Статья:

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №30(209)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Рогожина О.В. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 30(209). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/209/117554 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Рогожина Олеся Валерьевна
студент, Омский государственный педагогический университет, РФ, г. Омск
Волох Тамара Сергеевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Омский государственный педагогический университет, РФ, г. Омск

 

Тема данной статьи актуальна и значима в силу целой совокупности факторов.

Во - первых, в настоящее время осуществляется принципиальное изменение подходов к основам правового статуса образовательных организаций. В том числе предполагается, что даже государственные, муниципальные учебные заведения вправе самостоятельно распоряжаться, например, теми средствами, которые не являются бюджетными.

Во-вторых, на сегодняшний день меняется и законодательство, в частности нормы Бюджетного кодекса, определяется порядок бюджетного финансирования в рамках выполнения государственных и муниципальных заданий.

В – третьих, в настоящее время существуют и определённые проблемы по вопросам правового регулирования финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений.

В – четвертых, на сегодняшний день названная тема ещё недостаточно разработана.

В настоящее время в России происходит становление как законодательства, так и самой системы образовательных организаций в России.

При этом, нормы законодательства не закрепляют положения о функциях образовательных организаций, что является пробелом в праве.

Вместе с тем, в рамках правовой доктрины концепция целей, задач, функций образовательных организаций определяется; при этом следует согласиться с теми авторами, в трудах которых были рассмотрены проблемы управления финансово-экономической деятельности образовательных организаций кто полагает, что образовательные организации реализуют функции во всех сферах правового регулирования [3]

И каждый вид образовательных организаций реализует свои специфические функции. Если функции дошкольных образовательных учреждений фактически ограничиваются первичной социализаций, то принципиально иные функции ВУЗов.

Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Характеризуя правовую основу управления в данной сфере, следует отметить, что такая правовая основа весьма многообразна и включает в себя нормы Гражданского Кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса, естественно есть базовый Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».

Определенную роль играют подзаконные и локальные акты.

Если говорить про источники финансирования ВУЗов, то выделяют следующие.

Во – первых, это бюджетные ассигнования.

Во - вторых, это доходы от осуществления платных работ и услуг.

В – третьих, это пожертвования физических и юридических лиц.

В – четвёртых, это доходы от сдачи собственных помещений в аренду.

В – пятых, это поступление страховых выплат и возмещений в случае компенсации причиненного ущерба и неисполнение обязательств.

Особое внимание уделяется бюджетным субсидиям.

При этом такие субсидии имеют в основном целевой характер. Они в частности выделяются на следующие цели.

1) Выполнение государственных заданий.

Так, в 2010 году на основании федерального закона были внесены изменения в некоторые правовые акты Российской Федерации. В частности, закон устанавливает новые правила финансирования бюджетных учреждений: с 2011 г. денежные средства (субсидии) им будут выдаваться на выполнение государственного (муниципального) задания.

Таким образом, обеспечивается переход на финансирование по государственному заказу, который в полной мере воплощает идеологию бюджетной реформы – государство оплачивает определенный вид услуг, работ, а любой желающий оказать данные услуги или выполнить работы может принять участие в конкурсе и получить заказ.

Нормы пункта 1 статьи 69.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации определяют требования к государственному, муниципальному заданию.

- Оно должно содержать те показатели, которые характеризуют качество, объем оказанных услуг.

- Задание кроме того должно содержать и порядок контроля за исполнением государственного, муниципального задания.

- Задание должно включать в себя и нормы об отчетности выполнения названного задания.

Если говорить о внебюджетных средствах, то это прежде всего плата за обучение и доходы от сдачи имущества в аренду.

2) Направлением бюджетного финансирования кроме того является и выделение целевых субсидий. На так называемые иные цели, то есть на цели, которые не связаны с государственным, муниципальным заданием.

При этом нормы статьи 78.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации весьма скупо регулирует этот вопрос, определяя лишь, что из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

3) Субсидии на капитальные вложения, так называемые бюджетные инвестиции.

4) Субсидии на выполнение публичных обязательств.

Можно выделить следующую структуру доходов отечественных ВУЗов.

1) Доходы от бюджетных средств – 66 %.

2) Доходы от оказания услуг на платной основе - 23 %.

3) Доходы от гражданско-правовых договоров, в том числе от оказания услуг по сдаче имущества в аренду – 11 %.

Приводится следующая статистика [4] - финансирование, заложенное на реализацию программы развития 2016-2020 гг. было уменьшено в 56,9 раз по сравнению с финансированием программы 2013-2020 гг. Более того, 20.10.2017 г. Правительством Российской Федерации принято решение о сворачивании всех федеральных целевых программ и разработке новых пилотных госпрограмм, которые будут состоять из проектов, отобранных на конкурсной основе.

Контроль над финансово-хозяйственной деятельностью образовательной организации является необходимым фактором, который позволяет соответствующей организации действовать эффективно.

Есть самые общие требования к финансовому контролю, которые распространяются в том числе и на контроль за финансовой деятельностью образовательных организаций.

  1. Чёткое определение, понимание ответственности в том числе, например, за нецелевое, неправомерное использование денежных средств.
  2. Признание того, что финансовые управление, как, впрочем, иные финансовые действия должны осуществляться на основе действующего законодательства.
  3. Признание того, что информация, которая получена в рамках контрольных мероприятий и должна быть фактически верной, адекватной, правильной.
  4. Понимание того факта, что необходимо реализовать принцип прозрачности информации.
  5. Реализация принципа независимости тех лиц, которые и осуществляют соответствующий контроль.
  6. Чёткое распределение функций, между теми лицами, которые осуществляют контроль.
  7. Разработка плана соответствующих контрольных мероприятий.
  8. Учёт того, что персонал должен иметь довольно высокий уровень подготовки.

Таким образом, финансово-хозяйственная деятельность вуза является важной составляющей при финансовом планировании бюджета образовательного учреждения.

 

Список литературы:
1. Каменских И.А. Исследование влияния университетов на региональное экономическое развитие // Региональная экономика: теория и практика. – 2014. - № 2
2. Скоблева, Э.И. Финансирование системы высшего образования в России на современном этапе // Проблемы современной экономики. – 2017. - №4 С. 200-203.
3. К. Афанасьева, А. Баранская, В. Бочарова, В. Галустова, Н. Каменских, С. Кленова, Н. Ворошилова
4. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг.