Статья:

Необходимость модернизации органов ТОС в современных реалиях Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Рыжов В.В. Необходимость модернизации органов ТОС в современных реалиях Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 2(138). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/138/85069 (дата обращения: 22.05.2022).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Необходимость модернизации органов ТОС в современных реалиях Российской Федерации

Рыжов Валентин Владимирович
студент, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. Органы территориального самоуправления являются незаменимым звеном муниципальной власти и прямым признаком демократического общество, но на сегодняшний день ввиду меняющегося законодательства Российской Федерации важно сформировать действенные рекомендации по совершенствованию регулирования органов ТОС.

Abstract. Territorial self-government bodies are an indispensable link of municipal power and a direct sign of a democratic society, but today, in view of the changing legislation of the Russian Federation, it is important to form effective recommendations for improving the regulation of CBT bodies.

 

Ключевые слова: ТОС, местное самоуправление, демократия совершенствовании управление, менеджмент, организация, законодательство в сфере муниципального управления.

Keywords: CBT, local self-government, democracy, governance, management, organization, legislation in the field of municipal administration.

 

Как известно, Конституция РФ закрепляет положение о том, что единственный источник власти в государстве является ее многонациональный народ1. Одной из форм реализации прав граждан, данных им Конституцией, являются территориальные органы самоуправления, или сокращённо ТОС. Первые предпосылки создания органов ТОС берут еще из СССР, где функции общественного самоуправления осуществлялись различными объединениями граждан, а именно: сельские комитеты, уличные комитеты, и другие. Полноценные права и независимость органы ТОС получили в 1995 году, когда вступил в силу статья о создании Территориальных общественных самоуправлений. В настоящее время, деятельность ТОС осуществляется в рамках ФЗ РФ от 6 октября 2003 №1312. За более чем 20-ти летнею историю можно говорить о эффективности и необходимости данного рода объединений жителей, а также о достоинствах и недостатках органов ТОС, которые будут представлены далее.

Для становления и поступательного развития гражданского общества необходимо участие населения в местных референдумах, выборах, принятии решений на местном уровне. Ключевая роль в этом процессе бесспорно принадлежит государству, но и без инициативы самих граждан развитие МСУ невозможно. Федеральный закон № Ш-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет достаточно широкий спектр форм участия населения в осуществлении местного самоуправ-ления3. Одной из таких важнейших и наиболее перспективных форм самоорганизации граждан, эффективным механизмом участия населения в решении вопросов местного значения, работающей технологией взаимодействия органов власти и населения на местах является территориальное общественное самоуправление (ТОС). Нельзя сказать, что ТОС образовались сразу после их законодательного закрепления. История развития и оформления ТОС в эффективный социальный институт общественного самоуправления претерпела множество преград и ограничений, прежде чем органы ТОС стали действенным инструментом участия муниципального сообщества в решении местных проблем. Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает возможность осуществления ТОС на достаточно компактной территории (подъезд, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов), что создает условия для более оперативного решения проблем, возникающих в повседневной жизни, непосредственно населением.

Важность такого института как ТОС обусловлена еще и тем, что это резерв для развития демократии, поскольку способствует воспитанию гражданского самосознания. Кроме того, участие в ТОС не только помогает людям понять проблемы, с которыми приходится сталкиваться местным властям, но и вовлекает население в муниципальное управление, демонстрируя тем самым значимость инициатив граждан в решении вопросов местного значения наравне с деятельностью органов местного самоуправления.

Эффективная деятельность органов ТОС в немалой степени зависит от создания необходимых условий со стороны местных органов власти. В этих целях следует принимать специальные планы мероприятий, муниципальные программы поддержки и развития ТОС, с указанием необходимых финансовых и материальных ресурсов, ответственных и сроков исполнения.

Планы, программы должны также предусматривать обеспечение органов ТОС служебными помещениями, средствами телефонной связи, необходимой мебелью и канцелярскими товарами для работы и проведения обучающих семинаров для руководителей и актива органов ТОС.

