, как самостоятельной персоны, обеспечивающей защиту прав несовершеннолетних в государственном устройстве, имеют важное значение, свидетельствующее, прежде всего, о степени развитости государства в вопросах обеспечения гарантий соблюдения прав, интересов ребенка.

На законодательном уровне полномочия детского омбудсмена определены Указом «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка», федеральным законодательством. [1]

Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ, назначаемое должностное лицо государственной федеральной гражданской службы РФ, который помимо правомочий непосредственного участия в защите интересов детей, является главой государственного учреждения, со всеми атрибутами полномочий управленческой деятельности. В научной литературе, представлены различные классификации полномочий отечественного детского омбудсмена. Так, правовед А.В. Колосов выделяет следующие из них, основывая свои доводы содержанием положений Указа Президента Российской Федерации и федерального законодательства: правомочия организационного характера, реализуемые при управлении учреждением государственной службы; контрольно-надзорные; аналитические и экспертные; просветительские в юридической сфере; координирующие деятельность региональных институтов уполномоченных по правам детей. Автор рассматривает полномочия омбудсмена по правам ребенка на основании порядка их осуществления самостоятельным способом, во взаимодействии с другими государственными органами и должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и интересов детей. [2]

Другое видение правомочий, главного должного лица, стоящего на защите прав ребенка, представляет П.Л. Лихтер, указывая: полномочия по предотвращению прав несовершеннолетних; учетно-аналитические; направленные на соблюдение законодательства, обеспечивающего защиту прав детей; просветительские, в вопросах действующих в государстве правовых норм и положений законодательства по защите интересов и прав ребенка; определяющие принятие участия в законотворчестве. [3]

Можно привести и другие, не менее подходящие системы характеристик правомочий детского омбудсмена, вместе с тем, отметив, что их можно разделить на две группы осуществления функций в международной сфере и внутригосударственной деятельности.

Необходимо отметить, что деятельность Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ, должна соответствовать стандартам международных норм, подписанных договоров, которые признаны, установлены и являются приоритетными в исполнении в отечественной правовой системе. В осуществлении своих функций российский детский омбудсмен защищает права ребенка на международном уровне, взаимодействуя с другими государствами участниками подписанных соглашений. Здесь его полномочия можно классифицировать на обеспечение защиты прав и интересов ребенка за пределами РФ; налаживания связей с другими государствами в сфере защиты прав ребенка; озвучивание позиции государства на международном уровне в вопросах обеспечения защиты интересов несовершеннолетних. Например, за семь лет нахождения на посту детского омбудсмена Павел Астахов, содействовал возвращению российских детей в семьи, которые подвергались неправомерному по российским законам, изъятию органами опеки Норвегии. [4] Следующий Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ, действующий сегодня, Анна Кузнецова активно защищала права ребенка, предпринимала усилия к его возвращению на Родину из Турции.[5] Более того, ее деятельность была связана с репатриацией российских детей из зон военных конфликтов, происходящих в Сирии и Ираке. [6]

На современном этапе, деятельность отечественного детского омбудсмена направлена на развитие связей, между разными представителями зарубежных стран, занимающимися вопросами обеспечения защиты прав ребенка. Совместные соглашения подписаны с Правительствами и уполномоченными по правам ребенка стран Франции, Финляндии, Киргизии и другими. Взаимодействие детских омбудсменов направлено на разрешение проблем внутрисемейных конфликтов, где интересы ребенка наиболее уязвимы.[7] Реализует свои полномочия детский омбудсмен, выражая позицию государства в присоединении к международным правовым актам, посвященным защите интересов детей, в частности, к Конвенции о международном порядке взыскания алиментов на детей и других форм содержания семьи. [8]

Помимо правомочий, представлять должным образом страну, на международной арене, активным участием в защите прав и интересов детей, Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ занимается и внутригосударственной деятельностью, которую определяет Указ Президента Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты. Однако, многими специалистами отмечается, что правовой статус отечественного детского омбудсмена, четко не представлен в современном законодательстве, как и его правомочия. Выделяют несколько наиболее очевидных, к которым относят: работу с жалобами, обращениями граждан по вопросам защиты нарушенных прав несовершеннолетних; проведение анализа будущих законов, касающихся прав несовершеннолетних; обеспечение защиты детей, оказавшихся в чрезвычайно сложной жизненной ситуации; просвещении населения, по вопросам правовых механизмов защиты прав ребенка.

 Сегодня, к Уполномоченному по правам ребенка при Президенте РФ, может обратится любой гражданин с жалобой, заявлением и предложениями, если права несовершеннолетних нарушаются. По данным статистики, таким правом, воспользовались в 2016 году 18218 человек, обратившись к детскому омбудсмену, с жалобами на ущемление прав ребенка. [10]

О реализации своих правомочий в принятии участия в законотворчестве свидетельствует, то факт, что детским омбудсменом был поддержан федеральный закон, внесший изменения в нормативно-правовой акт пенсионного обеспечения в Российской Федерации, где закреплялись права на получение социальной поддержки государства, в случае потери кормильца. [9]

Согласно точке зрения Уполномоченного «данные изменения устраняют пробел в действующем законодательстве и восстанавливает права наиболее уязвимой группы детей». В целях разработки предложений по совершенствованию действующего законодательства при Уполномоченном был создан Экспертный совет [10].

Основные направления компетенции регионального уполномоченного по правам ребенка закреплены в федеральном законодательстве. В законе установлено, что детский омбудсмен готовит и направляет в органы государственной власти доклад о результатах своей деятельности, а также перечислен ряд прав уполномоченного, в том числе и обращение в суд с исковым заявлением.

