Статья:

ВОЗБУЖДЕНИЕ И РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О ЛИШЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(203)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Терещенко А.Г. ВОЗБУЖДЕНИЕ И РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О ЛИШЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 24(203). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/203/115763 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОЗБУЖДЕНИЕ И РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О ЛИШЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА

Терещенко Алексей Геннадьевич
магистрант, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва

 

Лишение специального права является административным наказанием, значит исполнение данного взыскания осуществляется в порядке особого производства, регламентированного административным законодательством.

Особая роль в этом процессе отведена специализированному подразделению в системе органов внутренних дел - Государственной инспекции безопасности дорожного движения, одной из основных обязанностей которой является осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Так, например, по статистическим данным по Республике Крым в 2021 году совершено 1607 (-5,1 %) дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 217 (-18,1 %) и получили травмы 2034 (-7,1 %) человека. Совершено 224 (+21,7 %) происшествия по вине пешеходов.

Водителями с признаками опьянения совершено 212 (-23,5 %) ДТП, в которых погибло 54 (-16,9%) и травмирован 271 (-23,7 %) человек.

В рамках обеспечения безопасности дорожного движения пресечено 2602590 (71,9 %) нарушений ПДД, в том числе 7378 (-9,6 %) фактов управления транспортным средством в нетрезвом состоянии [7].

По своей сути, правоприменительная деятельность ГИБДД выступает формой реализации правовых норм, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. Она заключается в применении сотрудниками ГИБДД, наделенными соответствующими административно-юрисдикционными полномочиями, мер государственного принуждения. Цель -пресечение административных правонарушений в области дорожного движения и привлечения лиц, их совершающих, к административной ответственности с помощью применения административно-правовых санкций и иных мер, нацеленных на минимизацию последствий, возникающих при нарушении законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения [4, с. 156].

Административно-юрисдикционная деятельность сотрудников ГИБДД характеризуется их полномочиями на разных стадиях производства по делу об административном правонарушении. Полной административной юрисдикцией они обладают в отношении отдельных составов, перечисленных в пунктах 5-8 части 2 статьи 23.3 КоАП РФ [1], и осуществляют все стадии производства.

Если оформлением административного штрафа за нарушение ПДД занимаются сотрудники ГИБДД, то такая мера воздействия, как лишение прав, находится в исключительной компетенции суда.

Так, за первое полугодие 2022 года мировыми судьями Республики Крым по главе 12 КоАП РФ было рассмотрено:

- 474 дел (1,9 %) по части 2 статьи 12.7 КоАП РФ – управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;

- 1222 дел (4,8 %) по частям 1-4 статьи 12.8 КоАП РФ – управление транспортным средством водителем, находившимся в состоянии опьянения;

- 457 дел (1,8 %) по частям 4,5 статьи 12.15 КоАП РФ – выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения;

- 2673 дел (10,6 %) по статье 12.26 КоАП РФ – невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Как основное административное наказание лишение специального права было назначено в 200 (1 %) случаях; как дополнительное - в 2483 (12,7 %) случаях [8].

Как видно, зачастую лишение специального права применяется как дополнительное административное наказание.

Стадия возбуждения дела об административном правонарушении с учетом структуры КоАП РФ заключается в исследовании и процессуальной фиксации всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Также составление соответствующих процессуальных документов и завершается оформлением протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении и его направлении на рассмотрение в порядке статье 28.8 КоАП РФ или в соответствующих случаях прекращением производства по делу [3, с. 234].

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение факта совершения административного правонарушения, заявления граждан об административном правонарушении. При выявлении нарушения правил дорожного движения, совершенного участниками дорожного движения, согласно Административному регламенту [2], могут быть осуществлены: остановка транспортного средства, пешехода с целью пресечения этого нарушения и осуществления производства по делу об административном правонарушении; применение принудительных мер обеспечения по делам об административных правонарушениях.

Сотрудники ГИБДД в производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, могут применять следующие принудительные меры обеспечения производства: отстранение от управления  транспортным средством; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; запрещение эксплуатации транспортного средства; задержание транспортного средства; досмотр транспортного средства; личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; арест вещей; доставление; административное задержание.

После выявления совершения административного правонарушения немедленно составляется протокол об административном правонарушении. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств или данных о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, протокол может быть составлен в течение 2-х суток с момента выявления административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ.

