Статья:

ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Маркина А.И. ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 22(201). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/201/114671 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Маркина Алёна Игоревна
студент, Институт Экономики и Управления Пензенского Государственного Университета, РФ, г. Пенза

 

Аннотация. В данной статье раскрывается понятие выездных налоговых проверок, рассматриваются основные этапы и сроки проведения выездных проверок. Приводится налоговая статистика количества проведенных проверок.

 

Ключевые слова: налоговая система, налоговый контроль, выездные налоговые проверки, налоговая политика, налогоплательщики.

 

Ни для кого не секрет, что в деятельности налоговых органов одно из важнейших мест занимает выездная налоговая проверка. Эти проверки представляют собой основной инструмент деятельности налоговых органов, которые позволяют наиболее полно и основательно провести проверку правильности уплаты налогов (сборов) и исполнения налогоплательщиками иных обязанностей, которые возложены на них законодательством.

Главной целью таких налоговых проверок выступает контроль соблюдения налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговых агентов законодательства о налогах и сборах.

В результате проведения проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, из которых наиболее важные:

- выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

- предупреждение налоговых правонарушений.

Выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

Выездной налоговый контроль проводятся в помещении или на территории налогоплательщиков по решению руководителя налогового органа. Так же предусматривается, что если у налогоплательщика отсутствует возможности предоставления помещения для проведения данного вида проверки, она может быть проведена по месту нахождения налогового органа.

В ходе выездного контроля решаются такие задачи, как:

- всестороннее исследование обстоятельств финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;

- выявление искажений и несоответствий в документах, в бухгалтерском учете и отчетности;

- анализ влияния выявленных нарушений на формирование налоговой базы по различным налогам;

- формирование доказательной базы и документального подтверждения обнаруженных правонарушений;

- доначисление налогов и сборов;

- формирование предложений об устранении нарушений и привлечение налогоплательщика к ответственности за не соблюдение налогового законодательства.

В целях усовершенствования планирования и подготовки выездных налоговых проверок необходимо проведение таких мероприятий, как:

- разработка единого программного обеспечения, внедрение которого позволит автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков;

- внедрение качественных новых основ для проведения выездной проверки, такие как применение методов, которые основаны на системе косвенных индикаторов налоговой базы, а также обеспечение приёма как можно большего количества налоговых деклараций в электронном виде.

Согласно налоговой статистике, количество выездных налоговых проверок в 2021 году сократилось на 30% - примерно до 6 тысяч. Проведенные проверки, по данным ФНС, дополнительно принесли в бюджет около 300 млрд. руб., причем более 50%  (158 млрд. руб.) из этих поступлений были получены за счет проведения расследовательско - аналитической работы ведомства.

Выездная налоговая проверка начинается задолго до того момента, когда проверяющие постучат к вам в дверь. Прежде чем начать проверку в той или иной организации, проделывается большой объем работы. А конкретнее, проводится предпроверочный анализ финансово-хозяйственной деятельности организации ее контрагентов. Далее проводится анализ всей информации, которой располагает инспекция, как внутренняя, так и внешняя. Внутреннюю информацию инспекторы получают в процессе деятельности самостоятельно. Внешними источниками информации, как правило, являются различные контролирующие государственные и правоохранительные органы, с которыми подписано соглашение об обмене информацией.

В ходе проведения проверки можно выделить такие основные этапы:

- начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);

- процесс проведения проверки (максимально - 1 год 3 месяца);

- завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).

Проверяющие обязаны в указанные сроки успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые могли возникнуть в процессе проведения проверки. Если  по итогам проверки налоговая находит нарушения, то предпринимателя могут привлечь к трем видам ответственности. Если компания или ИП не платят налоги вовремя и в полном объеме, это считается налоговым правонарушением и компания или ИП привлекают к налоговой ответственности.  Административная ответственность наступает при нарушении сроков подачи декларации, так же при непредставлении сведений и ошибках в заполнении отчетности. Компанию или ИП так же могут быть привлечены к уголовной ответственности, но только в том случае, если налоговая задолженность превышает 15 млн. рублей для компании и более 2,7 млн. рублей для ИП. Задолженность считается за последние три года.

В последний день проверки инспекторы составляют справку о проведенной проверке и вручают ее налогоплательщику. В течение двух следующих месяцев оформляется акт выездной проверки. Если у проверяемого есть какие-либо возражения, он вправе их направить на рассмотрение в ФНС в течение месяца. Если возражений не появилось, проверяющие приступают к рассмотрению материалов дела и выносят окончательное решение.

 

Список литературы:
1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.05.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2022). НК РФ Статья 89. Выездная налоговая проверка
2. Туробова Т. Е. Совершенствование механизма проведения налого-вых проверок и оформления их результатов // Право и экономика. 2012г. — № 10.-С. 28
3. Налоговое администрирование: Учебник/ Под ред. Н. А. Дорофеева, А. В. Брилон, Н. В. Брилон.- М.: Дашков и К, 2014.- 296с.;  
4. Авдеев В.В. Налоговые проверки: порядок проведения выездной налоговой проверки // Налоги. - 2015. - N 7.
5. Аминова А.И. Этапы проведения и порядок оформления результатов выездных налоговых проверок //Налоги/ - 2017. - N 2.
6. Смирнова Е. Выездные налоговые проверки в 2015 году. Актуаль-ные вопросы планирования и проведения // Финансовая газета.- 2015.-N 9.