ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)
ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», субъектами отношении в области охраны окружающей среды являются: «Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в области охраны окружающей среды, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также иные государственные органы, органы территориального общественного самоуправления в пределах их компетенции; общественные объединения, иные юридические лица Республики Беларусь, а также граждане Республики Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели (далее, если не предусмотрено иное, – граждане)» [1]. Однако, среди субъектов, перечисленных в данной статье, не содержится такого важного элемента, как государство, выступающего в качестве участника правоотношений в области охраны окружающей среды.
Государство как субъект правоотношений в области охраны окружающей среды является специфическим коллективным участником. Оно приобретает свою правоспособность и дееспособность через механизм осуществления государственной власти, без которого невозможно осуществление другими субъектами своих прав и обязанностей в области охраны окружающей среды. Преимущество государства как субъекта экологических правоотношений заключается в том, что оно "созидает" это право в его позитивном (нормативном) понимании, а также определяет и регулирует принципы, задачи, цели собственной деятельности в области охраны окружающей среды, права и обязанности граждан и иных субъектов экологических правоотношений. Ссылаясь на ст. 13 Конституции Республики Беларусь «недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства», т.е. государство в отношениях в области охраны окружающей среды выступает в качестве собственника данных объектов [2]. Так же ст. 46 регламентирует, что «государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды» тем самым наделяет себя обязанностями контролирующего субъекта в области охраны окружающей среды [2]. Государство не только формулирует права и обязанности других субъектов экологических правоотношений, но и наделяет само себя правами и обязанностями в области охраны окружающей среды, определяет содержание экологических правоотношений в области охраны окружающей среды, является средством реализации правовых норм в сфере экологии, а также выступает в роли центрального элемента эколого-правового регулирования. Исходя из этого, можно сказать, что государство является базисом экологических правоотношений в области охраны окружающей среды [3, с. 5].
Государство, осуществляет в целях сохранения и приумножения потенциала природы как мирового универсума во всём её многообразии при одновременном формировании экологически благоприятных условий жизнедеятельности человека и общества экологическую функцию. Экологическая функция государства как система включает в себя подфункции: охрана окружающей среды, обеспечение рационального использования природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности. Сущность каждой из этих подфункций составляют соответствующие аспекты деятельности государства в лице его органов по обеспечению права на благоприятную окружающую среду, прав на природные ресурсы, по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия, экологического равновесия природных систем, по расширению возможностей использования природного потенциала страны и формированию условий для устойчивого природно-ресурсного обеспечения её социально-экономического развития, по поддержанию глобального и регионального экологического равновесия, достижению иных экологически значимых целей.
Осуществляя экологическую функцию во вне, Республика Беларусь участвует в международном сотрудничестве с другими государствами и международными организациями, имплементируя нормы в области охраны окружающей среды. Республика Беларусь является участником Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды [4]. Она регламентирует, что принцип устойчивого развития может быть реализован при условии активного взаимодействия между общественностью и государственными органами в условиях демократии. В отличие от основного скопления международных норм по охране окружающей среды, устанавливающих обязательства государств в отношении друг друга, данная Конвенция охватывает обязательства, которые государства-участники несут перед общественностью своих государств. Конвенция предоставляет публичные права гражданам и налагает на государства-участники обязательства по обеспечению экологических прав. Уникальность и новизна Конвенции выразилась также в том, что, впервые в практике международного публичного права субъектом конвенции признается общественность наряду с привычными субъектами – государствами [5]. Исходя из вышеуказанного, государство, а именно Республика Беларусь, фактически признает себя в качестве субъекта экологических правоотношений
В том случае, если мы обратимся к мировому опыту, а именно к нормативным правовым актам стран СНГ, то можем увидеть государство среди субъектов экологических правоотношений в области охраны окружающей среды. Так, например, Экологический Кодекс Республики Казахстан в ст. 1 п. 7 гласит: «Субъектами регулируемых настоящим Кодексом отношений являются физические и юридические лица, государство, государственные органы и должностные лица» [6]. Что касается нормативно-правового закрепления государства как субъекта правоотношений в области охраны окружающей среды Российской Федерации, то глава 2 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», также признаёт субъектом государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физических лиц и юридических лиц, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвующие в экологических отношениях от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в рамках своей компетенции, установленной правовыми актами, определяющими статус этих органов [7].
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что государство, Республика Беларусь, является субъектом правоотношений в области охраны окружающей среды и, тем самым Закон «Об охране окружающей среды», а именно ст. 6 имеет необходимость в дополнении государства, как субъекта правоотношений в области охраны окружающей среды.