МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Преступность среди подростков является глобальной и мировой проблемой, с которой сталкивается каждое государство вне зависимости от его социальной и экономической развитости.
Необходимо анализировать зарубежный опыт, который позволяет сделать вывод об эффективных средствах воздействия на несовершеннолетних для предупреждения преступлений в этой среде.
Актуальной проблемой является закрепление гарантии защиты прав ребенка на международном уровне в универсальных международных стандартах. Важно понимать, что несовершеннолетние являются уязвимой категорией лиц и имеют особый статус в уголовном праве. Привлечение несовершеннолетних к уголовной ответственности не может и не должно быть связано с нарушением их прав.
Среди международных источников права, связанных с ответственностью несовершеннолетних, можно выделить нормативно-правовые акты, имеющие обязательную юридическую силу для государств-участников, а также нормативно-правовые акты, не имеющие обязательной юридической силы и носящие рекомендательный характер. [5] К первой группе относится Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Ко второй группе относится Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних («Эр-Риядские руководящие принципы»), Декларация прав ребенка принятая резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года.
Конвенция о правах ребенка является основой, которой должны придерживаться все государства, ратифицирующие данный документ. Это первый международно-правовой документ, в котором права ребенка рассматриваются на уровне международного права. В соответствии с конвенцией «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.» [1] Основная идея заключается в наилучшем обеспечении интересов и прав ребенка. Также этот договор утверждает ряд социальных и правовых принципов, главный из которых закрепляет, что ребенок - полноценная и правомерная личность, а, следовательно, рассматривает детей как людей с правами и ответственностью. Конвенция о правах ребенка указывает на альтернативные меры, которые заменяют помещение несовершеннолетних правонарушителей в специальные учреждения. В соответствии с п. 4 ст. 40 конвенции о правах ребенка к данным мерам относятся: положение об опеке и надзоре, консультативные услуги, назначение испытательного срока. [1] То есть данное положение направлено на воспитание и исправление правонарушителя. В ст. 3 данного документа указаны положения, что действия в отношении детей со стороны государства должны выполняться наилучшим образом по обеспечению интересов ребенка; для защиты ребенка должны принимать соответственные законодательные меры; учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, должны отвечать нормам установленными компетентными органами [1]. Данные принципы стали фундаментом для развития ювенальной юстиции и созданию специализированных судов для несовершеннолетних.
Пекинские правила, принятые резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г., не устанавливают минимальный возраст уголовной ответственности несовершеннолетнего, но призывают к разумному установлению возрастного предела, учитывая аспекты эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости. В п.п. «а» п. 2.2 ст. 2 Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) содержится понятие несовершеннолетнего « несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому;» Пекинские правила, также как и конвенция о правах ребенка рекомендует альтернативные меры такие как: постановления об опеке, руководстве и надзоре; пробация; постановления о работе на благо общины; финансовые наказания, компенсация и реституция; постановления о принятии промежуточных и других мер; постановления об участии в групповой психотерапии и других подобных мероприятиях; постановления, касающиеся передачи на воспитание, места проживания или других воспитательных мер. [3] Данные меры направлены на перевоспитание и исправление детей и подростков.
Если сравнить Эр-Риядские руководящие принципы с конвенцией о правах ребенка и пекинскими правилами, стоит отметить, что данный документ не несет закрепление прав и гарантий несовершеннолетних, а несет основную мысль о предупреждении преступлений. Политика государства должна быть направленна на разработку различных программ, создания специальных учреждений с квалифицирующим персоналом по работе с несовершеннолетними. Важный акцент ставится на воспитание в семье, в приоритете благополучная и стабильная семья, иным семьям должна оказываться поддержка от государства. В ст. 10 Эр-Риядских руководящих принципов, указано, что «Следует уделять особое внимание политике предупреждения, способствующей успешной подготовке к жизни в обществе и интеграции всех детей и молодых людей, особенно через семью, общину, лиц аналогичной возрастной группы, школу, профессионально-техническую подготовку, трудовую деятельность, а также через добровольные организации.» [4] Следовательно, предупреждение преступлений несовершеннолетних, должно проходить через все институты общества.
Если рассмотреть мировую ювенальную практику, можно сделать вывод, что нет единой модели возраста привлечения к уголовной ответственности. В таблице №1 приведены страны и их возраст уголовной ответственности.
Таблица 1.
Cтраны и их возраст уголовной ответственности
Страна |
Возраст |
Индия |
7 лет |
Сингапур |
7 лет |
Великобритания |
10 лет |
Швейцария |
10 лет |
Франция |
13 лет |
Япония |
14 лет |
Германия |
14 лет |
В каждой стране установлен разный минимальный возраст уголовной ответственности, где законодатель, определяя его, придерживается дифференцированного подхода. Суть данного подхода состоит в том, что законодатель выделяет различные возрастные категории субъектов преступления, устанавливая при этом для каждой группы определенные преступные деяния. Именно поэтому в пекинских правилах нет конкретного закреплённого возраста в отношении несовершеннолетнего, так как в каждой стране законодатель устанавливает свой возрастной порог.
В некоторых странах существует иная форма закрепления норм уголовного права в отношении несовершеннолетних - это самостоятельные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы уголовной ответственности.
Например, в Германии закон «О правосудии для несовершеннолетних», во Франции Ордонансом 1945 г. «О правонарушениях несовершеннолетних», в Англии закон «О детях и молодых людях» [6] По мнению В.А. Быстрова «Именно вторая форма существования уголовно-правовых норм об ответственности несовершеннолетних наиболее распространена в мире. Такая форма эффективна в плане того, что в одном законодательном акте сгруппированы и наиболее полно раскрыты вопросы привлечения несовершеннолетних к ответственности.» [7]
Из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что положения российского законодательства соответствуют предписаниям Минимальных стандартных правил ООН и конвенции о правах ребенка по вопросам установления возраста уголовной ответственности и системы наказаний применяемой к несовершеннолетним правонарушителям. В нашей стране законодатель прописал систему наказаний, применяемую к несовершеннолетним в V разделе УК РФ. В 14 главе раскрываются особенности наказания, применяемые к подросткам и принципы гуманизма. Выделив в отдельную главу УПК РФ производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, законодатель признал наличие у них особых прав и обязанностей в уголовном процессе. Также в целях защиты прав несовершеннолетних государство создает нормативно правовые акты, например, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Нормативно-правовые акты, регулирующие уголовную ответственность несовершеннолетних, как на национальном, так и на международном уровне, требует постоянного совершенствования и унификации. Данная система нуждается в регулярном обновлении в связи с развитием современного общества как на государственном, так и на международном уровне. Зарубежный опыт в отношении установления возраста уголовной ответственности и применения наказания является неоднозначны. Существуют эффективные методы предупреждения преступлений, которые наше государство могло бы позаимствовать, но их нужно адаптировать под российское законодательство, примером может быть в России развитие ювенальной юстиции, которая будет содержать не только сферу правосудия, но создание и совершенствование учреждений по исправлению и реабилитации несовершеннолетних.