Статья:

Импрессионистический пейзаж как средство создания психологизма в романе Ги де Мопассана «Монт-Ориоль»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(21)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Храмова А.В. Импрессионистический пейзаж как средство создания психологизма в романе Ги де Мопассана «Монт-Ориоль» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 21(21). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/21/28621 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Импрессионистический пейзаж как средство создания психологизма в романе Ги де Мопассана «Монт-Ориоль»

Храмова Анастасия Викторовна
студент Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, РФ, республика Башкортостан, г. Уфа

 

Ги Де Мопассан - последний представитель замечательной группы французских реалистов XIX века, который довел до подлинного совершенства художественные завоевания этой школы. Наравне с реализмом в его произведениях присутствуют элементы импрессионизма и натурализма.

Как известно, импрессионизм (от фр. impression – впечатление) первоначально возник во французской живописи (Э.Мане, К.Моне, О.Ренуар, К.Писарро и др.), впоследствии его влияние распространилось на скульптуру, музыку и другие виды искусства. 

Если в живописи и музыке многие значительные произведения относят к импрессионизму, то в литературе можно говорить лишь о присутствии импрессионистических элементов, использовании характерных приемов и влиянии эстетики импрессионизма на писателей.

Прежде чем обратиться к проблеме визуального в литературе на примере романа «Монт-Ориоль» (Mont-Oriol, 1887), необходимо остановиться подробнее на принципах импрессионизма.

Согласно критериям, сформулированным в книге Джона Ревалда «История импрессионизма» [1], можно выделить следующие принципы импрессионизма в искусстве:

1. Стремление писать повседневные дела, неловкие ситуации, промежуточные позы, переменчивые состояния природы, все – что происходит в данный момент;

2. Интерес к передаче подвижности при помощи игры света, отказ от темных теней, изображение нечетких контуров, которые чаще всего сливаются с окружающей средой;

3. Фиксация мимолетных впечатлений;

4. Внимание к отражениям предметов в воде, в зеркале и т.п.

Известно, что как отдельное литературное направление импрессионизм не сложился. Однако, ученые обнаруживают его художественные черты в таких течениях как натурализм и символизм.

В «Дневнике» братьев Гонкур читаем: «Видеть, чувствовать, выражать — в этом все искусство» [2]. Отталкиваясь от данного высказывания, можно выделить следующие черты импрессионизма в литературе:

1. Стремление автора выразить частное впечатление, изображение каждого мгновения;

2. Интерес к индивидуальной рецепции в развернутых описаниях запахов, красок, смене освещения, звуков и зрительных восприятий.

3. Переход от предметного мира к идеальному посредством мимолетных впечатлений.

Как утверждает Е.Евнина, творчество Ги де Мопассана не следует рассматривать в разрыве принципов реализма и импрессионизма, так как в основе его произведений лежит не только чувственное восприятие, но и мысль, логика, умозрение. «Тонкость чувственного восприятия природы и душевной жизни сосуществует в его творчестве с серьезнейшими общественными проблемами…» [3].

Ю. Данилин в своей статье подчеркнул, что Мопассан был одним из лучших изобразителей природы и особенно любил воспроизводить на своих страницах французские пейзажи: «утопающие в яблоневом цвету фермы», «благоухание летних лесов и полей» [4] и т.д.

Несомненно, многие описания Мопассаном пейзажей объединяют «импрес­сионистическое» видение мира: приоритет впечатления, неожиданность ассоциации, удивительные по тонкости восприятия картины окружающего мира, полные цвета, запаха, звука. Задействованный здесь художественный приём позволяет утверждать, как пишет М.С. Рыбина, что важным «конструктивным приемом становится “внутренняя” точка зрения.

Основной субъект речи транслирует впечатление, которое читатель наполняет собственным визуальным опытом. Отсылка к “смутно-знакомым” образам включает механизм персонализации впечатления» [8; с. 170].

Важным является то, что наибольшее содержание импрессионистических элементов проявилось в более поздних новеллах Г.де Мопассана. Сюжет многих из них содержит в себе движение чувств, ассоциаций, впечатлений, чему, в свою очередь, способствует пейзажная композиция, построенная исключительно на ощущении мира героем.

В статье «Жизнь пейзажиста» [5], написанной в 1886 году, Мопассан называет художника-импрессиониста Клода Моне «охотником» за удивительными эффектами живой природы. Он с интересом отмечает, что Моне схватывает и бросает на полотно то «сверкающий водопад света, брызнувший на белую скалу», то «полные пригоршни ливня, пронесшегося над морем».

Эти мгновенные изменения, подмеченные в природе острым взглядом художника, чрезвычайно много значат для Мопассана, который в той же статье говорит о собственной интимной связи с живописью и важности для него зрительного восприятия окружающего мира. «Да, я ощущаю отчетливо и глубоко, что пожираю мир своим взглядом и перевариваю краски, как переваривают мясо и плоды».