Для осуществления всего комплекса работ, связанных с функционированием органов территориального общественного самоуправления и обеспечения взаимодействия органов местной власти и органов ТОС целесообразно в исполнительных органах крупных муниципальных образованиях создание специальных подразделений. Основными задачами отдела ТОС является:

- организационное, правовое, финансовое и методическое обеспечение деятельности органов ТОС на территории муниципального образования;

- формирование и реализация единой политики органов городского самоуправления в развитии ТОС;

- обобщение и внедрение в практику работы органов ТОС наиболее эффективных форм и методов работы с населением;

- осуществление единого учета органов территориального общественного самоуправления.

Исследование: как было сказано ранее, с момента создания органов ТОС в их нынешнем виде, прошло более 20-ти лет. Но государство не стоит на месте и постоянно развивается, изменяются законы, меняется образ жизни людей, подходы к управлению, а также стандарты благоустройства общественной среды.  Возникает вопрос, насколько органы ТОС, в их нынешнем виде, соответствуют сегодняшним реалиям. И приносят они пользу, как было задумано, или же мешают местным властям реализации обязанностей. Но прежде, перечислим некоторые преимущества органов ТОС.

К преимуществам. Конечно-же, относится прямое участие в управлении территориями непосредственно гражданами данной территории, вот некоторые из них:

- Лучшая информированность граждан о нуждах и возможностях местных сообществ

- Заинтересованность жителей в эффективном использовании местного бюджета.

- Право самостоятельно решать, что нужно для их территории

- Более быстрая реализация предложений жителей на практике

Из вышеперечисленных примеров видно, органы ТОС действительно выполняют совою главную функцию, дают гражданам реализовывать права, данные им Конституцией, на своей территории. Также сейчас наблюдается рост территориальных общественных объединений в РФ. Однако, стоит отметить, что институты ТОС во многих регионах не имеют достаточного опыта [3]. А вместе с тем, появляется ряд проблем участия граждан в эффективном местном самоуправлении:

- Ослабление общественного контроля над местной властью, все силы и внимание гражданского общества фокусируются на решение частных задач

- Отсутствие соответствующего опыта и квалификации, ведет к некачественному управлению территорией и неэффективному расходованию муниципальных средств

- непрозрачное распределение муниципальных грантовых средств среди населения

Одним из ключевых направлений работы комитетов территориального общественного самоуправления является взаимодействие с правоохранительными органами по обеспечению общественного порядка в микрорайонах и поселках. Эта деятельность состоит из организации народных дружин при комитетах ТОС, проведение совместных рейдов с работниками милиции по выявлению неблагополучных семей и подростков, уклоняющихся от учебы, профилактики наркомании среди молодежи, совместные приемы жителей с участковыми инспекторами. Одним из важнейших направлений является прием населения руководителями органов территориального общественного самоуправления.

Также, одной из основных проблем является несовершенство нормативно-правовой базы, которая регулирует деятельность органов территориального самоуправления. Так, например, в ФЗ №131. Только одна статья посвящена деятельности ТОС, которая предоставляет лишь общие понятия и полномочия ТОС4. Что даёт возможность различной трактовки полномочий и деятельности ТОС.

Стоит также подчеркнуть, что орган ТОС может иметь статус юридического лица, приобретая некоторые преимущества: возможность осуществления своей деятельности без посредников, самостоятельность в принятии решений местного значения, право заниматься финансовой деятельностью в некоммерческих целях. Все это действительно важно для реализации деятельности органов ТОС, но при неграмотном управлении или в корыстных целях существует угроза некачественного управления местной территорией, а также использование финансирования и дохода от финансовой деятельности в корыстных целях5. А Статус юридического лица делает более проблематичным влияние органов местного самоуправления, что теоретически делает органы ТОС более неконтролируемыми.

И в завершении, можно назвать проблему, которая с каждым годом становится все актуальные. Дело в том, что за последние 20 лет стандарты благоустройства городской среды претерпели значительные изменения, но ввиду того, большая часть активистов ТОС - это люди преклонного возраста, то решения о благоустройстве территорий, не будут соответствовать нынешнем стандартам и тенденциям благоустройства, что говорит о неэффективном использовании средств местного бюджета.

