Статья:

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(202)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Краснов Н.Н. СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 23(202). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/202/115297 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК СУБЪЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Краснов Николай Николаевич
студент Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, РФ, г. Москва
Кравцов Дмитрий Александрович
научный руководитель, подполковник юстиции, канд. юрид. наук, доцент Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье автором описывается роль Следственного комитета РФ в предупреждении преступности и основные направления профилактики, проводимые следственными органами.

 

Ключевые слова: предупреждение преступности, профилактика, Следственный комитет Российской Федерации.

 

Предупреждение преступности на сегодняшний день является приоритетным направлением государства в лице государственных структур, а также общественных институтов. Предупреждение преступности напрямую влияет на развитие общества, поскольку преступность представляет собой явление разрушительного характера и непосредственно угрожает всем членам общества,  именно поэтому так важно уделять данному направлению особое внимание. Согласно криминологическим исследованиям 7 из 10 преступлений могут быть предотвращены при их действенной профилактике.

Предупреждение преступности – это целенаправленное воздействие государства, общества, физических и юридических лиц на процессы детерминации и причинности преступности в целях недопущения вовлечения в преступность новых лиц, совершения новых преступлений, расширения криминализации общественных отношений. Уделяя особе внимание данному направлению, государство определило субъекты профилактики правонарушений в Федеральном законе «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 N 182-ФЗ.

Согласно статье ч. 1 ст. 5 Федеральному закону «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 N 182-ФЗ субъектами профилактики правонарушений являются: федеральные органы исполнительной власти; органы прокуратуры Российской Федерации; следственные органы Следственного комитета Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления.

Также в ст. 10 вышеуказанного федерального закона следственные органы Следственного комитета Российской Федерации осуществляют профилактику правонарушений в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" и другими федеральными законами. При осуществлении профилактики правонарушений следственные органы Следственного комитета Российской Федерации обладают полномочиями субъекта профилактики правонарушений в пределах своей компетенции.

Общеизвестным фактом является то, что следователь в профилактике преступности является одной из важнейших фигур. Его полномочия в борьбе с преступностью детально регламентируются уголовно-процессуальным законодательством и подзаконными актами, т.е. приказами и распоряжениями того ведомства, в котором он работает. Следовательно, можно сделать вывод о том, что уголовно-процессуальное законодательство выступает отраслью права, непосредственно связанной с борьбой с преступностью и обладает потенциалом предупреждения и предотвращения преступлений. Однако, как справедливо отмечается в литературе, «действующий уголовно-процессуальный кодекс не регламентирует деятельность по предупреждению и предотвращению преступлений, но это не означает, что эффективность уголовно-правовых норм по предупреждению и предотвращению преступлений снижается» [4, с. 73].

Так, согласно ч. 2 ст. 158 УПК РФ следователь имеет право в ходе предварительного расследования вносить в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и нарушений закона. Так, например, по результатам рассмотрения представления следователя, внесенного в рамках расследования уголовного дела о травмировании подростка, забравшегося на крышу трансформаторной подстанции, электрическим током, руководством ресурсоснабжающей организации предприняты меры по установлению ограждения на крыше подстанции, полностью исключающего доступ туда посторонних лиц. [5].  Стоит отметить мнение некоторых специалистов, которые говорят, что нужно «вести речь не о праве внести представление, а об обязанности, если это будет способствовать устранению данных обстоятельств и предупреждению совершения новых преступлений», что вполне является обоснованно. [3, с. 290].

В то же время Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ установлено, что профилактическое воздействие субъектом профилактики может осуществляться в следующих формах: правового просвещения и правового информирования, профилактической беседы, объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, внесения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения и т.д. И, хочется отметить, что Следственным комитетом РФ в лице следователей помимо вынесения представления проводятся также профилактические беседы и иные мероприятия, направленные на борьбу с преступностью. Особенно часто данные мероприятия проводятся с несовершеннолетними, поскольку подростки являются наиболее уязвимым слоем общества. Так, например, следователи следственного управления Следственного комитета РФ по Омской области в целях разъяснения норм уголовного права, регламентирующих ответственность за уничтожение, либо повреждение воинских захоронений, памятников, стел, обелисков и других мемориальных сооружений, распространении ложной информации о действиях Вооруженных сил РФ, пропаганду терроризма и экстремизма и экстремистские высказывания провели встречу с учащимися Университетского колледжа Омского государственного педагогического университета. Следователи рассказали об ответственности  вышеуказанные за противоправные действия. Помимо этого следователи рассказали об ответственности за противоправные действия, направленные на разжигание национальной розни, также на встрече, молодежи были разъяснены основы антитеррористического законодательства, основания уголовной ответственности за совершение актов террора и экстремистских преступлений, а также о том, как надо себя вести при угрозе совершения террористического акта [6].

Таким образом, предупреждение совершения преступлений несовершеннолетними является приоритетным направлением, которое в свою очередь предупреждает и преступность в будущем. Следственный комитет РФ является одним из основных субъектов профилактики преступности. Следственные органы на сегодняшний день проводят масштабную работу по профилактике правонарушений, а также по формированию патриотизма. Но, важно отметить, что эффективность профилактики преступности зависит только от слаженной работы всех субъектов профилактики. Дополняя работу друг друга, государственные органы способны уменьшить не только не только уменьшить преступность в целом, но возможно искоренить некоторые виды преступлений.

 

Список литературы:
1. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 11.06.2022) // // КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/
2. Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 N 182-ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199976/
3. Андрианова Ю.С. Особенности профилактической деятельности органов предварительного расследования // Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако Материалы III Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2019. С. 289-293.
4. Пастухов П.С. В поиске эффективного механизма предупреждения и предотвращения преступлений // Союз криминалистов и криминологов. 2019. N 3. С. 72-85.
5. Представление следователя как мера профилактики преступлений. URL: https://tambov.sledcom.ru/news/item/1523585/
6. Сотрудники следственного управления провели профилактические мероприятия среди молодежи. URL: https://sledcomrf.ru/news/520567-sotrudniki-sledstvennogo-upravleniya proveli.html