ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(205)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(205)
ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация. В статье рассматриваются различные методики анализ материальных затрат в себестоимости продукции.
Автором проанализированы особенности организации бухгалтерского учета в государственных учреждениях, источники финансирования бюджетных учреждений, а также нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета.
Ключевые слова: бухгалтерский учет. бюджетные учреждения; бюджетный учет.
В экономике России функционирует существенное количество бюджет-ных учреждений, которые получают ресурсы не только с правительственного бюджета, а также с внебюджетных источников.
На сегодняшний день развитие экономико-социальной области характеризуется существенным возрастанием значимости бюджетных учреждений.
Итог их деятельности определяет продуктивность проделанной ими работы и предполагает собою процедуру предоставления услуг широким слоям населения.
Бюджетные учреждения – это некоммерческие организации, созданные и финансируемые государством, целью которых является оказание государственных и муниципальных услуг населению или реализация государственных программ.
Финансовое обеспечение в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с государственным заданием за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Бюджетное учреждение может не только финансироваться за счет соответствующих бюджетов, а также заниматься предпринимательской деятельностью, с помощью которой может частично спонсироваться за счет нее.
Правильность учета доходов и расходов бюджета обеспечивается единством системы бюджетного учета, в основе которой лежит бюджетная классификация.
Она представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Бюджетная классификация используется для составления и ис-пользования бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей всех уров-ней бюджетной системы [5].
Бюджетное финансирование считается главным типом финансового обеспечения бюджетных организаций.
Оно базируется на конкретных принципах, которые характеризуются необычными формами, а также способами предоставления средств.
Бюджетное учреждение получает и использует бюджетное финансирование согласно утвержденной смете доходов и расходов.
Сметно-бюджетное финансирование – это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования [8]. Ему свойственны следующие принципы:
- выделение средств для обеспечения деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчиненности;
- выделение средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения;
- планирование и финансирование на основе экономических нормативов, научно обоснованных с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений [9].
Бюджетные учреждения согласно Федеральному закону «О бухгалтер-ском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г.) обязаны вести бухгалтерский учет3.
Специфичность деятельности бюджетных организаций обуславливает особенности ведения и составления бухгалтерской отчетности:
- учет производится в разрезе статей бюджетной классификации;
- учет ведется согласно отраслевой сферой деятельности;
- имеется классификация расходов на кассовые и фактические;
- производится контроль исполнения сметы [6].
Выделяют следующие документы нормативного регулирования бухгал-терского учета в РФ:
1 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» является основным документом, регламентирующим организацию ведения бухгалтерского учета в РФ.
2 Гражданский кодекс РФ. В нем определены основные вопросы право-вых отношений между экономическими субъектами: понятие и виды договоров, понятие обязательств, право собственности и др.
3 Налоговый кодекс РФ. Устанавливает виды налогов и сборов, взимае-мых в Российской Федерации, права и обязанности налогоплательщиков.
4 Трудовой кодекс РФ. В ТК РФ регламентируются вопросы, касающиеся трудоустройства, охраны труда, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации.
5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Для целей организации бухгалтерского учета существенными являются:
- глава 14 «Административные правонарушения в области предпринима-тельской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций»;
- глава 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг»;
- глава 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)».
6 Бюджетный кодекс РФ функционирует на всей территории РФ и опре-деляют общие принципы бюджетного законодательства РФ, обуславливают группировку доходов и расходов, а также источников финансирования дефицита бюджетов бюджетной системы России.
Обуславливает полномочия по организации и ведению бухгалтерского (бюджетного) учета.
Организация бухгалтерского учета в государственном секторе экономики регламентируется следующими нормативными документами:
- приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;
- приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»;
- приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»;
- приказом Минфина России от 23.12. 2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»;
- приказом Минфина России от 30.11.2015 № 184н «Об утверждении Плана счетов казначейского учета и Инструкции по его применению и о внесе-нии изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н». [15]
- приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (ред. от 27.11.2020) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1791);
- приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1790).
С 2019 года действуют следующие стандарты в области бухгалтерского учета:
- Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»»;
- Приказ Минфина России от 30.12.2017 № 274н (зарегистрировано в Минюсте России от18.05.2018 № 51123) «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения ошибки»»
Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 № 19452) [7].
Таким образом, структуризация расходов бюджета, подходов к регулированию и управлению в государственном секторе, и представляет собой на самом деле существо бюджетной политики, в конечном счете, определяя ее эффективность.
Мультипликация расходов по разным направлениям бюджета – различна.
Это и создает необходимость не только определения «правильной» структуры бюджета, но и обоснование этой структуры величиной мультипликатора и социальной значимостью предпринимаемых расходов, а также обеспечение эффективного контроля за расходованием бюджетных средств и санкций за нарушения бюджетной дисциплины.