ЧАСТЬ 4 СТАТЬИ 15 КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК АКТ ОРИЕНТИРОВАНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(202)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(202)
ЧАСТЬ 4 СТАТЬИ 15 КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК АКТ ОРИЕНТИРОВАНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Аннотация. Данная работа посвящена изучению части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, ее значения. С этой целью автор работы изучает понятия «общепризнанные принципы и нормы международного права», «международный договор». Проведенный анализ позволяет сделать вывод о наступлении совершенно нового этапа в конституционно-правовом развитии страны, ориентированного на защиту прав и свобод человека.
Ключевые слова: Конституция РФ, принципы международного права, нормы международного права, международный договор, права человека.
Действующая Конституция России продолжает многовековую традицию актов конституционного значения, заложенную еще Конституцией США, в соответствии с которой конституция рассматривается не только как наиболее фундаментальный акт, фундирующий собой правовую систему, но и акт, содержащий принципиальные моменты и ориентиры правового развития общества и государства, закладывающий наиболее базовые ценностно-целевые структуры общества, которые на многие десятилетия определяют правовой вектор ее развития. При этом сложно представить развитие любой страны без ориентирования на международный опыт [3].
Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации [2] гласит, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Положения данной статьи фактически указывают на характер взаимодействия двух уровней права – национального и международного.
Для более детального исследования данной статьи целесообразно определиться с понятиями «общепризнанные принципы и нормы международного права», «международный договор». Следует заметить, что прилагательное «общепризнанные» относится как к принципам, так и к нормам международного права, поскольку оно и в том и в другом случае характеризует юридически обязательное правило поведения. В международном праве не содержится легальной дефиниции общепризнанных принципов и норм международного права. Нет также и какого-либо документа, содержащего юридически обязательный перечень таких норм и принципов.
Стоит отметить, что доктрина международного права не следует жесткому подходу и определяет их как нормы, которые официально признаны всеми или почти всеми государствами в качестве общеобязательных. Также надо сказать, что общепризнанные нормы международного права закреплены в универсальных многосторонних международных договорах и иных международно-правовых документах, а также в широко используемых и известных международных обычаях.
Понятие международного договора определяется Венской конвенцией о праве международных договоров от 23 мая 1969 [1] года как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Аналогичное определение продемонстрировано в ФЗ «О международных договорах РФ» от 15 июля 1995 г.
Не вызывает сомнений тот факт, что международное право (в большинстве, если не во всех своих источниках) преследует цель защиты прав и свобод человека. Права человека закреплены в многочисленных международных соглашениях регионального характера (например, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года) и универсального характера (Международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года).
Таким образом, сам факт того, что при расхождении правил закона национального уровня и международного договора, будут применяться правила международного договора, дает дополнительную гарантию установления и защиты прав человека, обеспечения правопорядка в соответствии с международными стандартами. Закрепление данной нормы в Конституции Российской Федерации не является случайным и свидетельствует о том, что конституционный законодатель через указанную коллизионную норму-принцип установил крайне значимые для правового развития общества и государства юридические приоритеты и ориентиры.