Статья:

Управление молодежной политикой г.Сургут

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(51)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Захарян А.М. Управление молодежной политикой г.Сургут // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 30(51). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/51/45421 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Управление молодежной политикой г.Сургут

Захарян Алина Манвеловна
магистрант Института экономики и управления БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет», РФ, г. Сургут

 

Государственное управление – в широком понимании – деятельность органов государства по выполнению возложенных полномочий, в узкой трактовке – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации, их должностных лиц и субъектов по осуществлению возложенных полномочий. Часто деятельность управленцев противопоставляется деятельности политической, с другой стороны способствует поддержанию единого политического курса государства.

В науке при изучении государственного управления выделяют три теоретических подхода при его рассмотрении:

1) Правовой подход;

2) Политический;

3) Управленческий.

Согласно первому подходу, основными ценностями государственного управления является верховенство правовой системы, защита прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям закона и Конституции.

С точки зрения управленческого подхода, основными ценностями государственного управления должны являться эффективность, экономичность и результативность, выстроенные, по возможности, в квантифицируемой форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных издержках. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» в качестве синонима понятию «государственное управление».

Признаками любого вида государственного управления являются:

  1. Государственное управление – это вид государственной деятельности.
  2. Эта деятельность носит властный, исполнительно-распорядительный характер.
  3. Деятельность осуществляется непрерывно, согласуясь с определённым планом.
  4. Деятельность является подзаконодательной.
  5. Характеризуется наличием как вертикальных, так и горизонтальных связей.
  6. Осуществляется в правовых и неправовых формах.
  7. Нарушение правил управленческой деятельности несёт за собой правовую ответственность.

Любое управление направлено на достижение какого-либо результата, поэтому целью государственного управления является предполагаемый результат, к которому стремится субъект управленческой деятельности.

Для эффективного решения поставленных перед государством и обществом проблем, следует исходить в первую очередь из идеальной теоретической модели.

Развитие местного самоуправления происходит с некоторыми трудностями. Причины этих трудностей - недостаточное управление негосударственного характера этих органов и отсутствие у него навыков общественной самодеятельности. С другой стороны, дело тормозят некоторые органы власти субъектов РФ, которые отказываются передавать собственность и полномочия по формированию местного бюджета самоуправления, а также с выбором нижних слоев местных чиновников, не подчиняющихся «верхам». В связи с этим в некоторых регионах, особенно в республиках, приняты законы, изменяющие сущность самоуправления и ставящие его под контроль региональных органов.

Молодежная политика – это политика по отношению к молодежи. В английском языке слово policy отличается по значению от politics. Первое переводится на русский язык как стратегия, второе — как публичная политика. Собственно, под politics и разумеется политика в обывательском понимании — борьба на выборах, скандалы, интриги и т. п. Но если мы говорим о политике, как о стратегии, как о системе управления, то крайне важно учитывать, что управлять можно только тем, что обладает движением.

Цель молодежной политики — изменять эти траектории. На определённом этапе крайне важно, чтобы молодые люди выходили в позицию «со-управления» трассой. В противном случае, это будет обычное манипулирование.

В городе Сургуте молодежную политику разрабатывает и реализует отдел молодежной политики Администрации города Сургута.

Основные задачи отдела молодёжной политики

Отдел создан для выполнения полномочий по организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодёжью межпоселенческого характера в муниципальном образовании Сургутский район, в том числе:

- разработка, координация и проведение единой молодёжной политики на территории Сургутского района;

- содействие процессу самоопределения и формирования элементов самоуправления молодежи в районе.

Функции отдела по работе с молодежью и формированию молодежной политикой.

В соответствии с основными задачами осуществляет следующие основные функции:

1. Разрабатывает и осуществляет совместно с заинтересованными органами местного самоуправления мер по обеспечению защиты прав и законных интересов молодых граждан, обеспечению гарантий в сфере труда и занятости молодежи, содействию экономической и предпринимательской деятельности молодежи, поддержке молодой семьи, а также талантливой молодежи, содействию образованию и воспитанию молодежи, формирования толерантного сознания в молодежной среде

2. Осуществляет текущий, ежеквартальный и ежегодный анализ деятельности в сфере молодёжной политики на основе данных государственной статистики, мониторингов, аналитической и экспертной оценки реализации молодёжной политики на территории Сургутского района.

3. Формирует предложения по реализации молодёжной политики и организации отдыха, оздоровления и досуга детей, подростков и молодёжи, профилактике негативных социальных явлений.

4. Участвует в пределах своей компетенции в разработке перспективных и ежегодных прогнозов и программ социально-экономического развития Сургутского района, а также проектов бюджета на соответствующий период.

5. Осуществляет в установленном порядке разработку и реализацию муниципальных программ, проектов, текущих и перспективных планов по своему направлению деятельности.

6. Принимает участие в формировании муниципального заказа по муниципальным программам, текущему финансированию в сфере молодёжной политики.

