Статья:

ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Беднин А.С. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 22(201). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/201/115139 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Беднин Артем Сергеевич
студент, Южно-Российский институт управления- филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации РФ, г. Ростов-на-Дону

 

AN OFFICIAL AS A SUBJECT OF THE COMMISSION OF A CRIMES

 

Artem Bednin

Student, South Russian Institute of Management- branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В статье автор пытается проанализировать общие черты должностного лица, как субъекта преступлений по уголовному законодательству Российской Федерации.

Abstract. In the article, the author tries to analyze the general features of an official as a subject of crimes under the criminal legislation of the Russian Federation.

 

Ключевые слова: должностное лицо, преступление, государство, полномочие, Российская Федерация.

Keywords: official, crime, state, authority, Russian Federation.

 

Понятие субъекта преступления напрямую не определяется нормами Уголовного Кодекса РФ. Его формулирование осуществляется наукой и теорией уголовного права. В уголовном законе существуют лишь общие правила и нормы, которые применяются к субъекту преступления. Они содержатся в нормах главы 4 УК РФ «Лица, подлежащие уголовной ответственности». Это нормы права, применимые к возрасту наступления уголовной ответственности, общим условиям уголовной ответственности, вменяемости и т.д. Исходя из названия главы УК РФ, следует предположить, что все лица, подлежащие уголовной ответственности, относятся к субъектам преступления. Однако, как в таком случае быть с теми субъектами, которые не подлежат уголовной ответственности в силу различных причин - к примеру, из-за невменяемости, либо в силу наличия обстоятельств, исключающих преступность деяния, а также по другим основаниям. Представляется, что в случае совершения любого преступления -общественно опасного деяния, предполагающего наступление уголовной ответственности, всегда имеется конкретное лицо, которое должно нести уголовную ответственность за содеянное. Оно и является субъектом преступления. Даже в случае невменяемости обвиняемого, тем не менее, он является субъектом преступления, но субъективную сторону такого преступления следует считать специфической, отличающейся от субъективной стороны преступления, совершенного обычным или специальным субъектом преступления.

Специальные субъекты, как правило, связаны с наличием специальных административно-властных полномочий, предоставленных государством. Примером может являться квалификация преступлений по ст.285 УК РФ -злоупотребление полномочиями, поскольку данная статья уголовного закона является наиболее характерным примером предъявления обвинения специальному субъекту преступления. Кроме того, существует ряд объектов преступного посягательства, охраняемых уголовным законом, субъектом которых являются только специальные субъекты. К ним относятся интересы государственной власти, органов местного самоуправления, охраняемые интересы правосудия и т.д. Наиболее частыми преступлениями в отношении таких полномочий является злоупотребление.

Злоупотребление является преступлением со специальным субъектным составом. Это означает, что субъектом является не простое физическое лицо, достигшее возраста привлечения к уголовной ответственности 16 лет, но лицо, наделенное специальными административно-властными полномочиями, реализующее их на практике. Субъект данного преступления – это государственный служащий, должностное лицо, являющееся сотрудником государственного учреждения федерального, регионального или местного уровня, в чью компетенцию входит применение на практике определенных административно-правовых норм. Должностное лицо не может быть назначенным на свою должность лишь по достижении возраста уголовной ответственности – 16 лет, поэтому правосубъектность в данном случае именно специальная, определяемая не возрастом, а в основном и по большей части наделением привлекаемого лица государственными полномочиями, которые следует отличать от полномочий коммерческого и иного характера. Признаками таких полномочий является их административно-распорядительный характер, выражающийся в императивности применяемых норм и всех признаках, сопутствующих административному праву – отношениям властно-подчиненного характера, императивности применяемых норм, безвозмездному характеру исполнения. Под безвозмездностью исполнения следует понимать следующий признак – субъект, обращающийся за государственной услугой, не платит непосредственному исполнителю - должностному лицу за такую услугу, он может оплачивать лишь государственную пошлину за ее исполнение, однако такая пошлина взимается на законном основании и направляется в бюджет государства.

Понятие должностного лица закреплено законодателем в примечании к статье 285 УК РФ. Так, под должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами ("золотая акция"), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации [1]. Из этого определения можно вычленить признаки, которые характеризуют должностное лицо.

Первый признак, который можно выделить из вышеуказанного понятия, заключается в том, что лицо исполняет свои полномочия постоянно, временно или по специальному полномочию. Признак «постоянности» означает, что исполнение этих полномочий входит в права и обязанности должностного лица, и зафиксированы в его должностной инструкции (должностном регламенте), исходя из постоянно занимаемой им должности. Также необходимо отметить, что могут быть различного рода временно исполняющие обязанности должностного лица, назначаемые на период отсутствия постоянно исполняющего обязанности лица. Следователю необходимо на протяжении всего расследования постоянно сопоставлять права, обязанности и полномочия должностного лица с конкретными его действиями на предмет их злоупотребления или превышения, давая при этом правовую оценку.

