Статья:

ЗНАЧЕНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(203)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Антонова В.И. ЗНАЧЕНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 24(203). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/203/115759 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗНАЧЕНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Антонова Виктория Ивановна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Кульчицкий Владимир Емельянович
научный руководитель, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

THE IMPORTANCE OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE IN THE REHABILITATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

 

Victoria Antonova

Student, Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Stavropol

Vladimir Kulchitsky

Scientific director, Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Stavropol

 

Аннотация. В статье описывается современная система адаптивной физической культуры, применяема для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представлены наиболее часто встречающиеся нарушения здоровья современных детей, представлены методы работы с данными детьми.

Abstract. The article describes a modern system of adaptive physical culture used to work with children with disabilities. The most common health disorders of modern children are presented, methods of working with these children are presented.

 

Ключевые слова: школа, физическая культура, метод обучения, учитель, задачи, деятельность.

Keywords: school, physical culture, teaching method, teacher, tasks, activity.

 

Адаптивная физическая культура является разделом общей физкультуры, ее так называемой подсистемой, при этом относиться к сфере социальной деятельности, которая направленна на занятие с лицами с ограниченными возможностями.

Адаптивная физическая культура включает в себя несколько областей знания – медицину, физическую культуру, коррекционную педагогику, сведения медико-биологических и социально-психологических учебных и научных дисциплин. В таком виде физической культуры обобщаются сведения перечисленных областей и формируется необходимый результат [3].

Адаптивная физическая культура предполагает существенно ёмкий и также обширный феномен по сравнению с лечебной физической культурой и физическим воспитанием ребенка с отклонениями в развитии.

Для множества лиц с ОВЗ адаптивная физическая культура считается одним-единственным методом выбраться из собственного пространства, обзавестись приятелями, приобрести возможность общаться как полноценный человек. Только начав заниматься адаптивной физкультурой ребята с ограниченными возможностями узнают удовольствие от движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознавать счастье преодоления себя.

В зависимости от целей, задач, программного содержания уроки адаптивной физкультуры возможно систематизировать следующим способом:

- уроки образовательной направленности–для развития специализированных знаний, обучения различным двигательным умениям;

- уроки коррекционно-формирующей направленности – для формирования и корректировки физических качеств и координационных возможностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психологических функций посредством упражнений;

- уроки оздоровительной направленности, проводимые с целью коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических болезней, патологий сенсорных систем, поддержания сердечно-сосудистой, а также дыхательной систем;

- уроки лечебного направления, проводимые с целью лечения, восстановления и компенсации потерянных либо нарушенных функций при затяжных болезнях, травмах;

- уроки спорт-направленности, проводимые с целью улучшения физиологической, технической, тактической, психологической, волевой, теоретической подготовки в выбранном виде спорта;

- уроки рекреационной ориентированности, которые проводятся с целью организации досуга, развлечений, игровой деятельности [2].

При выборе содержания уроков с целью обучения детей с ОВЗ физической культуре следует принимать во внимание, с одной стороны, правила доступности, а с иной стороны, не допускать чрезмерного упрощения материала. Занятия будут результативными в том случае, если оно отвечает психологическим, умственным способностям ребенка и его нуждам.

Зачастую в наше время попадаются ребята с патологией речи, патологией интеллекта также ребята с задержкой психологического развития.

Ребята с патологией речи: один их признаков речевых патологий считается двигательная недостаточность. Это приводит к затруднению в овладении ребятами предметным миром. У большинства детей с данной патологией речи недостаточно развита крупная моторика. Это выражается в виде неудовлетворительной координацией частей тела при выполнении трудных двигательных операций, в их недостаточной точности и четкости.

Так же возникает затруднения при исполнении физических упражнений, как по наглядному способу, так и по вербальному. Несовершенство мелкой моторики и кистей у ребенка с патологией речи раскрывается в плохой сформированности способностей самообслуживания. Особенно это заметно в дошкольном возрасте и в младшем школьном возрасте [3].

Ребята с задержкой психического развития. У ребенка с задержкой психического развития, не прослеживается тяжелых моторных отставаний. Однако имеется отставание в физиологическом развитии, несформированность техники выполнения небольшой моторики ручек, в соответствии с этим, около подобных ребенка малое развитие способностей самообслуживания. У подобных детей нарушена концентрация внимания, излишняя, иногда патологическая, энергичность, примитивная игровая деятельность.

Ребята с нарушением интеллекта – это ребята с недостаточной психологической организацией движений, особенно выражена недостаточность во второсигнальной организации движений. Слово не обдает смысловой нагрузкой, не считается регулятором двигательной деятельности.

Так же, нарушено регулирование мышечного тонуса с повышением либо снижением тонических рефлексов, приводящих к застаиванию в неудобной позе и невозможности удержать конечность в конкретном состоянии, в бедности выразительных, пластических движений при перемещениях в пространстве [1].

Особо результативным в работе с ребенком с ОВЗ считается способ имитационно-ролевых игр для контроля знаний алгоритмов операций в чрезмерных либо сверхэкстремальных моментах этого, либо другого нрава.

Имитационно-ролевая игра – это особенный метод возведения моделей, позволяющий одновременное многостороннее взаимодействие соревнующихся и сотрудничающих игроков.

Участвуя в игре ненавязчиво усваивают абстрактные, методичные и фактические знания, легче запоминают существенные объёмы информации.

Условия игры моделируют конкретную обстановку. В сценарии игры подробно описываются принципы для ее участников, предоставляющие им возможность осуществлять решения с высокой ступенью защищенности [3].

На первом этапе в развернутых и точных формулировках раскрывается тема игры.

На втором формулируется ее цель и конкретные учебные задачи.

На третьем дается характеристика исходной обстановки игрового комплекса, определяющая район игры, её условия, используемый наглядный материал, характер размещения участников в аудитории, временные границы проведения.

При подведении итогов игры важно не только дать общую оценку действиям участников и каждого в отдельности, но и подробно по шагам разобрать весь её ход, акцентируя внимание, как на удачных, так и на неудачных решениях [2].

Результатом является повышение интереса учащихся к конкретным вопросам изучения раздела, развивается чувство товарищества и ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.

 

Список литературы:
1. Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. - М.: Владос-Пресс, 2020. - 928 c.
2. Грядкина, Т. С. Образовательная область «Физическая культура». Методический комплект программы «Детство» / Т.С. Грядкина. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 160 c.
3. Назаркина, Н. И. Преподавание физической культуры в общеобразовательных учреждениях в условиях введения ФГОС второго поколения и 3 часа физической культуры / Н.И. Назаркина, И.М. Николаичева. - М.: ТВТ Дивизион, 2019. - 240 c.