ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
Аннотация. Одной из особенностей обучения в средней общеобразовательной школе является возраст обучающихся. В данной статье мы рассмотрим ряд возрастных особенностей учащихся старшего звена, а именно 10-11 классы.
Ключевые слова: психология, подросток, старший класс.
Возраст старшеклассников, как правило это 16-17 лет, по Д. Б. Эльконину относится к периоду юношества.
Именно в этом возрасте подростки пытаются овладеть знаниями для своего дальнейшего определения в жизни, так называемого самоопределения. Старшие классы в школе являются завершающим этап созревания и формирования личности.
Как отмечает Каминская Т. Б. [1], к 15 годам у подростков развивается совокупность внутренних представлений о себе и к 16-17 она укрепляется. Подросток сопоставляет себя с «реальным» и «идеальным». Как правило, у них завышены представления об идеальном. Как только это «реальное» и «идеальное» начинает противоречить друг другу, подросток начинает чувствовать неуверенность в себе, с последующим рядом эмоциональных нестабильностей.
Подросток, осознавая себя, свою индивидуальность, пытается выделиться из общей массы. Но при этом с желанием выделиться, может появиться боязнь выглядеть по-другому в лицах сверстников и старших. Поэтому, выражая свою точку зрения им важно быть понятыми и услышанными.
Подростку очень важно проявить свою креативность и самостоятельность. Как отмечает Лейтес Н. С. в своей работе[2], подростку интересен то вид деятельности, где нужно проявить себя, свою настойчивость и активность. В связи с этим одной из ведущих деятельностей данного возраста является общение и коллективизм.
В процессе обучения учителю следует учитывать их особенности, для старшеклассников он должен стать единомышленником и партнером. Ему следует руководствоваться тем, что подросток уже сознателен, самостоятелен, так же не стоит забывать про ориентированный интерес подростка. Ведь как писал Ушинский К. Д.: «воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения, хотя бы она почерпалась из лучшего источника – из любви к воспитателю,– убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет»[3].
Подводя итог можно сделать следующие выводы, что подростки старших классов:
- стремятся к самостоятельности во всех аспектах деятельности;
- они отличаются активностью;
- способны на проявление себя;
- знания, получаемые в этом возрасте направлены на дальнейшее самоопределение в жизни.