Осуществление функций должностного лица по специальному полномочию, означает, что исполнение этих функций возложено на лицо в силу закона, иного нормативного акта, приказа или распоряжения вышестоящего должностного лица, либо правомочного на то органа или должностного лица. Иными словами, занимаемая лицом должность предполагает исполнение им функций должностного лица в течение всего времени исполнения обязанностей, однако в определенных ситуациях, даже лицо, которое постоянно не находится на должности, определяющей его полномочия, оно может выполнять отдельные функции должностного лица. Примером может выступать присяжный заседатель, который в период исполнения своих обязанностей, по сути, исполняет функции судьи. Возложение специальных полномочий может быть временным (на определенный период), однократным или может совмещаться с основной работой. Однако здесь нужно отметить, что лицо признается должностным, лишь в период исполнения полномочий.

Второй признак заключается в том, что должностное лицо является представителем власти, то есть лицом, которое имеет право давать обязательные для исполнения указания лицам, неподчиненным ему по службе. Требования представителя власти являются общеобязательными, и эта общеобязательность обеспечивается возможностью применения мер принудительного характера, например штраф, задержание, прекращение деятельности юридического лица. Примером таких лиц могут послужить депутаты, судьи, судебные исполнители, прокуроры, следователи, оперативные работники, сотрудники полиции и так далее.

Следующим признаком, характеризующим должностное лицо, является то, что должностное лицо обладает организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями. Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. [2]. Такими должностными лицами могут быть руководители органа или учреждения и его заместители или руководители отделов. Также необходимо отметить, что к организационно-распорядительным функциям относятся и принятие решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, например, выдача листка временной нетрудоспособности, установление факта наличия у гражданина инвалидности и другие.

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием) [2]. Должностными лицами, обладающими такими полномочиями, являются руководители органа или учреждения, заместители руководителя, бухгалтеры, завхозы и тому подобные.  

Далее следует отметить еще один признак, характеризующий должностное лицо, который заключается в том, что это лицо должно служить в государственных органах или органах местного самоуправления. Перечень должностей для лиц, замещающих государственные должности федерального уровня, для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации N 32 от 11 января 1995 г. [3]. В субъектах Российской Федерации, круг этих должностей устанавливаются конституциями или уставами субъектов РФ.

В вооруженных силах имеется своя специфика, в связи с выполнением функций должностных лиц, так как есть начальники по служебному положению, которые осуществляют командные функции в отношении своих подчиненных. К ним относятся начальники по штату (командиры отделений, рот, начальники вещевой службы) и временно исполняющие обязанности по данным должностям, а также начальники по званию, то есть те военнослужащие, которые имеют более высокое звание, могут осуществлять командные функции в отношении тех, кто имеет меньшее звание, например, сержанты и старшины для солдат и матросов одной с ними воинской части [4].

Необходимо отметить, что для квалификации деяния по признакам преступлений, предусмотренных статьями 285 и 286 УК РФ, не имеет значение назначение лица на должность в нарушение требований нормативно-правовых актов, в том числе требований к лицу (отсутствие требуемого образования и т.д.). Уголовное право исходит из того, что лица, назначенные на должность неправомерным образом и в нарушение установленных требований, хоть и являются нарушителями закона, но в период исполнения полномочий несут все обязанности и пользуются всеми правами должностного лица.

Для решения вопроса о наличии в действиях должностного лица признаков злоупотребления должностными полномочиями, необходимо установить специальный мотив – корыстная или иная личная заинтересованность. Под корыстной заинтересованностью понимается стремление должностного лица получить выгоду имущественного характера для себя или других лиц, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в пользу себя или других лиц. Корыстная и иная заинтересованность направлена на извлечение незаконной и противоправной выгоды за счет использования таких государственных полномочий в целях именно личного обогащения. Получаемые материальные выгоды и блага направляются в незаконное использование должностного лица - субъекта такого преступления, бюджет не получает ничего. Примером в данном случае могут выступать: незаконное получение льгот или кредита, освобождение от имущественных затрат, погашение долга, освобождение от оплаты услуг и т.д. Под иной личной заинтересованностью понимается извлечение выгоды неимущественного характера, которая не может иметь денежного выражения, в частности продвижение по службе себя или родственников, создание ложного представления о результатах служебной деятельности, сокрытие некомпетентности и т.д.

 

Список литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ : принят Гос. Думой 24 мая 1996 г. : одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. : [в ред. от 25.03.2022] // Официальный интернет-портал правовой информации: гос. система правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102041891 (Дата обращения: 08.06.2022).
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. № 19 (ред. от 11.06.2020 г.) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 19, 2009.
3. О государственных должностях Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11.05.1995 г. № 32 : [ред. от 29.10.2021 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 3. — Ст. 173.
4. Об утверждении общевоинские уставов Вооруженных Сил Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10.11.2007 г. № 1495 : [ред. от 24.12.2021 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2007. — № 47. — Ст. 5749.