Статья:

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫЧИТКИ ТЕКСТОВ НА ЗАНЯТИЯХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(203)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Дмитриева К.А. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫЧИТКИ ТЕКСТОВ НА ЗАНЯТИЯХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 24(203). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/203/116012 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫЧИТКИ ТЕКСТОВ НА ЗАНЯТИЯХ

Дмитриева Ксения Анатольевна
магистрант, Государственный гуманитарно-технологический университет, РФ, г. Орехово-Зуево

 

METHODS OF IMPROVING THE QUALITY OF PROOFREADING TEXTS IN THE CLASSROOM

 

Ksenia Dmitrieva

Master student, State Humanitarian Technological University, Russia, Orekhovo-Zuyevo

 

Аннотация. В данной статье предлагается к рассмотрению актуальная проблема современных студентов и уже специалистов – невнимательность вычитки документов, пропуск собственных ошибок – и предлагается эффективный метод решения данной проблемы на занятиях.

Abstract. This article proposes to consider the actual problem of modern students and already specialists – inattention to proofreading documents, skipping their own mistakes – and suggests an effective method of solving this problem in the classroom.

 

Ключевые слова: пропуск ошибок; невнимательность; архив; документоведение, вычитка документа; ДОУ; корректура текста; документационное обеспечение управления.

Keywords: omission of errors; inattention; archive; documentation; document proofreading; DEM; text proofreading; documentation management.

 

В XXI веке любой специалист должен уметь не только работать с компьютером, но и с определённым количеством базовых программ: Microsoft Office Word, Excel, Power Point и др. Выполняя любой документ в таких программах необходимо не только оформлять (форматировать) документы, приводить их в порядок, но и вычитывать, т.е. искать орфографические и пунктуационные ошибки и исправлять их. Особенное внимание оформлению и вычитыванию документов отводят при подготовке специалистов по документационному обеспечению управления и архивоведению. Такие специалисты в будущем будут работать с огромным количеством документов ежедневно в любой организации, и они должны оформлять документы так, чтобы не было нареканий ни по оформлению (согласно ГОСТ), ни по содержимому документов.

Известно, что, выполняя работы по форматированию документа, студенты чаще всего получают ошибки и снижение оценки не за само форматирование, а за пропуск ошибок в тексте при самопроверке. Пропуском ошибки считается, когда студент набрал текст, но при самопроверке и вычитке с черновика пропустил ошибки, не исправил их и сдал работу. Такие ошибки удваиваются при выведении общей оценки.

После проведения контрольной работы в апреле 2022 года на форматирование документа стало необходимым задуматься над улучшением качества вычитки в 914–917 группах, так как прежние методы были неэффективны (выдача черновика на контрольных работах, вычитка рабочих документов на уроке по слогам, выдача документов на дом с целью набора и исправления в спокойной домашней обстановке). Так, результаты контрольных работ в марте и апреле отражены на графиках (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Результаты контрольных работ в марте и апреле

 

В графиках работ за март и апрель мы видим, что в каждой группе преобладает количество оценок «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», в частности, по причине плохой вычитки текстов. Количество студентов, допустивших пропуск ошибок, указан на Рисунке 2.

 

Рисунок 2. Пропуск ошибок студентами групп в марте и апреле

 

В каждой группе писало от 25 до 29 человек, и процент пропуска в каждой группе от 50 до 80 %. Такие результаты показывали, что студенты совершенно невнимательно относятся к содержимому документа, сдавая на проверку то, что практически невозможно читать. При неизменении метода развития качества вычитка документов на занятиях до 80 % группы рисковали получить неудовлетворительную оценку на итоговой зачётной работе, которая должна была состояться примерно через месяц от проведения апрельской контрольной работы.

4 недели до итоговой работы.

Было решено ввести в занятия такое упражнение, как «вычитка текста и исправление ошибок» (Рисунок 3). Такие упражнения требуют особой внимательности к каждой букве при поиске большого количества ошибок в строках.

