Статья:

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(205)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Ершов Н.А. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 26(205). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/205/116359 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

Ершов Никита Алексеевич
студент, Челябинского государственного университета, РФ, г. Челябинск
Дробот Сергей Александрович
научный руководитель, канд. юрид. наук, Челябинского государственного университета, РФ, г. Челябинск

 

Проблема взяточничества как элемента коррупции в современном мире стоит достаточно серьезно.  Однако, необходимо отметить, что такая проблема регулирования коррупционных отношений стояла еще и в истории развитии нашего государства. Главная задача которого, состояла в закреплении понятия взяточничества и норм его регулирования. Само происхождение понятия «взяточничество» упоминалось еще в первых законодательных нормах, регулирующих уголовные наказания. Для того чтобы понять суть взяточничества необходимо, прежде всего, рассмотреть его с позиции исторического развития. Это связано в первую очередь с тем, что право - явление динамичное. Так же как и социальные отношения, постоянно изменяются, появляются новые, отмирают старые, что заставляет государство реагировать на такие изменения в обществе.

Законодательной нормой 19 века, определяющей круг преступного поведения, было Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года.  В указанном законе необходимо обратить внимание на две статьи, которые описывали составы взяточничества. Ст. 401, в которой говорилось об ответственности чиновника или иного лица, состоящего на службе государственной или общественной, который «по делу или действию, касающемуся до обязанностей его по службе, примет, хотя и без всякого в чем-либо нарушения сих обязанностей, подарок, состоящий в деньгах, вещах или в чем бы то ни было ином».

Следующим этапом в развитии Российского законодательства относимо взяточничества явилось Уголовное уложение 1903 года. В статье 656 предусматривалось принятия служащим взятки: простое мздоимство (ч.1), когда взятка принимается за уже учиненное служащим действие, входящее в круг его обязанностей по службе; квалификационное мздоимство (ч.2) - принятие взятки, заведомо данной для побуждения служащего к учинению такого действия по службе; лихоимство (ч.3)- принятие взятки, заведомо данной служащему «для побуждению его к учинению в круге его обязанностей преступного деяния или служебного проступка или за учиненные им такие деяния или проступок».

Таким образом, закон 1903 года проводил резкую грань между взяточничеством и другим видом корыстного должностного преступления в отличии от Уложения 1845 года.

В начале 20 века, законодатель существенно повышает ответственность за мздоимство и лихоимство. Изменения в статье 117 УК РСФСР от 26 ноября 1926 г. было внесено уточнение в характеристику действий, за выполнение или невыполнение которых должностное лицо получало вознаграждение. Если раньше акцентировалось, что это действия, входящие в круг служебных обязанностей лица, то теперь - это действие, «которое должностное лицо могло или должно было совершить исключительно вследствие своего служебного положения».

Значительную роль в толковании содержания уголовного закона сыграло постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге». Было дано официальное толкование таких понятий как: организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, составляющие содержание полномочий должностного лица, существенный вред, корыстная или иная личная заинтересованность.

Основными нормативными актами, регулирующими вопросы квалификации взяточничества и противодействия ему в современных реалиях,  являются Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».

Глава 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» предусматривает четыре состава преступления, связанные со взяточничеством: «Получение взятки» (ст.290 УК РФ), «Дача взятки» (ст.291 УК РФ), «Посредничество во взяточничестве» (ст.291.1 УК РФ), «Мелкое взяточничество» (ст. 291.2 УК РФ). Определяя, что взяточничество – это умышленная преступная деятельность. Особенностью такого вида преступления является: наличие специального субъекта  и служебное положение лиц с использованием своих полномочий.

На протяжении последних лет в России наблюдается устойчивый рост взяточничества, но необходимо учитывать, что установить точную фактическую картину уровня распространенности коррупционных должностных злоупотреблений в форме взяточничества достаточно сложно, поскольку, высока их латентность.

Несмотря на то, что законодателем предпринимаются попытки совершенствования механизмов правового регулирования такому крайне негативному социальному явлению, оно проявляется быстрыми темпами в различных формах. Взяточничество является одним из самых распространенных преступлений коррупционной направленности, негативным явлением, которое дискредитирует органы государственной власти, тем самым подрывая ее авторитет в глазах народа.

По данным  за 2021 год, наибольшую долю коррупционных преступлений составляет мелкое взяточничество 3602 дела. Такие цифры можно объяснить, прежде всего, тем, что передача взятки «двух купюр» в конверте достаточно несложно раскрыть, так как обвиняемые часто не видят преступления в своих действиях или наоборот понимают, что наказание не будет достаточно суровым.   

Необходимо понимать, что такое быстро распространяющееся явление как взяточничество должно решаться комплексно не только на уровне государственного воздействия, что является безусловно обязательным, но и через участие граждан, так как это проблема охватывающая все сферы жизни общества.     

 

Список литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // Российская газета, № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.1996.
2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».
3. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. // Свод законов Российской империи. СПБ., 1857. Т. XV.
4. Уголовное уложение 1903 г. // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1904. Собрание третье. Т. XXIII. №22706. 
5. https://rosstat.gov.ru