Ввиду всего вышесказанного можно предложить некоторые способы решения данных проблем:

Вовлечение молодёжи в территориальное управление, что даст “новый взгляд” на решение местных проблем и благоустройство территорий.

Усиление контроля со стороны органов местного самоуправления, путем создания комиссий, которые будут контролировать расходование бюджетных средств, а также качество реализации проектов.

Создание нормативно-правовой базы, в которой будет более чётко даваться определение деятельности органов ТОС и их полномочий.

Ярким примером внедрения нововведений в органы ТОС, является Воронежская область. Область является одной из самых эффективных по деятельности органов ТОС является, на территории Воронежской области органы ТОС доказывают свою высокую эффективность на протяжении трех лет реализации программы их поддержки, реализуемый всероссийской партией «Единая Россия» и Администрацией Воронежской области6. Результативное взаимодействие государства и общества невозможно без желания и готовности людей объединяться для достижения общих целей, лично участвовать в созидательных процессах и без поддержки местных инициатив. Стоит отметить, что вся деятельность ТОС в Воронежской области находится в открытом доступе и каждый может наблюдать за их деятельностью с помощью официального сайта, что практически исключает коррупционную составляющею, а также популяризирует деятельности ТОС среди населения более молодого возраста. Также стоит отметь, что под каждым проектом, который реализуются органом ТОС указывается стоимость проекта и какие источники финансирования были задействованы, например, жители или спонсоры. Таким образом. Данный пример наглядно показывает, как путем внедрения программы поддержки органов территориального общественного самоуправления можно кардинально уменьшить коррупционную составляющую и сделать деятельность органов ТОС прозрачной

Таким образом, пример программы поддержки органов ТОС в воронежской области наглядно продемонстрировав один из способов модернизации органов ТОС путем поддержки с стороны администрации и открытости деятельности. Из всего вышесказанного, можно говорить о том, что действительно, органы ТОС нуждаются в качественном обновлении, и самые реальные способы решения проблемы на данный момент, это привлечение молодёжи к деятельности ТОС, а также усиление контроля со стороны местного самоуправления. Органы ТОС в Воронежской области наглядно продемонстрировали пример того, как сделать деятельность данных органов прозрачнее, а также популяризировать их. Данный опыт следует перенять другим органам ТОС по всей стране. А также стоит не забывать про вовлечение молодежи в деятельность органов ТОС, и учитывать тенденция современного благоустройства городской среды.

 

Список литературы:
1. Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 21.07.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014, в "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. ТОС - что это такое? Территориальное общественное самоуправление - Читайте подробнее на SYL.ru: https://www.syl.ru/article/349645/tos---chto-eto-takoe-territorialnoe-obschestvennoe-samoupravlenie [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: https://www.syl.ru/article/349645/tos---chto-eto-takoe-territorialnoe-obschestvennoe-samoupravlenie
3. Мишина, Е.С. Проблемы деятельности территориального общественного самоуправления [Электронный ресурс] / Е.С. Мишина, Н.А. Рой. — Электрон. журн. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/130/36190/
4. Статья 27 131-ФЗ - Территориальное общественное самоуправление [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/8dca12e4c57dcd9672a34eadf15e13b4455e1519/
5. Алешкова, Н.П. Некоторые проблемы правового регулирования организации территориального общественного самоуправления в городах [Электронный ресурс] / Н.П. Алешкова. — Электрон. журн. — Режим доступа: http://отрасли-права.рф/article/14006
6. ТОС Воронежской области [Электронный ресурс] /. — Электрон. журн. — Режим доступа: http://www.tosvrn.ru
7. Давидюк И. А. Проблемы оптимизации взаимодействия органов местного самоуправления и населения // Эффективность самоуправления муниципальных образований городских и сельских поселений (опыт России и Германии): Материалы международной научно-практической конференции, 14 апреля 2011 г., Ростов-на-Дону. - Ростов н/Д.: изд-во СКАГС, 2011. - 896 с. (дата обращения: 01.01.2021)