Особенности отражения теневого сектора экономики в системе национальных счетов Республики Беларусь
Конференция: XXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
XXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Особенности отражения теневого сектора экономики в системе национальных счетов Республики Беларусь
Важнейшими макроэкономическими показателями, характеризующими результаты функционирования экономики в большинстве стран мира, являются валовой внутренний продукт (ВВП), валовой региональный продукт (ВРП). Их изучение дает представление о социально-экономическом положении и тенденциях развития экономики в стране и областях. Внедрение в учете и отчетности Республики Беларусь международных стандартов приводит к изменениям в национальных документах, методиках расчета макроэкономических показателей.
С 1 января 2016 года в Республике Беларусь в статистическую практику введен международный стандарт СНС-2008. Ранее построение национальных счетов Республики Беларусь осуществлялось на основании стандарта СНС-93.
Стандарт СНС-2008 разработан под эгидой Статистической комиссии ООН и учитывает последние тенденции мировой экономики за последние десятилетия, которые, в первую очередь, связаны с возросшей ролью информационных и коммуникационных технологий, повышением значимости нематериальных активов и услуг [2, с. 58].
Переход на СНС-2008 касается всех трех методов расчета валового внутреннего продукта – производственного метода, метода использования доходов и метода формирования ВВП по источникам доходов. При расчете методом конечного использования уменьшатся расходы на конечное потребление сектора государственного управления и увеличится валовое накопление основного капитала. При расчете ВВП производственным методом уменьшится промежуточное потребление и увеличится валовая добавленная стоимость.
В СНС-2008 применяется принципиально новая трактовка к ряду экономических операций, таких как услуги финансового посредничества, услуги по проживанию в собственном жилище.
СНС-2008 рекомендует распределять потребление услуг финансового посредничества (УФПИК) между пользователями (как кредиторами, так и дебиторами), рассматривая распределенные величины либо как промежуточное потребление предприятий, либо как конечное потребление или экспорт [4].
Согласно методологическим подходам СНС-2008, метод исчисления УФПИК рекомендуется применять в случаях, когда ссуды предоставляются финансовыми учреждениями и депозиты размещаются в финансовых учреждениях.
При заданных условиях расчет УФПИК осуществляется по следующей формуле (2.1):
УФПИК = [(rL - rr) · yL] + [(rr - rD) · yD], (2.1)
где yL - остатки ссуд в среднем за отчетный период;
yD - остатки депозитов в среднем за отчетный период;
rL - ставка процента по ссудам;
rD - ставка процента по депозитам;
rr - базисная ставка процента;
(rL - rr) · yL - УФПИК по ссудам;
(rr - rD) · yD - УФПИК по депозитам [48]
Стоит отметить, что базисная ставка процента в расчете УФПИК не содержит элемента оплаты услуг, а отражает структуру ссуд и депозитов по риску и срокам. В качестве подходящей базисной ставки процента может быть принята ставка, преобладающая в межбанковском заимствовании и кредитовании.
В Республике Беларусь при оценке базисной ставки принимаются во внимание межбанковские ставки, наиболее высокие банковские ставки по депозитам, наиболее низкие ставки по кредитам и ставки по долгосрочным государственным облигациям.
В СНС-2008 существуют новые подходы к оценке услуг по проживанию в собственном жилье. В Руководстве Европейской экономической комиссии ООН в качестве альтернативного метода предлагается метод пользовательских расходов [1, с. 38].
Согласно методу затрат пользователей, осуществляется оценка каждого вида затрат собственников жилых помещений, т. е., если бы собственник жилья не проживал в своем жилище, а сдавал его в аренду. Эти затраты включают в себя промежуточное потребление, другие налоги на производство и валовую прибыль.
К промежуточному потреблению относят расходы собственников жилья, связанные с содержанием и обслуживанием жилья, ремонтом жилого помещения, не продлевающие срок службы жилья и не приводящие к улучшению его количественных и качественных характеристик, а именно расходы на косметический ремонт (материалы и услуги по его производству) и текущее содержание жилья (плата за техническое обслуживание в многоквартирных домах).
Обновленные подходы к отражению результатов научно-исследовательской деятельности и жилищных услуг обуславливают рост выпуска и добавленной стоимости по данным видам деятельности, что, в свою очередь, усиливает влияние вида экономической деятельности «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям» на формирование ВВП и ВРП. Так, по оценке за 2017 г. удельный вес данного вида экономической деятельности в структуре ВРП Гомельской области вырос в полтора раза (таблица 1).
Таблица 1.
Структура ВРП Гомельской области по оценке за 2017 г. в текущих ценах по видам экономической деятельности, %
Виды деятельности |
СНС-93 |
СНС-2008 |
1 |
2 |
3 |
Валовой региональный продукт, всего |
100 |
100 |
В том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
11,8 |
11,4 |
рыболовство, рыбоводство |
0,1 |
0,1 |
горнодобывающая промышленность |
7,1 |
6,8 |
обрабатывающая промышленность |
31,4 |
30,3 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
5,8 |
5,7 |
строительство |
8,3 |
8,0 |
торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования |
9,1 |
8,5 |
гостиницы и рестораны |
0,7 |
0,7 |
транспорт и связь |
10,3 |
9,7 |
финансовая деятельность |
3,5 |
3,1 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям |
3,8 |
5,6 |
государственное управление |
1,1 |
1,1 |
образование |
4,4 |
4,3 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
3,7 |
3,6 |
предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг |
1,8 |
1,7 |
услуги финансового посредничества, измеряемые косвенным образом |
–2,3 |
– |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3]
В СНС-2008 усовершенствованы подходы по учету ненаблюдаемой экономической деятельности, определена методика расчета ненаблюдаемой экономики. В СНС-1993 определение неформального сектора не получило развития, поэтому в контексте национальных счетов рекомендации по его применению не приводились. Таким образом, экономика государства должна прирастать прежде всего за счет новых видов экономической деятельности и субъектов хозяйствования, дающих продукт с высокой добавленной стоимостью.