7. Взаимодействует с общественными объединениями, учреждениями, предприятиями и организациями, содействующими распространению здорового образа жизни среди населения, организации досуга детей и молодёжи, технических видов спорта, спортивного туризма, поисковой деятельности, творческого и научного потенциала, других направлений реализации государственной молодёжной политики.

8. Участвует в организации подготовки, переподготовки и повышение квалификации муниципальных служащих, работающих по направлениям деятельности отдела

9. Занимается изучением и внедрением передового опыта, инновационных технологий в области молодёжной политики.

Реализация молодежной политики на территории района осуществляется в соответствии с муниципальной программой «Физическая культура, спорт и молодежная политика Сургутского района».

В рамках муниципальной программы осуществляется деятельность в сфере гражданского становления и патриотического воспитания молодежи, допризывной подготовки молодежи, организации трудоустройства несовершеннолетних в свободное от учебы время, профилактики асоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде, развития интеллектуального, творческого потенциала, реализации социально-значимых инициатив молодых граждан, содействия развитию общественных молодежных объединений, организации летнего отдыха на территории района.

В целом по району (включая поселения) за отчетный период проведено 757 мероприятий.

Мероприятия, направленные на реализацию молодежной политики:

1. Обеспечение адаптации и конкурентоспособности молодёжи в социально-экономической сфере:

Муниципальное казенное учреждение «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» осуществляет мероприятия по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан. В целях временного трудоустройства подростков на территории района по благоустройству населенных пунктов было организовано 1330 рабочих мест (2015 год – 1266 рабочих мест). Отклонение не значительное, составило 5%. Рост значения показателя достигнут благодаря консолидации бюджетов района и округа, и увеличению совокупного бюджета на 8,4%.

Приоритетным правом при трудоустройстве в молодёжные трудовые отряды пользуются подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, относящиеся к льготной категории семей, либо к группе риска. Реализация данной возможности позволяет осуществлять профилактические меры в области правонарушений среди подрастающего поколения посредством приобщения их к общественно-полезной деятельности. За 2016 год трудоустроено 368 (2015 год – 209 человек) подростков льготной категории, что составило 46% от общего числа трудоустроенных.

Начисление заработной платы несовершеннолетним гражданам осуществляется, исходя из МРОТ, за фактически отработанное время. Размер средней заработной платы несовершеннолетних за 2016 год составил 5 047,3 рублей (2015 год – 4 759,7 рублей). В том числе материальная поддержка несовершеннолетним КУ ХМАО-Югры «Сургутский центр занятости населения» в сумме 1 275,00 руб. Заработная плата несовершеннолетних в 2016 году увеличилась на 6%.

Специалисты по временной трудозанятости не только организуют трудовую деятельность подростков, но и проводят различные мероприятия для молодежи района (профориентационной, волонтерской направленности). За отчетный период было проведено 153 мероприятия, охват молодежи составил 5 056 человек (2015 год – 215 мероприятий, 4 435 участников).

2. Мероприятия по профессиональной ориентации молодёжи:

В рамках профориентационной деятельности за отчётный период было проведено 45 мероприятий с охватом молодёжи 3 190 человека (2015 год – 71 мероприятий с охватом 2 987 человек). Стартовала реализация районного профориентационного проекта «Азбука профессий», что позволило увеличить охват молодежи профориентационными мероприятиями. Традиционно в сентябре состоялась Ярмарка учебных мест Сургутского района на площадках 3-ох поселений (г.п. Белый Яр, г.п. Лянтор, г.п. Фёдоровский). Участие приняли школьники из 9 поселений.

Впервые в 2016 году состоялся районный конкурс среди молодёжных профессионально-ориентированных трудовых отрядов «Трудовой баттл». Конкурс проводился с целью создания условий для профессиональной самореализации молодёжи. Бойцы 8 трудовых отрядов выполняли конкурсные задания по выявлению профмастерства, установленные оргкомитетом.

3. Организация деятельности волонтёрских объединений:

При МКУ «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» создан Центр добровольческих инициатив «В[МЕСТЕ]», в состав которого входят 30 волонтерских объединений, численность добровольцев составляет 735 человек.

В 2016 году за каждым поселением закреплено приоритетное направление добровольческой деятельности, в рамках которого активисты в системе реализуют мероприятия: адресная помощь нуждающимся, защита окружающей среды, пропаганда здорового и безопасного образа жизни, правовое просвещение граждан, организация свободного времени детей.

Всего за отчётный период волонтёрами Центра было организовано и проведено 108 мероприятий (2015 год – 144 мероприятия) различной направленности с общим количеством участников 1 866 человек.

Кроме того, для молодежи проводятся мероприятия, направленные на профилактику злоупотреблений, проявлений агрессий и суицидальных проявлений.

4. Создание условий для включения молодёжи в общественно - политическую сферу:

Основным исполнителем мероприятий в сфере гражданско-патриотического воспитания молодёжи является муниципальное казённое учреждение «Комплексный молодёжный центр «Резерв».

