К вопросу о природе учредительной и юридической функций Конституции РФ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(15)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(15)
К вопросу о природе учредительной и юридической функций Конституции РФ
В данной статье автором проанализирована природа учредительной и юридической функций Конституции РФ.
На основе проведенного анализа источников и научной литературы автором обосновывается вывод о том, что учредительная и юридическая функции Конституции РФ обуславливают такие свойства основного закона как верховенство и прямое действие.
В научной доктрине сформировалось несколько подходов к виду функций Конституции РФ [1].
Согласно первой точки зрения в число функций Основного закона РФ относятся учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая и юридическая функции. Данный подход, в частности разделяет С.А. Авакьян, который данные функции называет свойственными конституции любого демократического и правового государства [2].
Второй подход представлен позицией о необходимости разделения функций Конституции РФ на два вида: юридические функции и неюридические функции, к которым относятся учредительная, регулятивная, политическая, духовно-мировоззренческая. Как отмечает А.Н. Кокотов именно последние и «создают «плацдарм» для выражения в складывания в стране конституционализма как режима конституционного правления» [3].
А.Е. Козлов выделяет только три вида функций: юридическую, поскольку «конституция является правовым документом», а также политическую и идеологическую функцию [4].
А.И. Коваленко отмечает существование правовой и политической функции основного закона государства, а также гуманистической функции, которая «выражает целевое назначение Конституции», поскольку «в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, провозглашается, что человек, его свобода являются высшей ценностью» [5].
И.А. Умнова (Конюхова) и И.А. Алешкова в контексте применения Конституции РФ судами общей юрисдикции, выделяют интегративную функцию, которая «способствует систематизации актов российского законодательства, объединяя их между собой конституционно-правовой материей и тем самым способствуя оптимизации как правоприменительной деятельности в целом, так и судопроизводства в частности» [6].
В работах С.А. Осипяна встречается упоминание о такой функции Конституции РФ, как функция централизации права, то есть «создание единого конституционного пространства на территории федерации, скрепляющего все государство на базе и в рамках политико-правовой общности» [7].
А.И. Каягин выделяет идеологическую функцию Конституции Российской Федерации, отмечая, что она «осуществляется посредством комплексного воздействия положений Конституции РФ» посредством как «фиксации определенной идеологии через призму конституционных формулировок», так и путем «воспитательной компоненты мировоззренческой функции, обращенной к субъектам правовых отношений» [8].
Этот анализ позволяет сделать вывод, что сегодня большинством ученых в современной отечественной научной доктрине разделяется мнение о том, что ключевыми функциями Конституции РФ являются учредительная и юридическая. Это обусловлено несколькими обстоятельствами.
Учредительная функция любой конституции проявляется в том, что основной закон государства представляет учредительный акт, который определяет два обстоятельства: с одной стороны, закрепить те отношения и институты, которые функционируют в государстве, с другой стороны – те, которые должны быть созданы. К числу последних относятся так называемые нормы-принципы, в которых задается вектор развития государства: например, формирование в России правового и социального государства, реальное равноправие субъектов Федерации, развитие самостоятельности и неподконтрольности государству местного самоуправления.
Разрыв между сложившейся в государстве реальностью и перспективами развития, обусловленными учредительной функцией Конституции РФ, является естественным следствием этого, поскольку Конституция учреждает не только то, что существует в данный момент, но и те ориентиры, к которым государство стремится. Как отмечает С.А. Осипян, «обладая учредительным свойством, конституция, с одной стороны, является документом, который закрепляет фактический консенсус интересов политических и общественных сил, с другой же стороны – это документ, который устанавливает известные правила на будущее время. К нему должны стремиться государство и общество как более совершенному социально-политическому порядку своего существования» [9].
Анализируя содержание юридической функции, необходимо отметить, что основой закон задает фундамент для строительства всей правовой системы на тех принципах, которые заложены в Конституции, которая выступает главным государственным регулятором общественных, политических, экономических и социальных процессов. Это и обуславливает то свойство Конституции РФ, что она имеет высшую юридическую силу: все принимаемые в государстве акты должны ей соответствовать, а в случае противоречия – не подлежат применению.
Важным свойством Конституции РФ, производным от ее юридической функции, выступает прямое действие. «Как нормативный правовой акт она имеет прямое действие и в этом качестве может быть непосредственным основанием для возникновения различных общественных отношений во многих сферах жизнедеятельности общества, прав и свобод граждан» [10]. Это проявляется в правоприменительной практике: Конституция как акт прямого действия подлежит непосредственному прямому применению, прежде всего, в вопросах защиты прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем на практике этот принципе реализуется не всегда, что требует отдельных научных исследований в этой сфере.
В целом подводя итоги изучения юридической и учредительной функций Конституции РФ, необходимо отметить, что свойства основного закона производны от выполняемых им функций, которые и влияют на ее свойства.