Статья:

ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(203)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Савченко В.А. ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 24(203). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/203/115984 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Савченко Виктория Алексеевна
магистрант, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, РФ, г. Владивосток

 

Лесное экономическое развитие в нашей стране принято представлять в виде двух независимых секторов: лесная промышленность и лесное хозяйство. Лесная промышленность понимается, как крупномасштабные работы по заготовке круглого лесоматериала деловой древесины. В свою очередь, лесное хозяйство на протяжении многих лет понималось в России, как дополнение к лесной промышленности.

Лесопромышленный комплекс, напротив, всегда входил в число важнейших отраслей народного хозяйства России, определял социально-экономическое развитие целых регионов и благодаря экспорту древесины увеличивал валютные резервы государства. Однако начиная с 1970 - 1980-х годов стали очевидны тенденции снижения роли этой отрасли в народном хозяйстве. Это проявилось:

- в снижении удельного веса своей продукции в валовом национальном продукте;

- сокращение основных средств и капитальных вложений;

- в снижении процентной доли занятости в отрасли.

Для данного периода характерен тот факт, что в России лесопромышленный комплекс 1980-х годах не рассматривался, как сектор экономики, на котором государство может зарабатывать. Далее России перешла к рыночной экономике, и крупное производство лесной продукции практически остановилось. В том числе и затормозилось производство вторичного сырья – целлюлоза и бумага, где уровень впуска продукции сократился в четыре раза, а экспорт сократился до 8 % дохода государства.

В конечном счете непринятие лесопромышленного комплекса, а точнее непонимание его правильного использование привело к остановке лесопромышленных государственных предприятий, и росту незаконных рубок. Иными словами, российская древесина стала продаваться на «черном рынке», поскольку обработкой древесины государство не занималось, всё перешло в частные руки в обход государства.

Практически доподлинно неизвестно куда уходила незаконная древесина, поскольку спрос на неё был крайне высоким, однако заключенные государственные контракты не исполнялись, поскольку финансирование лесопромышленного комплекса попусту не осуществлялось.

Как нам известно, площадь лесов России является одной из самым крупных в мире, однако лесное производство в изучаемый нами период просто перестало приносить доход, как на внутреннем рынке, так и на внешнем. В конечном итоге ситуация привела к тому, что в 1990-е годы лесная промышленность окончательно перестала приносить прибыль, последние лесопромышленные заводы остановили работы, и чтобы хоть как-то поправить ситуацию, правительство предприняло попытки к передаче лесной промышленности из государственной собственности в частные руки. Однако, к сожалению, за десять лет многие привыкли торговать на «чёрном рынке», и не готовы были восстанавливать лесопромышленный комплекс, и, при этом, платить налоги [1, с. 17].

На сегодняшний день, в нашей стране налажено производство лесной продукции, и зарегистрировано более 32 тыс. предприятий. Однако проблема заключается в том, что из-за утраченного времени, когда лесопромышленный комплекс необходимо было поддерживать, наше государство, напротив передала лесной сектор в собственность частным лицам. В конечном счете данная ситуация привела к тому, что в экономическом плане лесная промышленность и лесное хозяйство существуют, как разные секторы экономики.

Так, лесное хозяйство было и остается собственностью государства, и в настоящее время, представляет собой орган государственного управления лесного производства. Иными словами, лесное хозяйство лишилось себя права на осуществление рубок деловой древесины, оставив за собой право только на санитарные рубки, рубки ухода, то есть те производственные процессы, которые не приносят дохода государству.

Так, мы приходим к промежуточному выводу, что период приватизации лесопромышленного комплекса показал, что государство больше утратило, чем приобрело.

В Российской Федерации управление лесами уже не один десяток лет осуществляется по принципу разделения территорий. На сегодняшний день, в нашей стране сформировалась система управления лесными ресурсами, состоящая из трех уровней. В данную систему входят такие государственные службы, как Федеральная служба лесного хозяйства России; далее органы подразделяются на субъекты управления, где каждый осуществляет свою деятельность в зависимости от географического положения; далее разделение территорий происходит по регионам страны, которые называются лесхозами.