 

(до)

(после)

Рисунок 3. Образец задания на вычитку текста

 

Сначала мы выполняли 2 абзаца вместе, подключая проектор и доску, на которой вызванные студенты комментировали и исправляли ошибки с помощью правильных корректурных знаков. Последний абзац студенты в первый же день сдали на проверку. Результат – «хорошо» и «отлично» практически у всех, но также нужно понимать объём самостоятельной вычитки – 1 абзац. Домашнее задание – подобное задание на вычитку, но уже абзац более объёмный.

3 недели до итоговой работы. Совместная проверка домашнего задания, подсчёт количества ошибок в работах. Работа с текущими документами, вычитка на уроке по слогам. Домашнее задание – самостоятельная вычитка небольшого текста с последующей сдачей на оценку.

2 недели до итоговой работы. Проведение последней контрольной работы, которая проверяла готовность групп к написанию итоговой контрольной работы. Также было решено отвести не обычные 60 минут на выполнение работы, а 90 (как оказалось, 90 минут – это много, практически все студенты были готовы полностью сдать работу через 60–75 минут от начала занятия). Результаты этой работы приведены ниже (Рисунок 4).

 

Рисунок 4. Пропуск ошибок после контрольной работы в мае

 

На графике видно, что заметно снизился процент пропуска ошибок студентами каждой группы. Так, теперь он составляет до 43 %, что в 2 раза лучше показателей работы в апреле. В связи с этим, средний балл по работе на форматирование вырос: самый лучший результат с 2,9 до 4,9 в 915 группе. При этом 3 группы из 4 показали средний балл выше 4,5 (Рисунок 5).

 

Рисунок 5. Средний балл после контрольной работы в мае

 

Таким образом, за 2 занятия существенно улучшилось качество вычитки текста путём введения заданий на вычитку текста. Более того, сами студенты отмечали, что им помогли не только упражнения на вычитку, но и небольшое увеличение количества времени, отведённого для выполнения текста: хоть и все документы были готовы задолго до сдачи, само понимание того, что осталось ещё много времени, помогло студентам более спокойно вычитывать, не торопиться.

1 неделя до итоговой работы. Доведение результатов до студентов, обсуждение ошибок, демонстрация с помощью проектора графиков результатов по каждой группе. Студенты увидели наглядно, что результаты меняются, оценки улучшаются, стоит лишь более внимательно вычитывать текст и вглядываться в каждую букву. На уроке не было задания для вычитки текста, только совместная проверка рабочего документа и вычитка его по слогам.

Проведение итоговой работы. На итоговую работу было отведено 90 минут, но все группы, как и ожидалось, готовы были сдать текст через 65–75 минут после начала занятия. Ниже приведены результаты итоговой работы (Рисунок 6).

 

Рисунок 6. Пропуск ошибок после итоговой работы

 

По графику видно, что у двух групп (914, 917) результаты по вычитке стали лучше, у двух других групп (915, 916) стали чуть хуже. Однако все эти результаты гораздо лучше результатов марта и апреля.

 

Рисунок 7. Пропуск ошибок после итоговой работы

 

Средний балл у 3 групп из 4 оказался даже выше, чем на контрольной работе в середине мая: у всех групп от 4,6, средний по всем группам – 4,75 (Рисунок 7). 

На графиках ниже представлена информация о том, как распределялись оценки по группам в течение последних 4-х контрольных работ (Рисунок 8).

 

Рисунок 8. Качественные результаты контрольных работ

 

На этих графиках видно, что последние две контрольные работы во всех группах отмечаются увеличением в 2–5 раз количества оценок «отлично» и соответствующим уменьшением оценок «неудовлетворительно». После выполнения итоговой контрольной работы на пересдачу направились трое студентов, двое из которых смогли пересдать со 2 раза, а один – с третьего. В 916 и 917 группах по одному студенту, которые не явились ни в день написания работы, ни в дни пересдач.

Таким образом, можно сделать вывод: выполнение упражнений на вычитку текста в совокупности с увеличением отведённого на работу времени (на 10–15 минут) дают отличные результаты, которые позволяют студентам более внимательно готовить документы к проверке.

 

Список литературы:
1. Зуева Т.А., Иванова Е.Н. Стратегии литературного редактирования: учебное пособие. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 176 с.
2. Редактирование официально-делового текста: учебное пособие / А.В. Щетинина. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2015. 113 с.