КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОРЯДКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ В ФЕДЕРАТИВНЫХ СИСТЕМАХ РОССИИ И ГЕРМАНИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(205)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(205)
КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОРЯДКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ В ФЕДЕРАТИВНЫХ СИСТЕМАХ РОССИИ И ГЕРМАНИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
Аннотация. В данной статье автор рассматривает конституционно - правовое исследование порядка распределения компетенции в федеративных системах России и Германии: общее и особенное
Ключевые слова: Федерализм, конституция, компетенции, государственный аппарат.
Федерализм, это не только территориальное устройство конкретного государства, но и еще система органов управления государственным аппаратом.
В зависимости от конкретной страны, степень участия местных органов власти в принятии федеральных решений, выражено по-разному. Разделение властей является основной идеей, лежащей в основе демократической и федеративной конституции Германии.
Помимо федеративного устройства Германии, признаки федерализма имеет и функционирующая в стране система государственного управления, которая во многом связана с последующими государственными институтами страны.
В отличие от Российской Федерации, система государственного управления в Германии, в большей степени зависит от органов местной власти и власти земель.
Выполняя свои соответствующие полномочия, федерация и земли работают в рамках системы сдержек и противовесов, но также сотрудничают и проявляют внимание к проблемам друг друга. Существует одно важное различие между немецкой формой федерализма и другими федеративными системами в базовой структуре ответственности и практической реализации этого сотрудничества: правительства отдельных федеральных земель непосредственно участвуют в решениях, принимаемых национальным государством, т. е. федерацией. Это делается через Бундесрат.
В Конституции РФ, в статье 72 определены совместные компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что также имеет некоторое сходство с немецкой системой. Однако, уровень и значение федеральных органов власти не позволяют в полной мере выступать в равных отношениях субъектам РФ и федеральной власти, в отличие от ФРГ, где подобная система является нормой.
Также как и в ФРГ, в России, Конституция РФ предусматривает двухуровневый парламент, где Совет Федерации (верхняя палата), формируется представителя законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на основе представительства. Если в России, Совет Федерации – это больше орган утверждения решений Государственной Думы РФ, Правительства РФ, либо Президента РФ, то в Германии Бундесрат – это государственный орган, осуществляющей важную политическую функцию, в рамках всей системы органов власти Германии.
Бундесрат имеет в рамках этой системы три центральные функции, предусматривающие разделение власти и совместное выполнение возложенных на государство задач:
- защищает интересы земель по отношению к федерации и, косвенно, по отношению к Европейскому Союзу;
- обеспечивает включение политического и административного опыта земель в законодательство и управление федерации, а также в дела Европейского Союза;
- как и другие конституционные органы федерации, Бундесрат также несет свою долю общей ответственности за Федеративную Республику Германии.
То есть, по сути, Бундесрат является политическим представителем интересов земель перед федеральными органами власти и органами власти Европейского Союза.
Совет Федерации РФ, по мнению ряда современных исследователей не несет ни какой политической функции. Безусловно, при этом выполняя ряд формально-правовых предписаний, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
С одной стороны, Бундесрат является федеративным конституционным органом Федерации, через который земли как государства-члены могут играть непосредственную роль в формировании позиции Федерации в определенных областях политики. В результате Бундесрат гарантирует, что федеральные земли могут участвовать в рамках, изложенных в конституции, в формулировании политических целей национального государства в целом.
С другой стороны, Федерация может опираться на политический и административный опыт земель через Бундесрат. Это также позволяет Федерации распространять действие политических мер на территории федеральных земель — разумеется, с согласия Бундесрата.
В отличие от Конституции РФ, в Основном законе ФРГ, предусмотрен принцип децентрализации территории и соответственно органов власти. Часть 3 статьи 79 Основного закона гласит: «Поправки к настоящему Основному закону, затрагивающие разделение федерации на земли, их принципиальное участие в законодательном процессе или принципы, изложенные в статьях 1 и 20, недопустимы» [2].
В 1949 г. Парламентский совет сделал выбор в пользу федеративного принципа как основы для организации государства. Для такого выбора была ясная причина: помимо классического разделения власти между законодательной, исполнительной и судебной властью (горизонтальное разделение власти), федерализм предполагает и дальнейшее разделение политической власти между федерацией и федеральными землями (вертикальное деление). Это двойное разделение власти действует как эффективное средство предотвращения любого злоупотребления властью.
Так, начиная с 2000-х годов, в России происходит активное вмешательство федеральных органов власти в вопросы деятельности регионов и местного самоуправления:
- в 2004 году происходит отмена выборов глав регионов РФ (далее выборы возвращаются, но изменяются таким образом, что исключен их демократический характер);
- происходит централизация страны, путем создания института федеральных округов и представителей Президента РФ;
- ставиться в зависимость от органов власти субъекта местное самоуправление (в частности, это можно видеть на примере налоговой системы). В 2020 году, органы местного самоуправления, фактически включены в органы публичной власти на основании поправок Конституции РФ;
- главы муниципальных образований назначаются региональными властями, а не путем выборов (в большинстве регионов страны) [1].