В целом, система управления лесами России кардинально не претерпела изменения, и сохранила в себе исторически сложившуюся систему государственного управления лесными ресурсами [2, с. 42]. С момента устранения Федеральной службы лесного хозяйства России и передачи ее функций Минприроды, которое ориентирует практически все невозобновляемые и возобновляемые природные ресурсы и главной задачей которого является их использование, никаких позитивных изменений в системе лесного хозяйства не произошло. На смену основным функциям управления промышленностью приходят экономические вопросы, связанные в основном с коммерческой деятельностью. Решения, принимаемые на федеральном уровне, зачастую не могут быть реализованы на уровне субъектов Федерации из-за отсутствия финансирования.

Лесопользование в России изначально (с момента основания в результате петровских реформ начала XVIII века цивилизованного лесоводства) основывалось на фундаментальном принципе «стабильности и преемственности». Сейчас, впитав более трехсот лет опыта лесного хозяйства, звучит так: «Обеспечение устойчивого и непрерывного использования, воспроизводства, охраны и охраны лесов России». В этой формулировке принцип был включен в «Основы лесного законодательства Российской Федерации», а также в другие документы, регулирующие лесохозяйственную деятельность [3, с. 88].

Каждая страна имеет свой специфический подход к структуре лесного хозяйства, обусловленный развитием структуры государственного управления в целом. Для России, находящейся на переходе к рыночным отношениям и реформе административных органов, совершенствование лесохозяйственной структуры тесно связано с проблемами сохранения государственной собственности на леса.

Ранее мы уже указывали, как в России шел процесс «национализации» лесных ресурсов. Здесь мы подчеркиваем, что именно государственная собственность на леса представляет собой реальную основу для объединения интересов отдельных регионов и страны в целом. Необходимо лишь строго придерживаться взвешенной политики, суть которой заключается в четком распределении прав и обязанностей на государственном (федеральном) и региональном уровнях управления лесами в отношении объемов (квот) четкой лесозаготовки. Эти права и обязанности должны быть предусмотрены в лесном законодательстве России.

Учитывая масштаб российских лесов и ряд их особенностей (низкая продуктивность, фактическое отсутствие современной инфраструктуры и т. д.), следует признать, что только государство располагает необходимыми финансовыми и материальными ресурсами для обеспечения лесного хозяйства на ближайшие несколько десятилетий квалифицированными специалистами, современными машинами и технологиями, а также инвестициями в развитие инфраструктуры. Одна из задач первостепенной важности - обеспечение технической и технологической независимости лесного сектора российской экономики. Это также требует значительных денежных вложений.

Подводя некоторые итоги краткого обзора текущей ситуации в лесном хозяйстве и лесном секторе экономики и перспектив их развития, отметим, что залог будущего успеха в сотрудничестве, конструктивном диалоге всех, кто так или иначе связан с лесными ресурсами. Необходимо достичь разумного компромисса между лесными, лесными, сельскохозяйственными, рыбными и водными ресурсами, горнодобывающими, экологическими, неправительственными, коммерческими и частными предприятиями. И это невозможно без открытого демократического обсуждения всех взаимосвязанных проблем, связанных с состоянием и использованием лесных ресурсов России, экологическими последствиями эксплуатации лесов и сохранения биоразнообразия.

Таким образом, следует отметить важность межотраслевого взаимодействия при возникновении лесоотношений, в том числе и при последующем совершенствовании лесного законодательства. Лесное законодательство не может существовать самостоятельно от иных нормативных правовых актов, поскольку ЛК РФ по большей части содержит статьи ссылочного характера. Деятельность по лесопользованию и охране лесов должны находиться в неразрывной связи друг с другом и иметь баланс, то есть при осуществлении рубки необходимо соблюдать правила рационального лесопользования. Иначе говоря, механизм работы по рациональному использованию леса должен быть организован так, чтобы не мешать естественному возобновлению лесов, которые в дальнейшем также станут объектами лесопользования.

 

Список литературы:
1. Зарубин А.В. Незаконный оборот имущества, приобретённого преступным путём: учебное пособие / А.В. Зарубина. СПб. ИНФРА, 2017. – 131 с.
2. Быковский В.К. Лесное право России: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. К. Быковский, Н. Г. Жаворонкова. – М.: Инфра. - 2016. – 332 с.
3. Колданов В. Я. Очерки истории советского народного хозяйства / Колданов В. Я. – М.: Экология, 1992. – 256 с.