Стратегии поведения студентов высших учебных заведений в условиях дистанционного обучения
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(117)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(117)
Стратегии поведения студентов высших учебных заведений в условиях дистанционного обучения
Аннотация. В данной статье изучаются стратегии поведения студентов высших учебных заведений в условиях дистанционного обучения. Характеризуется понятие «копинга» как поведенческой стратегии. Рассматриваются варианты основных копинг-стратегий и определяется их значимость для современного человека. Проводится выявление доминирующих копинг-стратегий у студентов в условиях дистанционного обучения.
Ключевые слова: поведение, преодоление стресса, поведенческие стратегии, копинг-стратегии, дистанционное обучение.
Образовательное пространство современных высших учебных заведений насыщено стрессовыми ситуациями как для всех участников образовательного процесса. Контрольные, аттестации, сессии, подготовка курсовых и дипломных проектов способны оказать негативное воздействие на психологическое здоровье студентов. В определённой степени это относится и к студентам высших учебных заведений в условиях дистанционного обучения [3]. В связи с этим высокую актуальность приобретает изучение особенностей стратегий поведения учащихся, направленных на совладание со стрессовыми ситуациями – копинг-стратегий (КС).
Изучение копинг-стратегий (от англ. «coping» – «справляться», «преодолевать») в психологической науке началось сравнительно недавно – немногим более полувека назад, в 1962 году. Введено понятие КС было применительно к проблемам возрастной психологии – Л. Мерфи ввёл данный термин для обозначения стратегий детей в процессе преодоления негативных последствий возрастных кризисов [2]. Широкое распространение термин КС приобрёл благодаря трудам Р. Лазаруса, который понимал под КС «стратегии совладания со стрессом и тревогой», и А. Маслоу, который перенёс термин на всю гамму «способностей человека решать возникающие сложности» [4]. В российской психологии различные аспекты КС исследовались В.А. Бодровым, С.К. Нартовой-Бочавер, И. Анцыферовой, В.М. Ялтонским и др.
Современная научная психология определяет КС как «осознанно применяемые индивидом способы совладания со сложными ситуациями и состояниями, которые внутренне оцениваются как чрезмерные» [5]. При этом КС представятся как многокомпонентный процесс, стратегии преодоления в процессе борьбы со сложностями и их последствиями динамично меняются, хотя можно выявить некоторые доминирующие у индивида варианты их применения.
Наиболее распространённой в психологии является классификация КС Р. Лазаруса, который предложил разделять их на два варианта – проблемно-ориентированные КС, которые имеют целью поиск эффективных путей разрешения возникшей проблемы, и эмоционально-ориентированные КС, целью которых является снижение возникшего в связи с возникшими проблемами эмоционального напряжения. Последние не влекут за собой фактического разрешения проблемной ситуации. КС также можно условно разделить на продуктивные (способствующие преодолению стрессового состояния) и непродуктивные, в результате применения которых стрессовое состояние только усугубляется. Однако следует отметить, что гипертрофированное применение продуктивных КС может нести негативный эффект, равно как и применение непродуктивных КС в определённых ситуациях способно привести к позитивному результату.
Таким образом, КС в жизни современного человека реализуют значимую компенсаторную функцию, позволяя преодолевать стрессовую ситуацию с минимальными потерями для личностного благополучия. В связи с этим интересным будет узнать, какие копинг-стратегии наиболее часто используются студентами высших учебных заведений в условиях дистанционного обучения. Дополнительную значимость для такого исследования обуславливает то, что для нашей страны дистанционное обучение не является традиционно широко распространённым и, получая активное развитие в последнее десятилетие, оно требует дополнительного изучения его психологических механизмов [1].
С целью такого исследования нами был сформирован методический аппарат, который включил в свой состав методики «Диагностика индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма» (в адаптации Л.И. Вассермана) и «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхан (адаптация Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский). Обследовано было 30 студентов дистанционного обучения (в гендерном и возрастном аспекте группа была равнопредставлена).
По итогам проведения методики «Диагностика индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма» (в адаптации Л.И. Вассермана) нами были получены результаты, представленные на рисунке 1:
Рисунок 1. Результаты исследования по методике «Диагностика индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма» (в %)
Наиболее применяемыми у студентов дистанционного обучения являются когнитивные копинг-стратегии (47%), следующие по частоте применения эмоциональные КС (30%) и поведенческие КС (23%).
Проведение методики «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхан в адаптации Н.А. Сирота, В.М. Ялтонского продемонстрировало результаты, отображённые на рисунке 2:
Рисунок 2. Результаты исследования по методике «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхан (в %)
Наиболее часто у студентов дистанционного обучения проявляется копинг-стратегия избегания (53%), затем КС разрешения проблем (34%), и КС поиска социальной поддержки (17%).
Таким образом, по результатам проведённого исследования можно констатировать, что у студентов дистанционного обучения доминирующими (приблизительно в 50% ситуаций) выступают когнитивные копинг-стратегии и копинг-стратегии избегания. Вероятно, в какой-то степени первое обусловлено тем, что при дистанционном обучение у студентов есть больше времени на реализацию когнитивных механизмов в процессе преодоления стресса, чем у студентов, обучающихся на очной форме обучения, а второе – тем, что при дистанционном обучение устранение от разрешения проблем на какое-то время реализовать достаточно просто. Редко используемыми КС у студентов дистанционного обучения выступают поведенческие КС, что может быть связано с меньшим количеством практики личного действия в рамках вузовского обучения, и поиска социальной поддержки, что может быть обусловлено отсутствием в зоне непосредственных контактов значительного числа одногруппников, испытывающих близкие по своей сути сложности в обучение.