УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВА РАБОТНИКА НА ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВА РАБОТНИКА НА ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ
Создание, реализация, поддержание и постоянное совершенствование системы гарантий, компенсаций и льгот позволяет поддерживать уровень удовлетворенности и благосостояния граждан. Это оказывает прямое влияние на производительность труда, вовлеченность и мотивацию работников, эффективность деятельности организаций, и, как следствие, благополучие государственной экономики в целом.
Трудовое законодательство является гарантом обеспечения и защиты прав работников в трудовых отношениях, его задачи состоят в создании благоприятных условий труда, соблюдении интересов граждан.
Согласно ст. 164 ТК РФ под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Под компенсациями подразумеваются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами [1].
Большую роль в реализации права работников на гарантии и компенсации играют государственные органы и общественные объединения. Это касается множества ситуаций, начиная от поддержки населения центрами занятости, содействия гражданам в поиске работы и заканчивая судебными разбирательствами по трудовым спорам между работником и работодателем.
Министерство труда РФ гарантирует гражданам свободу выбора профессии и трудовой деятельности, защиту от безработицы, помощь в поиске работы и трудоустройстве, информирование о ситуации на рынке труда.
Безработным гражданам гарантируется социальная поддержка, бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости, бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования [6].
Для этих целей в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 08.12.2020) "О занятости населения в Российской Федерации" функционирует государственная служба занятости населения, деятельность которой включает в себя множество функций, основными из которых являются следующие [3]:
- аналитика и прогнозирование занятости, информирование граждан о состоянии рынка труда, их гарантиях и правах в области занятости;
- разработка и внедрение программ, направленных на содействие занятости;
- содействие в поиске работы гражданам, содействие в поиске работников работодателям;
- обеспечение социальных выплат безработным гражданам.
Пожалуй, самой крупной государственной организацией, обеспечивающей гарантии и компенсации гражданам РФ, является Фонд социального страхования (ФСС).
Что касается гарантий, непосредственно предоставляемых работникам, то в соответствии с Положением о фонде государственного страхования РФ основными задачами фонда являются [4]:
- обеспечение выплаты пособий по временной нетрудоспособности;
- выплаты пособий по беременности и родам;
- санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- разработка программ охраны здоровья работников, совершенствования системы социального страхования.
Помимо организаций, направленных обеспечивать занятость и страхование работников, существуют организации и объединения, созданные непосредственно для контроля соблюдения трудового законодательства и защиты прав работников. Среди общественных объединений с этой целью функционируют профсоюзы.
Профсоюз – это общественная организация, которая объединяет работников, связанных родом деятельности и профессиональными интересами. Таким образом, профсоюз действует не на отдельно взятом предприятии, а объединяет всех работников конкретных предприятий или отраслей для защиты общих прав и интересов. Профсоюз призван решить основные насущные вопросы – экономические и трудовые, поддерживать интересы работников и защищать их в случае нарушения [2].
Со стороны государства ярким примером подобной организации является трудовая инспекция.
Федеральная инспекция труда – орган власти, осуществляющий надзор за соблюдением российского законодательства, в части касающейся трудовых отношений. Трудовая инспекция рассматривает дела, связанные с вопросами увольнения, невыплаты заработной платы, пособий, нарушения и угнетения прав работников, принуждения к увольнению [5].
В случае, когда трудовые споры не получается решить на этом уровне, за защитой гарантий, работники могут обратиться в суд, единственный государственный орган, уполномоченный осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти.
При наличии такой, на первый взгляд, сильной системы, которая, казалось бы, должна обеспечивать стабильную поддержку занятости населения, должен повышаться и уровень жизни, однако, углубляясь в проблему, можно увидеть, что ситуация далека от стабильности и каких-либо предпосылок к улучшению качества жизни населения.
Так, например, ФСС оплачивает больничные листы, т.е. в случае болезни у работника есть не только гарантия, что за ним сохранится рабочее место, но и он получит компенсацию, исходя из размера своей средней заработной платы за последние два года. На самом деле такие гарантии не создают чувство защищенности у работников, особенно в крупных городах.
Если стаж работы меньше 5 лет, то работник получает лишь 60% среднего заработка, если от 5 до 8 лет, работник получает 80% среднего заработка, но если даже стаж больше 8 лет, сумма максимальной выплаты по нетрудоспособности все равно ограничена предельной базой для начисления взносов. В 2021 году максимальный среднедневной заработок для выплаты по больничному составляет: 2 434,25 руб. [7].
Получается, имея большой опыт, приличную должность и заработную плату, в случае непредвиденной болезни работник теряет половину, а то и больше половины заработной платы. Работник практически никак не защищен государством. В обратной ситуации, когда работник имеет небольшой опыт (до 5 лет), происходит то же самое. Здесь ситуация хуже: оформление больничного листа может привести к тому, что у человека элементарно не будет денег на лечение. Из-за отсутствия защищенности, большинству молодых специалистов приходится продолжать ходить на работу даже при болезни. Такая система абсолютно недоработана и вызывает много вопросов.
Выходит, что, не смотря на достаточно развитую систему государственных органов и общественных объединений, призванных обеспечивать права работников на гарантии и компенсации, работники не защищены в должной мере. Система имеет слабые места, не позволяющие сказать об эффективности ее функционирования и требующие множества доработок. Необходимо упрощать и совершенствовать механизмы, обеспечивающие защищенность трудящихся, и реализацию их прав на гарантии и компенсации.