Количество занимающихся в 26 военно-патриотических, военно-спортивных клубах и технических кружках составляет 416 человек (2015 год – 29 клубов, 510 человек). В связи с увольнением по собственному желанию руководителей закрылись 3 формирования: 2 туристических кружка и 1 молодёжный клуб. Как следствие сократилось количество занимающихся на 18%. Проводится работа по подбору специалистов.

Воспитанники учреждения в 2016 году приняли участие в 38 окружных, межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях, с охватом 398 человек.

  1. Организация малозатратных форм летнего отдыха

Все запланированные мероприятия по организации летнего отдыха выполнены. Было реализовано 6 направлений (2015 год – 5 направлений): досуговый клуб дневного пребывания, палаточный лагерь, сплав, поисковая экспедиция, дворовые площадки, трудовой лагерь. 953 человека (2015 год – 916 человек) организовали в летний период свободное время с пользой.

Наиболее значимые мероприятия отчетного периода:

- развитие интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?» на территории района. В играх участвуют – 350 игроков в возрасте от 14 до 30 лет. В 2016 году увеличилось количество играющих школьных команд и расширилась география вовлеченных в игру поселений. - на окружной конкурс молодежных проектов было представлено 18 работ;

- впервые состоялся районный агитпробег, направленный на пропаганду здорового образа жизни в молодёжной среде «В ритме жизни»;

- 15 человек от Сургутского района приняли участие в форуме уральского федерального округа «УТРО 2016»;

- по итогам летней кампании поведен фотоконкурс «Лучшая детская площадка Сургутского района»;

- состоялся муниципальный образовательный модуль для участников конкурса молодёжных проектов Сургутского района. Было рассмотрено 18 проектов, даны рекомендации. Лучшие представители района приняли участие в окружной сессии.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 28.06.2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Версия 3000.03.35 Режим доступа: http://www. consultant.ru.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Версия 3000.03.35 Режим доступа: http://www. consultant.ru.
3. Указ Президента РФ от 3.06.1996 г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в РФ» [Электрон. ресурс]: // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Версия 3000.03.35 Режим доступа: http://www. consultant.ru.
4. Президента РФ от 28.04.2008 № 607 (ред. от 14.10.2012) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // Консультант Плюс: справочно-правовая система. Версия 3000.03.35 Режим доступа: http://www. consultant.ru.
5. Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н Муниципальное право России: Учебник / Н.В. Постовой, В.В. Таболин, Н.Н. Черногор 3-е издание, переработанное и дополненное; под ред. Н.В. Постового. "Юриспруденция", 2015
6. Алиаскарова Ж.А. Новая экономика: новая реальность и мотивация потребителей // Маркетинг МВА. Маркетинговое управление предприятием. – 2017. –Т. 8. – Вып. 1. –С. 5-15.
7. Экономическая политика. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Под ред. А.Н. Лякина. – М.: Юрайт, 2017. – 432 c.
8. Тэтчер М. Искусство управления государством: Стратегии для меняющегося мира; Пер. С англ. – 4-е изд. – М., 2014
9. Кулаченко Г.М., Крупин И.В. Совершенствование бюджетной системы с применением программно-целевого принципа: монография / Г.М. Кулаченко, И.В. Крупин. Екатеринбург: Монография, 2014. 280 с.
10. Волкова А.В. Управляемость государства в условиях глобализации: проблема формирования публичных ценностей // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. – 2013. – Т. 9. – №4. – С. 70-82.
11. Волкова А. В. Сети в публичной политике: формирование сетевой культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.– 2014. – № 1, Ч. 2. – С. 52-55.
12. Патрушев В.И., Астахов Ю.В. Проблемы устойчивого развития муниципальных образований [Электрон. ресурс]/ В.И. Патрушев, Ю.В. Астахов // Научная электронная библиотека «Киберленинка». Режим доступа: http://cyberleninka.ru.
13. Кузнецова Э.Р., Самойлов А.Н. Проблемы стратегического управления социально-экономическим развитием муниципальных образований [Электрон. ресурс] / Э.Р. Кузнецова, А.Н. Самойлов // Научная электронная библиотека «Киберленинка». Режим доступа: http://cyberleninka.ru.
14. Маковкина С.А. Методические рекомендации по совершенствованию системы стратегического планирования социально- экономического развития крупных муниципальных образований РФ [Электрон. ресурс] / С.А. Маковкина // Муниципалитет: экономика и управление. Режим доступа: http://municipal.uapa.ru/.
15. Муниципальные образования [Электрон. ресурс] // Образовательный портал - все для студента юриста. Режим доступа: http://allstatepravo.ru/.
16. Пинская Е.В. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования как функция местного самоуправления [Электрон. ресурс] / Е.В. Пинская // Научная электронная библиотека «Киберленинка». Режим доступа: http://cyberleninka.ru.