Статья:

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧАЙЛДФРИ СРЕДИ ЖЕНЩИН

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(206)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Климова М.Л. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧАЙЛДФРИ СРЕДИ ЖЕНЩИН // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 27(206). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/206/116602 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧАЙЛДФРИ СРЕДИ ЖЕНЩИН

Климова Мария Львовна
студент, Башкирский государственный университет, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В статье содержатся материалы исследования представлений о чайлдфри среди женщин. Выборку составили женщины в общем количестве 104 человека, возраст которых колеблется в пределах 18-30 лет. Чайлдфри – это добровольный отказ от рождения ребенка, когда индивиды детородного возраста принимают решение никогда не заводить ребенка. Причины, по которым молодые люди выбирают путь чайлдфри: тревожность, негативный опыт детства, гедонистические взгляды, определенные философские взгляды, дискомфорт процесса деторождения и так далее. 

 

Ключевые слова: чайлдфри, женщины, дети

 

Чайлдфри движением называется явление, при котором индивиды добровольно отказываются от рождения детей. К чайлдфри относятся индивиды любого пола как женщины, так и мужчины. Семья перестает выполнять одну из важнейших функций – репродуктивную функцию, что стремительно ведет к регрессу рождаемости. Мы наблюдаем кризис института семьи. О снижении ценности института свидетельствуют в том числе внебрачные дети, однополые браки, и суррогатное материнство. В социуме, например, тема чайлдфри очень плохо проработана. Вероятнее всего это можно связать с тем, что добровольная бездетность полностью противоречит ценностным установкам большей части населения. 

В 2020 году было проведено исследование [1], благодаря которому удалось выяснить, что почти половина россиян в возрасте от 18 до 45 лет не желают заводить ребенка. Чаще всего от рождения ребенка отказываются люди, которых в большей степени волнует карьера, образование. Чайлдфри не готовы жертвовать своим личным временем и комфортом ради вынашивания рождения и воспитания детей.

Согласно теории предпочтений Э. Хакима, около 20% женщин будут оставаться добровольно бездетными, так как есть возможность самостоятельно делать выбор относительно построения своего жизненного пути, некоторая часть женского населения отдает предпочтение построению собственной карьеры и самореализации, принося в жертву при этом семейные ценности [2]. Хаким подчеркнул важность контрацептивной революции, поскольку у женщин появилось право на выбор между созданием семьи и построением карьеры. Нужно отметить, что данная теория является спорной по причине того, у мужчин карьера будет иметь первостепенное значение.

Нами было проведено исследование, в котором принимало участие 104 женщины, возраст которых колеблется от 18 до 30 лет (результаты исследования приведены на рисунке 1).                                                                                                        

 

Рисунок 1. Результаты исследования

 

Согласно результатам проведенного исследования, абсолютное большинство женщин 55,23% отметили, что имеют нейтральное представление о чайлдфри. Однако, в то же время, процентное соотношение респонденток, которые имеют положительное представление о чайлдфри превалирует над процентным соотношением опрошенных, которые склонны к отрицательному представлению.

Такой результат связан с тем, что после рождения ребенка женщине крайне тяжело сочетать в себе роли продуктивной сотрудницы, примерной мамы и хозяйки. Зачастую жизнь женщины после рождения ребенка делиться на «до» и «после» и новоиспеченной родительнице намного труднее выполнять прежние социальные задачи. Также, следует сделать акцент на том, что во время вынашивания ребенка, во время рождения и после рождения женщина испытывает значительный физический дискомфорт. Так, например, исследователь Ю.С. Мысовская [3] в своей работе «Память родовой боли – прыжок длиною в жизнь», пришла к выводу, что воспоминания о родовой боли сохраняются в течение всей жизни женщины и зависят от психологического статуса.

Подводя итог вышесказанному, следует сделать следующий вывод, согласно проведенному исследованию, явление чайлдфри не масштабно и не катастрофично, так как абсолютное большинство респондентов все же отметили свое нейтральное представление о чайлдфри. Доля тех, кто принимает добровольный отказ от рождения детей всегда будет и на данный момент этот показатель находится в пределах нормы. Однако для тех приверженцев чайлдфри, которые относят себя к добровольно бездетным по негативным причинам (личный отрицательный опыт детства, личностная беспомощность, тревожность, страх брать на себя ответственность) необходимо предпринимать коррекционные комплексные меры: материальная поддержка со стороны государства, обеспечение качественной психологической помощи.

 

Список литературы:
1. Сапунов А.В., Сапунова Т.А., Багян Г.А. Анализ актуальной демографической ситуации в Российской Федерации // Естественно-гуманитарные исследования – 2021. - №33(1)
2. Гараева Э.И. Основополагающие причины и мотивы добровольной бездетности в современном обществе // Общество: Социология, психология, педагогика – 2018. - №9 (53)
3. Мысовская Ю.С. Память о родовой боли – прыжок длинною в жизнь // Bulletin of Medical Internet Conferences – 2020. – 194 С.