ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНКУРЕНЦИИ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(207)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(207)
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНКУРЕНЦИИ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Становление отечественного законодательства о конкуренции имеет сравнительно молодую историю. Практически до начала XX в. особое внимание данному направлению в рамках нормативных правовых актах не уделялось, что подмечали сами дореволюционные правоведы.
Стоит отметить, что попытки формирования такого рода законодательства предпринимались, однако созданные проекты так и не получили широкого применения. Формирование и становление законодательства в исследуемой сфере происходило при практически полном отсутствии даже возможности конкурентных отношений.
В связи с этим, перед тем как исследовать становление законодательства в России, представляется необходимым обратить внимание на зарубежный опыт, в частности опыт Франции, выступающей одной из первых стран Европы, где сформировалось антимонопольное законодательство.
Во французском праве нормы, предназначенные для борьбы с недобросовестной конкуренцией и устанавливающие общий запрет данного деяния, не получили законодательного закрепления в отдельном нормативном акте. К.Ю. Тотьев в своем исследовании отмечает, что специфика французского законодательства в исследуемой сфере выражалась в следующем:
- основание пресечения недобросовестной конкуренции на общих юридических положениях;
- ключевая роль судебной практики при применении ответственности за недобросовестную конкуренцию [13, с. 109].
Первые нормы, связанные с исследуемым институтом, во Франции появляются в 1791 году. В частности, в силу вступил Декрет Алларда, которым был установлен принцип свободы торговли и предпринимательства. Также в рамках Уголовного кодекса Франции была закреплена норма, согласно которой запрещались объединения, направленные на подрыв нормального действия закона спроса и предложения.
В 1804 году в силу вступил Французский гражданский кодекс, который является значимым правовым актом во всей правовой системе Франции. Примечательно, что специальных норм, которые бы затрагивали аспекты недобросовестной конкуренции, в кодексе установлено не было, однако общие нормы о деликтной ответственности применялись и применяются в рамках рассмотрения дел о недобросовестном поведении в конкурентной борьбе.
Специфика развития антимонопольного законодательства определяется экономическими и политическими реалиями, свойственными тому или иному периоду развития государства. После Второй мировой войны подорванная экономика Франции требовала восстановления, что вызвало необходимость проведения политики протекционизма. В послевоенный период Франция отказывается от отмены регулирующих мер, достаточно долго сохраняя приверженность политике государственного вмешательства в экономику [12, с. 11].
Стоит отметить, что не все принимаемые в указанный период законодательные акты имели своей целью снижение конкуренции. Так, был принят Декрет от 9 августа 1953 г. [16, с. 7045], закрепивший наложение штрафа за установление картельных цен на товары или отказ от их продажи. Именно этим Декретом была основана Техническая комиссия по соглашениям, которая стала первым специализированным органом по контролю антиконкурентных действий на рынке. Таким образом, французская система мер антимонопольного регулирования строилась на соблюдении баланса ограничительного воздействия, с одной стороны, и стимулирования конкуренции – с другой.
Последующее развитие законодательства о конкуренции во Франции во многом было схоже с его развитием в России, хоть и Советский Союз отличался особенной спецификой. В связи с этим представляется возможным вернуться к исследованию истории становления изучаемых институтов в России.
На рубеже XIX-XX вв. происходит новый скачок роста промышленности, торговли, а также финансовой деятельности, что было обусловлено проведением во второй половине XIX в. серьезных реформ Александра III, открытием новых месторождений полезных ископаемых, промышленным развитием в целом.
Все вышеперечисленное привело к объективной недостаточности имеющейся правовой базы в области конкуренции и монополии, что обозначало необходимость совершенствования действующего правового регулирования. Некоторые ученые того периода формулировали предложения по разрешению имеющихся проблем в рамках конкуренции и монополии. В частности, И.И. Янжул выдвинул идею о том, чтобы создать специализированное ведомство экономического направления, которое будет реализовывать надзор за крупными хозяйствующими субъектами, а также картельными соглашениями [15, с. 136].
