Статья:

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Крылов Г.Е. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 21(200). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/200/114107 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Крылов Геннадий Евгеньевич
магистрант, Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Аннотация. Одной из особенностей обучения в средней общеобразовательной школе является возраст обучающихся. В данной статье мы рассмотрим ряд возрастных особенностей учащихся старшего звена, а именно 10-11 классы.

 

Ключевые слова: психология, подросток, старший класс.

 

Возраст старшеклассников, как правило это 16-17 лет, по Д. Б. Эльконину относится к периоду юношества.

Именно в этом возрасте подростки пытаются овладеть знаниями для своего дальнейшего определения в жизни, так называемого самоопределения. Старшие классы в школе являются завершающим этап созревания и формирования личности.

Как отмечает Каминская Т. Б. [1], к 15 годам у подростков развивается совокупность внутренних представлений о себе и к 16-17 она укрепляется. Подросток сопоставляет себя с «реальным» и «идеальным». Как правило, у них завышены представления об идеальном. Как только это «реальное» и «идеальное» начинает противоречить друг другу, подросток начинает чувствовать неуверенность в себе, с последующим рядом эмоциональных нестабильностей.

Подросток, осознавая себя, свою индивидуальность, пытается выделиться из общей массы. Но при этом с желанием выделиться, может появиться боязнь выглядеть по-другому в лицах сверстников и старших. Поэтому, выражая свою точку зрения им важно быть понятыми и услышанными.

Подростку очень важно проявить свою креативность и самостоятельность. Как отмечает Лейтес Н. С. в своей работе[2], подростку интересен то вид деятельности, где нужно проявить себя, свою настойчивость и активность. В связи с этим одной из ведущих деятельностей данного возраста является общение и коллективизм.

В процессе обучения учителю следует учитывать их особенности, для старшеклассников он должен стать единомышленником и партнером. Ему следует руководствоваться тем, что подросток уже сознателен, самостоятелен, так же не стоит забывать про ориентированный интерес подростка. Ведь как писал Ушинский К. Д.: «воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения, хотя бы она почерпалась из лучшего источника – из любви к воспитателю,– убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет»[3].

Подводя итог можно сделать следующие выводы, что подростки старших классов:

  • стремятся к самостоятельности во всех аспектах деятельности;
  • они отличаются активностью;
  • способны на проявление себя;
  • знания, получаемые в этом возрасте направлены на дальнейшее самоопределение в жизни.

 

Список литературы:
1. Каминская Т.Б. Психологические особенности подростка. Как наладить доверительное общение с ребенком. Как позитивно разрешать конфликты. 2007 / Бесплатная электронная библиотека - Книги, издания, публикации». URL:  http://nauka.x-pdf.ru/17psihologiya/552842-1-lektoriy-psihologicheskih-znaniy-dlya-roditeley-kamionskaya-kak-pomoch-rebenku-stat-schastlivim-posobie-dlya-horoshih.php. – Текст: непосредственный
2. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. М.: Академия. 2000. 318 с. – Текст: непосредственный 
3. Ушинский К. Д. Собрание сочинение / К. Д. Ушинский. М.: АПН РСФСР. 1950-1952. Т.10. 376 с. – Текст: непосредственный