Завершающим этапом первой стадии производства по делам об административных правонарушениях является направление материалов по подведомственности, т.к. субъект, возбудивший дело, часто неправомочен налагать административные наказания. Протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать соответствующую категорию дел, в течение 3-х суток с момента составления.

Рассмотрение дела является основной стадией производства по делам об административных правонарушениях. Ее суть состоит в том, что наделенные юрисдикционными полномочиями органы и должностные лица рассматривают материалы об административном правонарушении и принимают решение о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу, и определяют меру наказания [6, с. 156].

Дело об административном правонарушении в сфере дорожного движения рассматривается в 15-ный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела или материалов, которые получены с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, либо средств фото- и киносъемки, видеозаписи или в 2-месячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (часть 1 статьи 29.6 КоАП РФ). Срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.

По результатам подготовки дела могут быть вынесены: определение о назначении времени и места рассмотрения дела; определение о назначении экспертизы; определение о передаче протокола об административном правонарушении и материалов по подведомственности; определение о возвращении протокола об административном правонарушении и материалов органу, составившему протокол, для устранения недостатков либо в связи с неполнотой представленных материалов.

Так, например, мировой судья судебного участка № 1 Железнодорожного судебного района г. Симферополя при подготовке к рассмотрению материала об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 12.15 КоАП РФ об административном правонарушении в отношении  Б., установил, что к протоколу об административном правонарушении не приложены документы, подтверждающие, что Б. ранее привлекался к административной ответственности по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, и что за данный вид правонарушения не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, а именно не представлено постановление о привлечении Б. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ, с отметкой о вступлении в законную силу.

Судья приходит к выводу, что имеющиеся материалы дела не позволяют вынести постановление по причине неполноты представленных материалов, что препятствует рассмотрению дела. Было вынесено определение о возвращении протокола  об административном правонарушении  по части 5 статьи 12.15 КоАП РФ в отношении Б. и другие материалы в Отделение № 1 МРЭО ГИБДД МВД по Республике Крым [5].

При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, судья, должностное лицо выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

По месту совершения административного правонарушения рассматриваются дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ. Если есть ходатайство лица, привлекаемого к административной ответственности, то дело может быть передано на рассмотрение по месту жительства лица либо по месту регистрации транспортного средства.

Завершающим этапом стадии рассмотрения дела является вынесение постановления о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу. Оформление постановления по делу об административном правонарушении осуществляется в соответствии с требованиями статьи 29.10 КоАП РФ, определения - в соответствии с требованиями статьи 29.12 КоАП РФ.

Немедленно по окончании рассмотрения дела объявляется постановление по делу об административном правонарушении. Оно вступает в законную силу по истечении срока, установленного для обжалования, если постановление не обжаловано, не опротестовано.

Таким образом, производство по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения можно разделить на два вида: производство, осуществляемое внесудебными органами (органами ГИБДД), и судопроизводство, осуществляемое судами общей юрисдикции, мировыми судьями и арбитражными судами.

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 11.06.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
2. Приказ МВД России от 23.08.2017 № 664 (ред. от 21.12.2017) «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.10.2017 № 48459) // Российская газета. - 2017. - № 232.
3. Волков А.М. Административное право: Учебник для СПО. - М.: Юрайт, 2020. – 458 с.
4. Капустина Е.Г., Лимарева Е.С. Особенности правоприменительной деятельности ГИБДД МВД России в области безопасности дорожного движения: общероссийский и региональный опыт // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2021. - № 4 (38). - С. 153-159.
5. Определение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного судебного района г. Симферополя по делу «О привлечении к административной ответственности» № 5-61-74/2020. Мировые судьи Республики Крым [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mirsud82.rk.gov.ru/ (дата обращения: 18.06.2022).
6. Осинцев Д.В. Административное право: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. – 485 с.
7. Отчет министра МВД России по Республике Крым за 2021 год // Официальный сайт МВД России по Республике Крым [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://82.xn--b1aew.xn--p1ai/ (дата обращения: 18.06.2022).
8. Справка об итогах рассмотрения судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Крым дел об административных правонарушениях за первое полугодие 2022 года // Официальный сайт Верховного Суда Республики Крым [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vs.krm.sudrf.ru/ (дата обращения: 18.06.2022).