Статья:

К вопросу о природе учредительной и юридической функций Конституции РФ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(15)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Михайлова А.А. К вопросу о природе учредительной и юридической функций Конституции РФ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 15(15). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/15/25806 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о природе учредительной и юридической функций Конституции РФ

Михайлова Анжелика Аркадьевна
студент Марийского государственного университета, РФ, г. Йошкар-Ола

 

В данной статье автором проанализирована природа учредительной и юридической функций Конституции РФ.

На основе проведенного анализа источников и научной литературы автором обосновывается вывод о том, что учредительная и юридическая функции Конституции РФ обуславливают такие свойства основного закона как верховенство и прямое действие.

В научной доктрине сформировалось несколько подходов к виду функций Конституции РФ [1].

Согласно первой точки зрения в число функций Основного закона РФ относятся учредительная, организаторская, внешнеполитическая, идеологическая и юридическая функции. Данный подход, в частности разделяет С.А. Авакьян, который данные функции называет свойственными конституции любого демократического и правового государства [2].

Второй подход представлен позицией о необходимости разделения функций Конституции РФ на два вида: юридические функции и неюридические функции, к которым относятся учредительная, регулятивная, политическая, духовно-мировоззренческая. Как отмечает А.Н. Кокотов именно последние и «создают «плацдарм» для выражения в складывания в стране конституционализма как режима конституционного правления» [3].

А.Е. Козлов выделяет только три вида функций: юридическую, поскольку «конституция является правовым документом», а также политическую и идеологическую функцию [4].

А.И. Коваленко отмечает существование правовой и политической функции основного закона государства, а также гуманистической функции, которая «выражает целевое назначение Конституции», поскольку «в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляются составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, провозглашается, что человек, его свобода являются высшей ценностью» [5].

И.А. Умнова (Конюхова) и И.А. Алешкова в контексте применения Конституции РФ судами общей юрисдикции, выделяют интегративную функцию, которая «способствует систематизации актов российского законодательства, объединяя их между собой конституционно-правовой материей и тем самым способствуя оптимизации как правоприменительной деятельности в целом, так и судопроизводства в частности» [6].

В работах С.А. Осипяна встречается упоминание о такой функции Конституции РФ, как функция централизации права, то есть «создание единого конституционного пространства на территории федерации, скрепляющего все государство на базе и в рамках политико-правовой общности» [7].

А.И. Каягин выделяет идеологическую функцию Конституции Российской Федерации, отмечая, что она «осуществляется посредством комплексного воздействия положений Конституции РФ» посредством как «фиксации определенной идеологии через призму конституционных формулировок», так и путем «воспитательной компоненты мировоззренческой функции, обращенной к субъектам правовых отношений» [8].

Этот анализ позволяет сделать вывод, что сегодня большинством ученых в современной отечественной научной доктрине разделяется мнение о том, что ключевыми функциями Конституции РФ являются учредительная и юридическая. Это обусловлено несколькими обстоятельствами.

Учредительная функция любой конституции проявляется в том, что основной закон государства представляет учредительный акт, который определяет два обстоятельства: с одной стороны, закрепить те отношения и институты, которые функционируют в государстве, с другой стороны – те, которые должны быть созданы. К числу последних относятся так называемые нормы-принципы, в которых задается вектор развития государства: например, формирование в России правового и социального государства, реальное равноправие субъектов Федерации, развитие самостоятельности и неподконтрольности государству местного самоуправления.

Разрыв между сложившейся в государстве реальностью и перспективами развития, обусловленными учредительной функцией Конституции РФ, является естественным следствием этого, поскольку Конституция учреждает не только то, что существует в данный момент, но и те ориентиры, к которым государство стремится. Как отмечает С.А. Осипян, «обладая учредительным свойством, конституция, с одной стороны, является документом, который закрепляет фактический консенсус интересов политических и общественных сил, с другой же стороны – это документ, который устанавливает известные правила на будущее время. К нему должны стремиться государство и общество как более совершенному социально-политическому порядку своего существования» [9].

Анализируя содержание юридической функции, необходимо отметить, что основой закон задает фундамент для строительства всей правовой системы на тех принципах, которые заложены в Конституции, которая выступает главным государственным регулятором общественных, политических, экономических и социальных процессов. Это и обуславливает то свойство Конституции РФ, что она имеет высшую юридическую силу: все принимаемые в государстве акты должны ей соответствовать, а в случае противоречия – не подлежат применению.

Важным свойством Конституции РФ, производным от ее юридической функции, выступает прямое действие. «Как нормативный правовой акт она имеет прямое действие и в этом качестве может быть непосредственным основанием для возникновения различных общественных отношений во многих сферах жизнедеятельности общества, прав и свобод граждан» [10]. Это проявляется в правоприменительной практике: Конституция как акт прямого действия подлежит непосредственному прямому применению, прежде всего, в вопросах защиты прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем на практике этот принципе реализуется не всегда, что требует отдельных научных исследований в этой сфере.

В целом подводя итоги изучения юридической и учредительной функций Конституции РФ, необходимо отметить, что свойства основного закона производны от выполняемых им функций, которые и влияют на ее свойства.

 

Список литературы:
1. .Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 2009. – № 7. – С. 2.
2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М., 2000. С. 9.
3. Кокотов А.Н. О прямом действии Конституции Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. – 2013. – № 12 (37). – С. 1511–1516.
4. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. – М., 2004. – С. 89.
5. Коваленко А.И. Конституционное право России. – М.: Право и закон, 1997. – С. 17.
6. Умнова (Конюхова) И.А., Алешкова И.А. Применение Конституции Российской Федерации судами общей юрисдикции: актуальные вопросы теории и практики: монография. – М.: РГУП, 2016. – С. 147.
7. 7.Осипян С.А. Политико-правовой аспект теории российского конституционализма // Современное право. – 2008. – № 5 (1). – С. 30–38.
8. Каягин А.И. Идеологическая функция конституции Российской Федерации// Проблемы права. – 2013. – № 4. – С. 59.
9. Осипян С.А. Политико-правовой аспект теории российского конституционализма // Современное право. – 2008. – № 5 (1). – С. 30–38.
10. Осипян С.А. Политико-правовой аспект теории российского конституционализма // Современное право. – 2008. – № 5 (1). – С. 30–38.