Статья:

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ГОСУДАРСТВЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(202)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Мартыненко А.С. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ГОСУДАРСТВЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 23(202). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/202/115347 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ГОСУДАРСТВЕ

Мартыненко Александр Станиславович
студент, Высшая Школа Управления, ФГБОУ Пятигорский государственный университет, РФ, г. Пятигорск
Май-Борода Галина Николаевна
научный руководитель, доцент, ФГБОУ Пятигорский государственный университет, РФ, г. Пятигорск

 

Прогнозирование и планирование занимает ключевую роль в эффективности государственной социально-экономической политики, а также помогает в реализации государственных программ и национальных проектов. [2; с 107] Для того чтобы понимать лучше суть этих явлений, необходимо обратиться к их определениям. Прогнозирование – обоснованное объективными представлениями предсказание развития определённой ситуации с учётом имеющихся факторов. В государственном управлении под определённой ситуацией как правило понимается ряд социально-экономических процессов и явлений, которые так или иначе сказываются на жизни государства и населения. Особенно эффективно прогнозирование в условиях неопределённости, когда точное развитие данных явлений предсказать практически невозможно, прогнозирование позволяет представить примерные результаты тех или иных действий и отталкиваться от ситуаций, которые представлены в прогнозе. В государственном управлении прогнозы используются в ситуациях на которые напрямую повлиять сложно или невозможно, например, ситуации связанные природно-климатическими, военно-политическими, демографическими, научно-техническими и прочими. Все эти ситуации имеют общую характеристику – в точности сложно предугадать развитие данных событий, а потому прогнозы отталкиваются от ряда факторов связанных с этими явлениями и делают некоторое количество разных прогнозов, среди них есть пессимистичный, оптимистичный и реалистичный исход того или иного события. Основываясь на прогнозах, государство может корректировать свои управленческие решения учитывая самые разные обстоятельства, тем самым повышая эффективность этих решений.

Планирование – более комплексное понятие и может включать в себя элементы прогнозирования, однако главная особенность планирования [3] заключается в том, что в самом плане содержится не только конечная цель данного плана и результат его исполнения, а также ряд типичных процессных явлений для любых планов, к ним относится разработка самого плана, способы его реализации и контроля за реализацией плана, а также дальнейшие корректировки c поправкой на возникшие проблемы в процессе его реализации. К тому же планы бывают разной длительности, в государственном управлении как правило выделяют 3 типа планов: краткосрочные (менее 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 20 лет). Основные положения о стратегическом планировании в РФ изложены в федеральном законе №172, в данном случае можно сказать что деятельность по планированию закреплена на законодательном уровне. Планирование в государственном управлении как правило направлено на разрешение социально-экономических проблем, а также на совершенствование различных сфер жизни общества. К тому же для разрешения данных проблем используется государственное программирование – это системная деятельность государства направленная на решение глобальных социально-экономических проблем общества, отличается систематизацией проблем и целей по их решению, определение средств и ресурсов для реализации программы, формальный и системный подход к управлению данной программной деятельностью, контроль за реализацией программы с помощью органов власти, в РФ это правительство, полпредство президента и различные органы как субъектов так и местного самоуправления. Главным отличием программы от плана является её масштаб и систематизация как самих целей, так и способов достижения этих целей. В рамках государственного управления это особенно важно, поскольку от эффективности самой программы практически напрямую зависит качество жизни населения и функционирования как государства, так и общества в целом. В Российской Федерации реализуются программы по развитию образования, здравоохранения, улучшению качества жизни населения, сохранению окружающей среды и ещё десятки самых разнообразных программ. Само содержание программы и эффективность её реализации непосредственно отражается на объекте, на который направлена программа, что позволяет отследить практически в реальном времени, то насколько эта программа повышает качество жизни населения. Без программирования процесс решения социально-экономических проблем, а также развития общества был бы значительно затруднен, поскольку просто планами и прогнозами невозможно было бы охватить так много сфер жизни общества, что так или иначе сказалось бы на качестве жизни населения. Явление государственного программирования, планирования и прогнозирования не первый год доказывает свою значимость и эффективность в развитии государства, а потому в число важных государственных задач обязательно должно входить развитие этих элементов.

 

Список литературы:
1. Машунин, Ю. К.  Прогнозирование и планирование социально-экономических систем: учебник для вузов / Ю. К. Машунин. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 330 с
2. Май-Борода, Г. Н. Особенности современных организационно-управленческих инноваций: специфика реализации в органах государственной власти / Г. Н. Май-Борода // Университетские чтения – 2020: Материалы научно-методических чтений ПГУ, Пятигорск, 09–10 января 2020 года. – Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2020. – С. 101-107. – EDN HQPMSG.
3. Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