Статья:

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Бабынина К.А., Елисеев В.М. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 21(200). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/200/114184 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

Бабынина Карина Александровна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Елисеев Владимир Михайлович
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Немченко Ольга Анатольевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Аннотация. В статье дано определение кадровой политики в таможенных органах. Отражены особенности деятельности юридического подразделения в таможенных органах. Определены ключевые задачи, которые решает таможенная служба.

 

Ключевые слова: кадровая политика, таможенные органы, таможенная служба.

 

Кадровые инновации в таможенной сфере включают в себя внутреннюю среду управления сотрудниками. Другими словами, можно назвать управление персоналом в таможенных органах инновационной составляющей развития потенциала таможенных служб.

Кадровая политика таможенной службы – это такая система развития творческого потенциала сотрудников ФТС России, повышения их трудовой мотивации, которая способствует поступательному инновационному развитию всей таможенной службы. Функционал кадровой политики в таможенном деле включает инновационное прогнозирование и разработку стратегии управления сотрудниками, повышение эффективности инноваций. Это является частью организационных и административных нововведений, которые включают в себя улучшение разработку новых принципов управления, применение новейших информационных и коммуникационных средств в сфере услуг.

Правовое регулирование деятельности таможенных органов Российской Федерации, имеет высокую важность во многих аспектах, как при упрощенном запросе, так и при формировании таможенного контроля. Сюда же можно отнести важность в виде содействия оптимизации внешней торговли и в деятельности системы управления рисками.

Деятельность юридического сопровождения охватывает огромный ряд общественных отношений, которые связанны с таможенной деятельностью и регулируемые законами Российской Федерации. «... Таможенная деятельность – динамично развивающаяся сфера жизни общества... интеграционные процессы, в которых активно участвует Российская Федерация, непосредственно влияют на развитие таможенной деятельности, организация которой является преимущественно императивной... целевая установка субъектов таможенной деятельности служит не только критерием их классификации, но и логической основой для объединения субъектов таможенных правоотношений в единую систему» [2].

Изучая теоретические основы таможенной деятельности можно заметить большое разнообразие ее субъектов. К ним можно отнести органы исполнительной власти, которые регулируют таможенное дело (в свою очередь таможенные органы), а также физические и юридические лица, имеющие во владении определенный перечень товаров, лица, которые осуществляют свою деятельность в области таможенного дела. Так же к субъектам могут относиться другие участники таможенных правоотношений. В процессе управления одна группа людей контролирует деятельность, то есть управляют данным процессом, а другая группа участвуют в процессе как управляемые объекты. В Российской Федерации таможенным органам предоставлена ключевая роль контрольно-надзорного органа, который производит разработку и регулирование вопросов таможенного контроля и в это же время непосредственно осуществляет его. Качественное правовое регулирование – это законное обеспечение всех видов деятельности таможенных органов, во многом определяющее эффективность данной деятельности и достижение поставленных целей и задач.

Ключевыми задачами, которые решает таможенная служба в соответствии со статьей № 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, являются:

1) защита национальной безопасности государств-членов, жизни и здоровья людей, растительного и животного мира, окружающей среды;

2) создание условий для ускорения и упрощения перемещение товаров через таможенную границу Союза;

3) обеспечение исполнения международных договоров и актов в области таможенного регулирования, других международных договоров и актов, составляющих право Союза, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которых возложен на таможенные органы.

Выполняя функцию защиты национальной безопасности, при упрощении процесса перемещения товаров через таможенную границу, таможенные органы приносят свой вклад в развитие российской экономики. Примером может послужить статистика доходов. Изучая динамику можно заметить, что в различные годы, начиная от 40% и выше, доход государственного бюджета Российской Федерации поступал от источников таможенных платежей.

Реализация ускорения движения товаров, приводит к увеличению товарооборота, следовательно, и увеличению доходов производителей товаров и услуг. Данный процесс, зачастую происходит благодаря внедрению новых информационных технологий в работу таможенных органов, другими словами, при применении цифровизации таможенных органов. Цифровизация требует перерассмотрения большой области процессов внутри самой службы. Начиная от самой организации деятельности, набора сотрудников, и заканчивая изменением методов, которые закреплены в нормативных актах, таможенного контроля, основанные на административном законодательстве РФ.

Таким образом, деятельность таможенных органов во многом зависит от их юридического становления. Правовое регулирование в области деятельности таможенных органов помогает устойчивому развитию российской экономики. Однако, если рассматривать решение вопросов правового обеспечения таможенных органов, то отмечается сужение круга правил правового обеспечения.

Опираясь на информацию, представленную в Ежегодном сборнике «Таможенная служба Российской Федерации», ФТС России, предоставляя отчет по вопросам правового сопровождения, обычно отражает дальнейшую информацию: анализ динамики жалоб, поданных на действия должностных лиц таможенных органов; основные категории решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, обжалуемых в судебном порядке; основные категории решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, обжалованных в досудебном порядке; отношение количества судебных дел по искам к таможенным органам, рассмотренных не в пользу таможенных органов, к общему количеству дел, рассмотренных судами; и т.д.

В то же время следует указывать проблемы правового обеспечения деятельности таможенных органов, которые отрицательно влияют на эффективность решения задач, стоящих перед таможенными службами. Вопросы совершенствования подготовки кадров – одно из основных направлений деятельности также включено в «Стратегию развития таможенной службы» [2].

В таможенных органах одними из ключевых задач выделяют инновационное и кадровое управление:

  • укрепление укомплектованности таможенных органов Российской Федерации с целью обеспечения как экономической, так и финансовой безопасности Российской Федерации;
  • комплектование кадрового резерва, имеющего достаточную квалификацию для внедрения инноваций в деятельность таможенных органов Российской Федерации;
  • повышение уровня квалификации сотрудников таможенных органов в соответствии с современными требованиями инновационного развития.

Необходимо применить следующие практические рекомендации к системе подготовки высококвалифицированных инновационно ориентированных кадров ФТС России:

1. Усовершенствовать систему подготовки кадров по направлениям 38.05.02 «Таможенное дело», 38.03.02 «Менеджмент» для обеспечения инновационных технологий, процессов управления оказанием государственных таможенных услуг.

2. Использовать методики стратегического планирования новых магистерских программ, учитывающих инновационное развитие сферы внешнеторговой деятельности и процедур оказания таможенных услуг.

3. Разработать соответствующие методики контроля знаний и формирования компетенций для инновационного развития таможенных органов.

4. Сформировать научные задачи для инновационного развития таможенных органов.

Таким образом, кадровая составляющая инновационного потенциала государственной таможенной службы является не единственным, но значимым фактором развития системы управления таможенной сферой российской экономики.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство». 
2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство». 
3. Ватутин Е.А, Проблемы кадрового обеспечения таможенных органов юго-западной Сибири во второй половине 1920-х гг / Е.А. Ватутин // Норма. – 2016. – №6 – с.12 – 17
4. Кирищиева, И.Р. Современная система профессионального развития персонала в таможенных органах / И.Р. Кирищиева, Д.А. Молокотина. – 2020. – № 15 (305). – С. 319-321. – URL: https://moluch.ru/archive/305/68640/ (дата обращения: 01.06.2022).