Отметим, что ни у регионального уполномоченного по правам человека, ни у регионального уполномоченного по правам ребенка не предусмотрено в федеральном законодательстве право законодательной инициативы. Представляется, что наделение омбудсменов таким правом позволит повысить уровень законотворчества в регионе и решить проблемы, носящие массовый характер по нарушению прав и свобод граждан.

Таким образом, правовой статус уполномоченного по правам человека и уполномоченного по правам ребенка обладает рядом пробелов и нуждается в дальнейшем совершенствовании. В заключении приведем некоторые выводы и обобщения:

1. На федеральном уровне законодательное закрепление основ правового статуса регионального уполномоченного по правам человека представляется более унифицированным, по сравнению с правовым статусом уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, при этом в правовых статусах институтов существуют значительные пробелы.

2. Необходимо исключить из законодательства норму, согласно которой уполномоченный по правам человека может выполнять функции уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, так как это предопределяет различный статус уполномоченных внутри своих институтов. Кроме этого, объединение полномочий омбудсмена и детского омбудсмена в рамках функций одного должностного лица увеличивает нагрузку на регионального правозащитника и предоставляет неравные возможности гражданам в области защиты прав и законных интересов в зависимости от региона, в котором они проживают.

3. В федеральном законодательстве необходимо закрепить требования, предъявляемые к кандидату на должность уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, срок полномочий, установить единую модель назначения на должность и предельный срок полномочий, а также закрепить случаи досрочного прекращения полномочий регионального уполномоченного по правам ребенка. Все вышеперечисленное является неотъемлемыми элементами правового статуса института детского правозащитника и должно отражать единую модель института на территории страны.

4. В федеральном законодательстве необходимо установить перечень прав и обязанностей регионального омбудсмена для единообразного подхода в регионах к правовому статусу уполномоченного.

5. Необходимо предусмотреть на федеральном уровне право законодательной инициативы в регионах для уполномоченного по правам человека и уполномоченного по правам ребенка, введение данной нормы позволит унифицировать правовой статус уполномоченных в субъектах Российской Федерации.

Уполномоченный по правам ребенка в РФ является главным органом государственной власти по защите прав и интересов детей. Его компетенция включает в себя следующие области:

Защита прав и свобод ребенка - уполномоченный по правам ребенка в РФ осуществляет мониторинг ситуации с правами детей в стране, занимается пропагандой прав детей, оказывает юридическую помощь ребенку и его родителям, а также инициирует законодательные и иные меры по защите прав детей. Борьба с детской бедностью и социальной дезадаптацией - уполномоченный по правам ребенка принимает участие в разработке программ и мероприятий по борьбе с детской бедностью, социальной дезадаптации детей и предотвращению их противоправного поведения. Содействие в реализации международных договоров - уполномоченный по правам ребенка сотрудничает с международными организациями по защите прав детей и участвует в реализации международных договоров, включая Конвенцию ООН о правах ребенка. Участие в обучении и пропаганде - уполномоченный по правам ребенка проводит различные мероприятия по пропаганде прав детей, участвует в обучении и повышении квалификации работников органов опеки и попечительства, педагогических работников, родителей и детей.

Таким образом, компетенция уполномоченного по правам ребенка в РФ включает широкий спектр обязанностей по защите прав и интересов детей. Он является ключевым органом государственной власти по этой области и имеет важное значение для обеспечения защиты прав детей в России.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3802
2. Колосов А.В. Институт уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации : дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.02 / Колосов Александр Викторович; [Место защиты: Тюмен. гос. ун-т]. - Иркутск, 2015. – С. 199
3. Лихтер П.Л. Институт уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации : дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.02 / Лихтер Павел Леонидович; [Место защиты: Пенз. гос. ун-т]. - Пенза, 2016, - С. 199
4. Павел Астахов: Россия вынуждена активнее защищать интересы наших детей за рубежом / Русская народная линия: информационно-аналитическая служба. Режим доступа: http://ruskline.ru/news_rl/2014/11/03/pavel_astahov_rossiya_vynuzhdena_ aktivnee _zawiwat_interesy_nashih_detej_za_rubezhom/ (дата обращения 1. 12.2020)
5. Анна Кузнецова: «Наконец-то ребёнок возвращается из турецкой тюрьмы на Родину»/ Официальный сайт Уполномоченного при Президенте по правам ребенка. Режим доступа: http://deti.gov.ru/display.php?id=7642 (дата обращения 1.12.2018)
6. Анна Кузнецова предлагает создать специальную комиссию по возвращению российских детей из горячих точек / Официальный сайт Уполномоченного при Президенте по правам ребенка. Режим доступа: http://deti.gov.ru/display.php?id=7686 (дата обращения 1.12.2018)
7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о создании Комиссии по защите прав детей в семейных конфликтах// Бюллетень международных договоров. 2016. N 8. С. 101
8. Конвенция о международном порядке взыскания алиментов на детей и других формах содержания семьи (Заключена в г. Гааге 23.11.2007) // СПС Консультант Плюс
9. Федорова О.В. Уполномоченный по правам ребенка: конституционно-правовое исследование, дисс.. канд. юрид. наук. 12.00.02. Новосибирск, 2017 – С. 19
10. Положение об Экспертном совете при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте Российской Федерации URL: http://deti.gov.ru/files/es1 .pdf (дата обращения 2.12.2018)