АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ РФ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(203)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(203)
АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ РФ
ANTI-INFLATIONARY POLICY OF RUSSIA AT THE PRESENT STAGE
Kseniya Shepeleva
Student, Financial University under the Government of the Russian Federation Novorossiysk branch, Russia, Novorossiysk
Аннотация. В статье проанализированы сущность, цели, меры и направления антимонопольного регулирования. Рассмотрено антимонопольное законодательство РФ. Приведена статистика количества возбужденных нарушений и их решений по данным Федеральной антимонопольной службы за период 2018 – 2020 гг. в России. Дана оценка развитию антимонопольного регулирования, а также определены перспективы совершенствования антимонопольной политики России на современном этапе.
Abstract. The article analyzes the essence, goals, measures and directions of antitrust regulation. Antitrust legislation of the Russian Federation was considered. Statistics on the number of violations initiated and their decisions according to the data of the Federal Antimonopoly Service for the period 2018-2020. in Russia. An assessment of the development of antimonopoly regulation was given, as well as prospects for improving the antimonopoly policy of Russia at the present stage.
Ключевые слова: монополия, антимонопольная политика, антимонопольное регулирование, цели и направления антимонопольного регулирования, антимонопольные меры, антимонопольное законодательство, рынок, рыночная экономика.
Keywords: monopoly, antimonopoly policy, antimonopoly regulation, purposes and directions of antimonopoly regulation, antimonopoly measures, antitrust law, market, market economy.
Антимонопольная политика играет важную роль в экономическом развитии России. Это подтверждается тем, что хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию всей экономики. Основной целью антимонопольного регулирования является подавление монополизации рынка мерами государственного управления, которая приводит к иррациональному функционированию и ослаблению рыночной конкуренции [1]. Такая политика противодействует безграничной власти монополий, нечестной конкуренции, также она направлена на увеличения объема выпуска и снижение цены. Антимонопольное регулирование должно осуществляться через экономические, административные и законодательные мероприятия. В различных странах антимонопольное регулирование имеет свои особенности, это связано с разницей в развитии и функционированием национальных экономик. Но цели и направления по антимонопольному регулированию во всех странах являются общими и заключаются в том, чтобы:
- обеспечить соблюдение установленных правил на рынке и сохранить добросовестную конкуренцию;
- контролировать и воздействовать на экономическое поведение хозяйствующих субъектов;
- контролировать процесс концентрации производства и централизации капитала (слияние, поглощение и др.);
- контролировать ценообразование;
- защищать интересы потребителей и производителей;
- защищать и поддерживать интересы малого и среднего бизнеса.
Антимонопольное регулирование заключается в принятии системы мер в зависимости от сложившейся ситуации на рынке. В развитых странах антимонопольная политика представляет собой систему непрерывных и гибко перестраиваемых мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный, а также поощрительный характер. Обычно законодательно предусматривается то, что никакая компания не должна иметь под своим контролем более 40-50% от объёма производимой продукции. Именно поэтому внедряются различные ограничения масштабов производства и сбыта. Основные меры антимонопольного регулирования сводятся к:
1) Законодательным (административным):
- запрет соглашений о ценах, о разделе рынков, о предоставлении исключительных прав и на установку розничных цен;
- контроль за слияниями, за соглашениями об использовании продукции и ограничения контроля над рынком;
- определение набора предоставляемых услуг.
2) Экономическим:
- прямое регулирование: установка предела нормы прибыли и фиксированных цен, выше которых товар или услуга стоить уже не сможет;
- косвенное регулирование (финансово-кредитные): налогообложение сверхприбылей и продукции [6].
