Статья:

КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОРЯДКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ В ФЕДЕРАТИВНЫХ СИСТЕМАХ РОССИИ И ГЕРМАНИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(205)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Карпунин А.Н. КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОРЯДКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ В ФЕДЕРАТИВНЫХ СИСТЕМАХ РОССИИ И ГЕРМАНИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 26(205). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/205/116283 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОРЯДКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ В ФЕДЕРАТИВНЫХ СИСТЕМАХ РОССИИ И ГЕРМАНИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Карпунин Александр Николаевич
студент, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

Аннотация. В данной статье автор рассматривает конституционно - правовое исследование порядка распределения компетенции в федеративных системах России и Германии: общее и особенное

 

Ключевые слова: Федерализм, конституция, компетенции, государственный аппарат.

 

Федерализм, это не только территориальное устройство конкретного государства, но и еще система органов управления государственным аппаратом.

В зависимости от конкретной страны, степень участия местных органов власти в принятии федеральных решений, выражено по-разному. Разделение властей является основной идеей, лежащей в основе демократической и федеративной конституции Германии.

Помимо федеративного устройства Германии, признаки федерализма имеет и функционирующая в стране система государственного управления, которая во многом связана с последующими государственными институтами страны.

В отличие от Российской Федерации, система государственного управления в Германии, в большей степени зависит от органов местной власти и власти земель.

Выполняя свои соответствующие полномочия, федерация и земли работают в рамках системы сдержек и противовесов, но также сотрудничают и проявляют внимание к проблемам друг друга. Существует одно важное различие между немецкой формой федерализма и другими федеративными системами в базовой структуре ответственности и практической реализации этого сотрудничества: правительства отдельных федеральных земель непосредственно участвуют в решениях, принимаемых национальным государством, т. е. федерацией. Это делается через Бундесрат.

В Конституции РФ,  в статье 72 определены совместные компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что также имеет некоторое сходство с немецкой системой. Однако, уровень и значение федеральных органов власти не позволяют в полной мере выступать в равных отношениях субъектам РФ и федеральной власти, в отличие от ФРГ, где подобная система является нормой.

Также как и в ФРГ, в России, Конституция РФ предусматривает двухуровневый парламент, где Совет Федерации (верхняя палата), формируется представителя законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на основе представительства. Если в России, Совет Федерации – это больше орган утверждения решений Государственной Думы РФ, Правительства РФ, либо Президента РФ, то в Германии Бундесрат – это государственный орган, осуществляющей важную политическую функцию, в рамках всей системы органов власти Германии.

Бундесрат имеет в рамках этой системы три центральные функции, предусматривающие разделение власти и совместное выполнение возложенных на государство задач:

- защищает интересы земель по отношению к федерации и, косвенно, по отношению к Европейскому Союзу;

- обеспечивает включение политического и административного опыта земель в законодательство и управление федерации, а также в дела Европейского Союза;

- как и другие конституционные органы федерации, Бундесрат также несет свою долю общей ответственности за Федеративную Республику Германии.

То есть, по сути, Бундесрат  является политическим представителем интересов земель перед федеральными органами власти и органами власти Европейского Союза.

Совет Федерации РФ, по мнению ряда современных исследователей не несет ни какой политической функции. Безусловно, при этом выполняя ряд формально-правовых предписаний, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

С одной стороны, Бундесрат является федеративным конституционным органом Федерации, через который земли как государства-члены могут играть непосредственную роль в формировании позиции Федерации в определенных областях политики. В результате Бундесрат гарантирует, что федеральные земли могут участвовать в рамках, изложенных в конституции, в формулировании политических целей национального государства в целом.

С другой стороны, Федерация может опираться на политический и административный опыт земель через Бундесрат. Это также позволяет Федерации распространять действие политических мер на территории федеральных земель — разумеется, с согласия Бундесрата.

В отличие от Конституции РФ, в Основном законе ФРГ, предусмотрен принцип децентрализации территории и соответственно органов власти. Часть 3 статьи 79 Основного закона гласит: «Поправки к настоящему Основному закону, затрагивающие разделение федерации на земли, их принципиальное участие в законодательном процессе или принципы, изложенные в статьях 1 и 20, недопустимы» [2].

В 1949 г. Парламентский совет сделал выбор в пользу федеративного принципа как основы для организации государства. Для такого выбора была ясная причина: помимо классического разделения власти между законодательной, исполнительной и судебной властью (горизонтальное разделение власти), федерализм предполагает и дальнейшее разделение политической власти между федерацией и федеральными землями (вертикальное деление). Это двойное разделение власти действует как эффективное средство предотвращения любого злоупотребления властью.

Так, начиная с 2000-х годов, в России происходит активное вмешательство федеральных органов власти в вопросы деятельности  регионов и местного самоуправления: 

- в 2004 году происходит отмена выборов глав регионов РФ (далее выборы возвращаются, но изменяются таким образом, что исключен их демократический характер);

- происходит централизация страны, путем  создания института федеральных округов и представителей Президента РФ;

- ставиться в зависимость от органов власти субъекта местное самоуправление (в частности, это можно видеть на примере налоговой системы). В 2020 году, органы местного самоуправления, фактически включены в органы публичной власти на основании поправок Конституции РФ;

- главы муниципальных образований назначаются региональными властями, а не путем выборов (в большинстве регионов страны) [1].

 

Список литературы: 
1. Лукьянова, Е. Г. Теория права и государства. Введение в естественно - правовой курс: Учебное пособие / Е.Г. Лукьянова; РАН. Институт государства и права. — М.: Норма: ИНФРА - М, 2019. — 208 с.
2. Основной закон Федеативной Республики Германия 1949 года // URL:https://www.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/germany/german– r.htm