Статья:

ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(205)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Черний С.Н. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 26(205). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/205/116387 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Черний София Николаевна
студент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В статье рассматриваются различные методики анализ материальных затрат в себестоимости продукции.

Автором проанализированы особенности организации бухгалтерского учета в государственных учреждениях, источники финансирования бюджетных учреждений, а также нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета.

 

Ключевые слова: бухгалтерский учет. бюджетные учреждения; бюджетный учет.

 

В экономике России функционирует существенное количество бюджет-ных учреждений, которые получают ресурсы не только с правительственного бюджета, а также с внебюджетных источников.

На сегодняшний день развитие экономико-социальной области характеризуется существенным возрастанием значимости бюджетных учреждений.

Итог их деятельности определяет продуктивность проделанной ими работы и предполагает собою процедуру предоставления услуг широким слоям населения.

Бюджетные учреждения – это некоммерческие организации, созданные и финансируемые государством, целью которых является оказание государственных и муниципальных услуг населению или реализация государственных программ.

Финансовое обеспечение в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с государственным заданием за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Бюджетное учреждение может не только финансироваться за счет соответствующих бюджетов, а также заниматься предпринимательской деятельностью, с помощью которой может частично спонсироваться за счет нее.

Правильность учета доходов и расходов бюджета обеспечивается единством системы бюджетного учета, в основе которой лежит бюджетная классификация.

Она представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Бюджетная классификация используется для составления и ис-пользования бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей всех уров-ней бюджетной системы [5].

Бюджетное финансирование считается главным типом финансового обеспечения бюджетных организаций.

Оно базируется на конкретных принципах, которые характеризуются необычными формами, а также способами предоставления средств.

Бюджетное учреждение получает и использует бюджетное финансирование согласно утвержденной смете доходов и расходов.

Сметно-бюджетное финансирование – это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования [8]. Ему свойственны следующие принципы:

- выделение средств для обеспечения деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности;

- выделение средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения;

- планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений [9].

Бюджетные учреждения согласно Федеральному закону «О бухгалтер-ском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г.) обязаны вести бухгалтерский учет3.

Специфичность деятельности бюджетных организаций обуславливает особенности ведения и составления бухгалтерской отчетности:

- учет производится в разрезе статей бюджетной классификации;

- учет ведется согласно отраслевой сферой деятельности;

- имеется классификация расходов на кассовые и фактические;

- производится контроль исполнения сметы [6].

Выделяют следующие документы нормативного регулирования бухгал-терского учета в РФ:

1 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» является основным документом, регламентирующим организацию ведения бухгалтерского учета в РФ.

2 Гражданский кодекс РФ. В нем определены основные вопросы право-вых отношений между экономическими субъектами: понятие и виды договоров, понятие обязательств, право собственности и др.

3 Налоговый кодекс РФ. Устанавливает виды налогов и сборов, взимае-мых в Российской Федерации, права и обязанности налогоплательщиков.

4 Трудовой кодекс РФ. В ТК РФ регламентируются вопросы, касающиеся трудоустройства, охраны труда, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации.

5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Для целей организации бухгалтерского учета существенными являются:

- глава 14 «Административные правонарушения в области предпринима-тельской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций»;

- глава 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг»;

- глава 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)».

6 Бюджетный кодекс РФ функционирует на всей территории РФ и опре-деляют общие принципы бюджетного законодательства РФ, обуславливают группировку доходов и расходов, а также источников финансирования дефицита бюджетов бюджетной системы России.

Обуславливает полномочия по организации и ведению бухгалтерского (бюджетного) учета.

Организация бухгалтерского учета в государственном секторе экономики регламентируется следующими нормативными документами:

- приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;

- приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;

- приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»;

- приказом Минфина России от 23.12. 2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»;

- приказом Минфина России от 30.11.2015 № 184н «Об утверждении Плана счетов казначейского учета и Инструкции по его применению и о внесе-нии изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н». [15]

- приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 27.11.2020) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1791);

- приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1790).

С 2019 года действуют следующие стандарты в области бухгалтерского учета:

- Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»»;

- Приказ Минфина России от 30.12.2017 № 274н (зарегистрировано в Минюсте России от18.05.2018 № 51123) «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения ошибки»»

Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 № 19452) [7].

Таким образом, структуризация расходов бюджета, подходов к регулированию и управлению в государственном секторе, и представляет собой на самом деле существо бюджетной политики, в конечном счете, определяя ее эффективность.

Мультипликация расходов по разным направлениям бюджета – различна.

Это и создает необходимость не только определения «правильной» структуры бюджета, но и обоснование этой структуры величиной мультипликатора и социальной значимостью предпринимаемых расходов, а также обеспечение эффективного контроля за расходованием бюджетных средств и санкций за нарушения бюджетной дисциплины.

 

Список литературы:
1 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 N 51-ФЗ  – М.: Эксмо, 2020. - 122 с.
2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ – Текст электронный // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» [сайт]. – URL: http:// www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_28165/ 5eec45b5e2f637ffe0599160528cec70be3f1e60/ (дата обращения 29.04.22).
3 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6.12.2011 г. № 402-ФЗ – Текст электронный // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/92ac9f7477854087def9635b0510f2ad701e8db2/ /(дата обращения: 24.03.22).
4 Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Утверждено Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 30 марта 2001г. № 26н // СПС Консультант Плюс.
5 Кнопп А.С. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – Москва.:МУПК - 2018. – 138 с.
6 Глущенко, А. В.  Бухгалтерский учет в бюджетных организациях : учебник для среднего профессионального образования / А. В. Глущенко, С. В. Солодова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 346 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09325-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442089 (дата обращения: 01.07.2022).
7 Василенко М.Е. Бухгалтерский учет в государственных учреждениях: Учебное пособие / М.Е. Василенко, Т.А. Полещук. – М.: Риор, 2018. – 29 c.
8 Афанасьев, М. П.  Бюджет и бюджетная система в 2 т. Том 1 : учебник для среднего профессионального образования / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 314 с. 
9 Финансовое право : учебник / В.В. Бехер, А.С. Кондукторов, Н.Н. Лай-ченкова, Ю.М. Литвинова. — Москва : ЮСТИЦИЯ, 2020. — 344 с.
10 Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
11 Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н
12 Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 23.12. 2010 № 183н.
13 Об утверждении Плана счетов казначейского учета и Инструкции по его применению и о внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н: Приказ Минфина России от 30.11.2015 № 184н
14 Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 27.11.2020) 
15 Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99: Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1790).