Предложение было положительно принято со стороны органов власти, а позднее в 1916 г. его заложили в основу Правительственного законопроекта о синдикатах и трестах [10, с. 70]. Однако полноценная реализация проекта И.И. Янжула так и не случилась ввиду революции 1917 года. Несмотря на это в сентябре 1966 года в силу вступил Закон «Об уголовной ответственности торговцев и промышленников за повышение цен на предметы продовольствия или необходимой потребности» [10, с. 74], который сформировал административный антимонопольный механизм.
Глобальные революционные изменения, произошедшие после установления советской власти, повлияли также и на рассматриваемый институт. Кардинальные изменения были обусловлены нацеленностью властей на монополизацию экономики. Очевидно, что такие институты как конкуренция и монополия характерны для государств с рыночной системой экономики, в России же в исследуемый период началось построение командной экономической системы. В связи с этим правовая регламентация указанных сфер практически прекращает своё существование на определённый промежуток времени.
Позднее, в 1922 году, отдельные элементы механизма рыночной экономики стали применяться в ходе реализации новой экономической политики, что послужило последующему принятию нормативных правовых актов, регламентирующих аспекты конкуренции и монополии. В частности: в силу вступил Декрет о трестах 1923 года [7], в рамках уголовного законодательства (УК РСФСР 1922 года [8]) была установлена ответственность за искусственное завышение цен на товары посредством сговора или стачки торговцев между собой или путем намеренного невыпуска товаров, а также за злостное повышение цен на товары.
После завершения реализации новой экономической политики контроль за экономикой полностью переходит к государству, что обусловливает его становление как единственного монополиста в экономике. Такое положение продолжалось вплоть до середины 80-х гг. XX в.
Начиная с середины 80-хх гг. стали реализовываться отдельные экономические реформы, часть из которых вводила элементы рыночной экономики. В связи снова возникла потребность в регламентации таких институтов как монополия и конкуренция. Так, были приняты законы СССР «О государственном предприятии (объединении)», «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О кооперации в СССР». Все эти акты послужили постепенному восстановлению конкуренции в отечественной экономике, а также демонополизации участия государства в ней. В своих трудах Д.И. Серегин указывает на то, что направленность на демонополизацию экономики была обусловлена тем, что «в отличие от стран Запада, в советском государстве существовал огромный диссонанс в соотношении числа государственных компаний и мелких предприятий (кооперативов) и поэтому создание равных конкурентных условий стало важнейшей задачей руководства страны» [11, с. 35].
Это подтверждалось принятием 16 августа 1990 года Постановления Совета Министров СССР «О мерах по демонополизации народного хозяйства» [9], в рамках которого были затронуты такие аспекты, как обеспечение правовой защиты от рыночного монополизма и недопущение проявлений недобросовестной конкуренции, к которым относятся введение в заблуждение, незаконное использование товарного знака, самовольное использование конфиденциальной информации. Кроме того, данным актом был при Совмине СССР был образован Антимонопольный комитет для реализации государственного контроля за развитием конкуренции и ограничением монополистической деятельности.
В 1991 году в силу вступает Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [2], в содержании которого раскрывалось понятие монополистической деятельности, а также определялись формы недобросовестной конкуренции, задачи и функции Антимонопольного комитета РСФСР. Примечательно, что некоторые положения данного правового акта действуют до сих пор. Это нормы, определяющие понятие аффилированных лиц, а также категории, которые к ним относятся.
Распад Советского Союза во многом определил последующее становление и развитие рыночной экономики России. Росла роль частного предпринимательства, что, очевидно, обусловило расширение конкуренции и, как следствие, видов недобросовестного поведения, целью которых было получение преимуществ в конкурентной борьбе.
Особое проявление таких видов произошло в период экономического кризиса 1998 года, когда на фоне снижения социальной ответственности населения зарождались такие формы недобросовестного конкурентного поведения как промышленный шпионаж, создание картелей, рейдерские захваты и т.п.
