МЕТОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА БОКОВЫХ СТВОЛОВ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НЕФТЯНЫХ СКВАЖИН
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)
Рубрика: Технические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)
МЕТОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА БОКОВЫХ СТВОЛОВ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НЕФТЯНЫХ СКВАЖИН
Аннотация. В данной статье изучены и проанализированы основные способы зарезки боковых стволов, в рамках проведения мероприятий по восстановлению промышленной выработки запасов из добывающих скважин, выведенных из эксплуатации.
Ключевые слова: выработка запасов, зарезка боковых стволов, добывающие скважины.
Одной из наиболее актуальных современных проблем промышленной добычи нефтепродуктов из недр является техническая ограниченность, не позволяющая обеспечить экономическую рентабельность для полной выработки запасов из залежи. В рамках мероприятий по восстановлению эксплуатации уже существующих добывающих скважин, одним из наиболее популярных и целесообразных для применения методов является зарезка боковых стволов скважин [1].
Бурение боковых стволов применяется на всех этапах разработки месторождения, как на разведочных, так и на вышеупомянутых завершающих. Сама же технология зарезки тщательно подбирается исходя из исследованных геологических характеристик залежи и затребованной по проекту разработки результативности выработки, учитывающей экономическую рентабельность. Существуют 2 основных метода зарезки боковых стволов: вырезание части колонны и бурение с отклонением.
Наиболее традиционным способом считается вырезание участка с требуемой протяженностью, что позволяет обеспечить установку магнитометрических датчиков, которые, в свою очередь, регулируют траекторию бурения.
В ходе эксплуатации данного способа наблюдаются существенные затраты по времени, а именно:
- затребованный по проекту монтажа бурения дополнительный мостовой элемент;
- высокая вероятность отказа оборудования во время зарезки больших зенитных углов;
- высокая потребность в дополнительных спусках оборудования и периодическая замена бурильных долот.
Так же, немаловажными фактороми, затрудняющими процесс бурения, является высокая степень обводнённости большинства скважин и их низкий дебит.
Первая проблема обусловлена тем, что новые стволы быстро заполняются пластовыми водами, затрудняющими дальнейшее бурение, а вторая вызывает потребность в применении дополнительных мероприятий, направленных на увеличение дебита, чтобы обеспечить экономическую рентабельность зарезки. Например, наиболее часто, в совокупности с бурением применяют гидравлический разрыв пласта.
На сегодняшний день, технологии зарезки боковых стволов являются наиболее востребованными и продуктивными методами повышения выработки запасов и восстановления работы скважин [2]. Ряд данных методов позволяет добиться поставленных целей по повышению дебита без обеспечения дополнительных коммуникаций и экономических затрат на монтаж технологического оборудования.
Также, ряд данных методов минимизирует негативное влияние на окружающую среду и экологию, так как не требует отвода прилегающей территории под обустройства скважины, как в случае с бурением вертикального ствола.
Ещё одной особенностью создания боковых стволов является невысокая скорость (3 - 5 м/ч) и малая степень проходок в расчете на долото. Рейсовая скорость бурения составляет 15 - 20 м в сутки, что важно учесть при формировании графиков работ. Цена таких работ намного ниже, чем затраты на создание новой вертикальной скважины. Согласно подсчетам, строительство 150 боковых стволов позволяет получить более полумиллиона тонн полезных веществ уже спустя 3 года после начала их работы [3].
Важным достоинством, которым обладает технология зарезки, является увеличение нефтеотдачи, поэтому способ можно применять вместо уплотнения. Использование таких работ позволяет сэкономить на освоении месторождения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что зарезка боковых стволов на сегодняшний день является наиболее целесообразным решением по вопросам восстановления нефтяных скважин.