В целях обеспечения эффективной реализации указанных мер антимонопольная деятельность в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям:
- прекращение деятельности хозяйствующих субъектов, действующих на рынках, ограничивающих конкуренцию;
- предотвращение создания административных барьеров для возможности выхода на рынок товаров и услуг;
- ограничение прав занимать доминирующее положение на рынке хозяйствующими субъектами;
- осуществление контроля на рынке для поддержания рыночной конкуренции;
- недопущение доминирующим хозяйствующим субъектам злоупотреблять своим положением и диктовать условия для других участников рынка;
- своевременное пресечение возникновения негласных соглашений и слияния хозяйствующих субъектов, направленных на ограничение конкурентной среды [5].
Главным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство. Антимонопольное законодательство России основано на Конституции и Гражданском кодексе РФ, а функции антимонопольного регулирования осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Основной задачей ФАС является не только антимонопольное регулирование, но и развитие политики поддержки конкуренции. Далее следует закон «О Защите конкуренции», в котором объединены определенные основы защиты конкуренции, а также методы подавления монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции [3]. Еще одним законом является федеральный закон «О естественных монополиях», он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов в условиях естественных монополий, формирование и создание которых иногда оправдано по причине возможности обеспечения рынка товарами лишь одним предприятием [2].
По характеру воздействия методы традиционно делятся на убеждение и принуждение. Убеждение в области антимонопольного регулирования обычно направлено на предупреждение нарушений и чаще всего реализуется через механизмы адвокатуры конкуренции. Административное принуждение в области антимонопольного регулирования исполняется в рамках особенных административно-правовых отношений поведения. В связи с этим, нормативно-правовые акты в России имеют направленность в снижении уровня монополизации, путем создания системы штрафов и наказаний за ущемление развития конкурентной среды. По данным из рисунка 1, можно заметить, что количество нарушений законодательства за три года снизились с 2,5 тыс. до 1,8 тыс. к 2020 году. Также, процентное соотношение выявленных нарушений антимонопольного законодательства РФ к принятым по ним решениям выполняется около 75%, показывая максимальное устранение монополизации рынка.
Рисунок 1. Статистика антимонопольного регулирования нарушений РФ за 2018-2020гг., ед. [7]
Динамика применения положений по борьбе с недобросовестной конкуренцией отражает наличие некоторых нерешенных вопросов в этой сфере, но это вовсе не означает отсутствие заинтересованности антимонопольных органов в ситуации. Для достижения национальных целей развития в Российской Федерации на период до 2024 года придуман долгосрочный план по регулированию монопольной деятельности и развитию конкуренции рынка путем использования современных инструментов, отвечающим требованиям нынешней экономической ситуации [4]. Например, осуществляются фундаментальные функции такие как: развитие практики оспаривания сделок слияний и поглощений, ценообразование крупных производителей и торговых сетей, лицензирование путем принуждения, развитие уголовного преследования за сговоры, внеплановые антикартельные проверки и т.д.
Таким образом, в российской практике антимонопольного регулирования активно применяются административные методы, которые сформированы отлично от зарубежного опыта. Ее основой является законодательная база, которая призвана регулировать деятельности существующих монополий и увеличивать конкурентоспособность отечественных производителей и экономики в целом. Главная проблема антимонопольной практики в России заключается в применении недостаточно развитых экономических механизмов, на которые повлияли различия в истории становления экономики, а именно, перехода от командно-административного к рыночному типу с большим количеством активных монополий. В соответствии с этим результативность антимонопольной политики определяется развитием национальных рынков, экономической ситуацией в стране и объективностью национальной финансовой политики. Однако антимонопольное регулирование РФ совершенствуется в цифровую эпоху, постоянно разрабатываются новые стратегии регулирования конкуренции.
Только разумное и уверенное реформирование деятельности естественных монополий и регулирование цен (тарифов), пятого «цифрового» антимонопольного пакета, обеспечение «прозрачности» процессов, определяющих условия деятельности доминирующих организаций на рынке и создание эффективных правовых механизмов, запрещающих представителям органов власти заниматься предпринимательской деятельностью и объединять свои полномочия с хозяйственными, может вывести российскую экономику на новый уровень в антимонопольной области, способствуя укреплению рыночных отношений в нашей стране и её позиций на международном рынке.