Экономический спад и нечестные методы борьбы на рынке товаров и услуг России обусловили необходимость в создании эффективного законодательства в сфере защиты конкуренции, а также в совершенствовании уже существующих механизмов правового регулирования борьбы с недобросовестной конкуренцией. Все это реализуется уже в рамках современного этапа развития законодательства о конкуренции.
На сегодняшний день, сфера предпринимательской деятельности в Российской Федерации регулируется правовыми нормами, которые содержатся во многих нормативных правовых актах таких, как Конституция РФ, закрепляющая политические, социальные и экономические основы конституционного строя, Гражданский кодекс РФ, а также Федеральные законы и иные законодательные акты.
Задачей антимонопольного законодательства является защита, поддержание конкуренции и пресечение поведения, направленного против или во вред конкуренции. Такое поведение получило название «антиконкурентное поведение», в литературе для его обозначения используется иногда термин «деятельность». Но словосочетание антиконкурентная деятельность не совсем корректно, поскольку антиконкурентным может быть и бездействие.
Одной из основных и важнейших сфер правового регулирования предпринимательской деятельности является антимонопольное регулирование. Это регламентировано Конституцией РФ: не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34) [1]. Именно Конституция является важной правовой основой функционирования и развития рыночной экономики в России.
Кроме Конституции РФ основополагающим законом является Гражданский кодекс РФ [3], содержащий такие общие положения, как, например, положения о юридических лицах, сделках и иные положения, которые будут необходимы при детальном изучении конкуренции. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основываясь на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора и иных принципов, закрепленных в Гражданском кодексе РФ. Иными словами, в нем закреплены базовые понятия и аспекты, которые позволяют понимать суть и значение рыночной экономики и конкуренции, как ее наиважнейшей части.
Наиболее важным является уже упомянутый ранее Закон о конкуренции [6]. Он содержит положения о монополистической деятельности, раскрывает суть недобросовестной конкуренции, регламентирует полномочия антимонопольного органа в России. А главное именно в нем раскрываются такие необходимые для исследования понятия, как «конкуренция», «хозяйствующий субъект», «монополистическая деятельность» и др.
Закон «О защите конкуренции» адаптирован к реалиям современной экономики России 21 века. Вместе с тем он непрерывно развивается и совершенствуется. Общей тенденцией является постепенное сближение отечественного антимонопольного законодательства с целым рядом аспектов американского антимонопольного права [14, с. 97]. Ввиду этого проведем параллель и сравним нормативное правовое регулирование конкуренции России с законодательством США.
Законодательство США включает нормы об охране конкуренции в антимонопольное законодательство, так как нечестная конкуренция рассматривается как элемент монопольной практики. Антимонопольное законодательство США изначально появилось в штатах благодаря Альянсу фермеров Миссури. Они объединяли производителей, обеспокоенных ростом конкуренции со стороны более крупных и эффективных ферм. Увеличение рыночной доли, занятой крупными хозяйствами, приводило к монополизации рынка.
Ввиду этого, в США принятие законодательства о недобросовестной конкуренции традиционно относилось к компетенции отдельных штатов. На федеральном уровне в 1964 г. был принят «Единообразный закон об обманной торговой практике», на основании которого большинство штатов США приняло свои законы. В данном случае закон, принятый на федеральном уровне, выступает как базис для законов каждого отдельного штата.
Акцентируя внимание на этом, можно пронаблюдать существенное различие между Россией и США в данном аспекте. В России правовое регулирование конкуренции не относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.
Важным нормативным актом в антимонопольном законодательстве США на федеральном уровне является Закон Шермана от 1890 г., направленный на охрану принципа «экономической свободы». Некоторые его положения действуют до сих пор. Из-за всеобъемлющего характера его стали называть конституцией конкурентной системы. Его целью было установление контроля и регулирование создания промышленных организаций с тем, чтобы не допускать возникновения монополий, сговоров о разделении рынков и фиксировании цен.
