К ВОПРОСУ О ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ПРЕКРАЩЕНИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(204)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(204)
К ВОПРОСУ О ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ПРЕКРАЩЕНИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Земли сельскохозяйственного назначения являются уникальным природным ресурсом, главным гарантом устойчивого продовольственного обеспечения населения и социальной стабильности общества. Они занимают одно из главных мест среди других благ, которые доступны человечеству и используемые им в той или иной сфере деятельности. Такие земли являются:
- необходимым средством производства в сельском и лесном хозяйстве;
- объектом права, который подлежит гражданско-правовому обороту;
- источником определенного дохода (в случае их использования надлежащим образом).
Таким образом, земли сельскохозяйственного назначения имеют особый и очень важный статус с точки зрения продовольственной безопасности Российской Федерации, подлежат гражданско-правовому обороту и являются источником дохода (в случае их использования надлежащим образом).
Но, несмотря на особый статус рассматриваемой категории земель, всегда найдутся физические или юридические лица, которые используют такие земли не по назначению [3, с. 75]. Напомним, что использование земельного участка не по целевому назначению является нарушением обязанности, которая установлена Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) [1]. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Это следует из п. 2 ст. 7 и ст. 42 ЗК РФ. В результате использования земли не по назначению, они загрязняются, истощаются, ухудшается их плодородный слой, что приводит к неустойчивой интенсификации и неадекватному управлению этим ценным ресурсом [4, с. 86].
С целью пресечения ненадлежащего использования земель сельскохозяйственного назначения, на законодательном уровне закреплены положения о принудительном изъятии и прекращении прав на земельные участки данной категории (ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон № 101-ФЗ) [2]. Так, в частности, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случаях:
- если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством РФ, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде;
- если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Таким образом, собственник земельного участка рассматриваемой категории может его лишиться в случаях снижения плодородия почв или причинения вреда окружающей среде, а также, если собственник не использует участок по назначению трех и более лет. При этом, принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным п. 2 и п. 3 ст. 6 Федерального закона № 101-ФЗ, может осуществляться при условии неустранения указанных выше нарушений после привлечения виновного лица к административной ответственности. В таком случае, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления соответствующих материалов, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов (п. 7 ст. 6 Федерального закона № 101-ФЗ).
Учитывая, что в п. 1 ст. 6 Федерального закона № 101-ФЗ речь идет о принудительном изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника и принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения и права аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, а о принудительном прекращении права собственности на указанную категорию участка не говорится ни слова, что является на наш взгляд, существенным пробелом в законодательстве, представляется возможным сделать вывод, что следствием принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения является принудительное прекращение права собственности на такой участок, т.е. исключение записи о праве собственности на него из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и продажу с публичных торгов [6]. Иначе говоря, в результате принудительного изъятия земельного участка, прекращается право собственности на него.
Данный вывод нашел свое подтверждение и в специальной литературе. Правоведы отмечают, что «…изъятие земельного участка у собственника является самостоятельным основанием прекращения права собственности на земельный участок» [5, с. 120; 7, с. 25]. С ними солидарен и С.А. Чаркин, который утверждает, что «…самостоятельным основанием прекращения права собственности (иных вещных или обязательственных прав) на земельный участок является его принудительное изъятие как санкция за земельные правонарушения. Здесь имеет место не регулятивное, а охранительное правоотношение» [8, с. 82].
Таким образом, полагаем, законодателю следовало бы устранить указанный пробел, дополнив норму п. 1 ст. 6 Федерального закона № 101-ФЗ словами о принудительном прекращении права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения. Представляется, что это позволило бы на практике не допускать неоднозначного толкования рассматриваемой законодательной нормы.
Говоря о принудительном прекращении права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, следует отметить норму законодательства, которая, как представляется, не способствует сохранению и использованию земель указанной категории. Речь идет о норме п. 15 ст. 6 Федерального закона № 101-ФЗ. Так, на наш взгляд, вызывает сомнение законодательное положение о том, что средства, вырученные от продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и обследования его (п. 15 ст. 6 Федерального закона № 101-ФЗ). Возникает вопрос: с какой целью законодатель принудительно изымает земельный участок сельскохозяйственного назначения, принудительно прекращает право собственности на него? Полагаем, ответ очевиден: для того, чтобы пресечь использование таких земель с нарушением требований, установленных законодательством, в результате чего они загрязняются, истощаются, ухудшается их плодородный слой, что приводит к проблемам его использования. Но, если законодатель изымает участок для того, чтобы впоследствии его продать и вернуть за него деньги бывшему собственнику участка, то, собственно говоря, основной цели – недопущения использования участка с нарушением требований, установленных законодательством, достигнуто не будет. Ведь, если представить, это же лицо, на деньги, вырученные от продажи участка, может купить другой участок рассматриваемой категории и будет также продолжать его использовать, нарушая требования законодательных норм. В этой связи, представляется возможным предложить исключить норму п. 15 ст. 6 Федерального закона № 101-ФЗ. Полагаем, что такая мера будет способствовать реализации практики надлежащего использования земель сельскохозяйственного назначения.