Закон Шермана запрещает любые контракты, объединения и тайные сделки, направленные на ограничение торговли между штатами, и любые попытки монополизировать какую-либо часть этой торговли. Суть Закона воплощена в 2 основных пунктах: «Любое соглашение, объединение в форме треста или иной форме, или тайный сговор, имеющие целью ограничение производства или торговли между несколькими штатами или с иностранными государствами, настоящим объявляются незаконными...» В параграфе 2: «Любое лицо, которое будет или пытается монополизировать, или объединится, или сговориться с каким-либо лицом или лицами, чтобы монополизировать какую-нибудь часть производства или торговли между несколькими штатами, будет считаться виновным в совершении преступления... Виновные подлежат штрафу на сумму не свыше 50 тыс. долларов, или тюремному заключению на срок не свыше одного года, или обоим этим наказаниям». Необходимо отметить, что отдельные действия наказываются штрафом до 250 тыс. долларов и даже тюремным заключением сроком до трех лет в каждом случае.
Основываясь на положениях Закона Шермана, можно выделить еще одно различие между законодательствами России и США. Закон Шермана содержит положения, которые относятся к уголовному праву, в частности, в нем прописана санкция за совершение преступления. В данном случае это прямой способ изложения элементов нормы права, то есть изложение элемента нормы права прямо в статье. В законодательстве России, напротив, применяется бланкетная норма, которая отсылает нас к другим нормативным правовым актам. Уголовная ответственность в России предусмотрена Уголовным кодексом РФ за ограничение конкуренции (ст. 178 УК РФ) [4].
Кроме того, штрафные санкции значительно отличаются в России и США. В России предусмотрен штраф в размере от 300 до 500 тысяч рублей. В США же максимальный штраф 250 тысяч долларов. Соответственно в рублях данный штраф будет составлять несколько миллионов в зависимости от курса валют.
Чтобы помочь судам в применении норм Закона Шермана, Конгресс принял Антитрестовский закон Клэйтона и Закон о Федеральной торговой комиссии, которые вступили в силу в 1914 г. Главное положение данных законов заключается в вопросе слияний, запрещая любые слияния, которые могут значительно ослабить конкуренцию. Он также запрещает некоторые виды деловой практики, такие, как установление специальных тарифов для ряда потребителей, если это «уменьшает конкуренцию и ведет к созданию монополии».
В законодательстве США понятие «merger» шире, чем в российском, и обозначает не только «слияние», но и «приобретение», т.е. это взаимосвязанные термины, которые позволяют компаниям законным образом объединить владение активами, ранее находившимися под раздельным контролем.
В российском законодательстве выделено 5 форм реорганизации юридического лица, перечисленные в Гражданском кодекса РФ и подробно раскрытые в Федеральном законе РФ № 14 от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью» [5]. И как раз слияние и присоединение выделены, как две разных формы реорганизации. Слиянием общества признается создание нового общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних. Присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.
Опираясь на положения, содержащиеся в Федеральном законе РФ «О защите конкуренции» и Законах США, можно сделать вывод о том, что в целом законодательство обеих стран в некоторых положениях схоже, но есть два существенных различия. Первое: в законодательстве РФ более детально расписаны действия, запрещенные в соответствии с Федеральным законом, когда как законы США описывают запреты обобщенно. Второе: российское законодательство содержит все основные положения о конкуренции в Федеральном законе «О защите конкуренции», когда как в законодательство США о конкуренции входит Закон Шермана, Закон Клейтона, Закон Федеральной торговой комиссии и также законы каждого отдельного штата.
Таким образом, антимонопольное регулирование в России является основным и достаточно актуальным направлением нормативного регулирования предпринимательской деятельности. В данной сфере необходимо грамотно и наиболее тщательно прорабатывать позицию государства в отношении субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. На протяжении многих лет законодательная база в сфере конкуренции непрерывно развивалась, постепенно преодолевая внутренние противоречия и все больше адаптируясь к реалиям отечественной экономической жизни. И теперь российская правовая система включает в себя много новых нормативных правовых актов.