По мнению Л.Г. Андреева, «импрессионизм воспринимается не столько как художественный метод или даже стиль, сколько как мировосприятие, философия, жизненная позиция в широком смысле слова» [6].

Делаем вывод о том, что произведения Ги де Мопассана пронизаны духом импрессионизма. В качестве главных героев в них часто встречаются художники, возникают красивые пейзажи, появляется волшебное и экзотическое в обыденной жизни, становится заметной игра красок в лесу, виднеются багряные облака, тени отражаются в воде невообразимыми красками.

Как и в романе «Жизнь», в романе «Монт-Ориоль» привлекает внимание пейзаж — а именно описание горной местности Оверни. Следует отметить, что Мопассан стремился не столько детально и точно воспроизвести приметы реального мира, сколько предать пейзажу красоту через восприятие героя и его эмоции. Он изображал различные душевные настроения и переживания героев, сформированные под влиянием природы, что в большей мере характерно для импрессионистического пейзажа.

Выявление специфических особенностей приемов импрессионизма, использованных Мопассаном в романе «Монт-Ориоль» является тем основанием, на котором строятся все остальные аспекты исследования роли данных приемов в литературных произведениях.

Согласно проделанному анализу, были выявлены следующие черты и приемы импрессионизма:

1) Изображение пейзажа в движении: «…et puis partout aussi des fontaines, faites d’une grande pierre noire debout percée d’un petit trou par où s’élançait un fil d’eau claire qui s’arrondissait en cercle pour tomber dans un abreuvoir.» (из просветленного маленького отверстия, вырывалась светлая струя воды и, изгибаясь в воздухе дугой, падала в каменную колоду) [9; с.25].

2) Мимолетные ощущения: «Leurs yeux se rencontrèrent et elle se sentit tellement caressée par le regard passionné dont il l’avait couverte, qu’elle frémit de la tête aux pieds» (Глаза их встретились, и она почувствовала в его взгляде такую страстную, такую теплую ласку, что вся затрепетала) [9; с.212].

3) Палитры цветов: «le lac tout à coup eut l’air d’une cuve de feu» (озеро стало огненной чашей); «l’horizon étant devenu rouge comme un brasier qui va s’éteindre, le lac eut l’air d’une cuve de sang» (по небу протянулась темно-красная полоса, багряная, как потухающий костер) [9; с.174].

4) Разнообразие запахов: «Et puis, reconnaissez-vous aussi la senteur puissante des châtaigniers, la saveur sucrée des acacias…»(А улавливаете ли вы струю мощного запаха каштанов, приторно-сладкое благоухание акаций); [9; с.127].

5) Описание звука: «le son des flûtes aiguës» (пронзительный визг флейты); [9; с.234], «Le vent dans les tiges chantait ce doux chant des pins qui ressemble un peu à une plainte» (стволы звенели под ветром тихою песней сосен, всегда чем-то похожей на кроткую жалобу);[8;230] «Le murmure des voix montait, tantôt léger, à peine perceptible, tantôt plus vif, une rumeur confuse de cris et de mouvements humains, mais émiettée dans l’air, évaporée déjà, une sorte de poussière de bruit» (шум толпы долетал до нее еле слышным гулом, а то вдруг поднимался смутной разноголосицей криков, глухим топотом, дробился, таял и рассеивался в воздухе какой-то пылью звуков) [9; с.51].

6) Свет и освещенность: «Alors que le soleil, surgissant à l’horizon de ce peuple de sommets glacés, de ce monde figé des neiges éternelles, jeta sur chacune des cimes géantes une clarté éclatante et blanche, les alluma comme les phares pâles qui doivent éclairer les royaumes des morts». (Когда солнце взошло над грядой покрытых вечными снегами исполинов, бросило на льдистые вершины ослепительно яркий белый свет и они зажглись, словно бледные маяки в царстве мертвых) [9; с.185].

7) Влияние пейзажа на эмоции и чувства персонажей: Подобно картинам Клода Моне, Мопассан делает акцент на взаимосвязи между фигурой и окружающей природой: «Tenez, quand je regarde cette côte-là en face, ce grand pli vert, ce peuple d’arbres qui grimpe la montagne, j’ai tout le bois dans les yeux ; il me pénètre, m’envahit, coule dans mon sang ; et il me semble aussi que je le mange, qu’il m’emplit le ventre ; je deviens un bois moi-même !» (Ну вот, смотрите, перед нами зеленая круча, широкий кряж, и по нему карабкаются в гору полчища деревьев; мои глаза вбирают этот лес, он проникает в меня, заполоняет, бежит по моим жилам, и мне даже кажется, что его ем, глотаю, сам становлюсь лесом) [9; с.126].

8) Проделанный анализ показал, что контуры и формы играют в пейзаже Мопассана второстепенную роль. Автор отдает предпочтение сложным синестетическим ощущениям. Несмотря на распространённое мнение о том, что импрессионизм не сложился как отдельное литературное направление, в произведениях Ги де Мопассаном пейзаж явно отмечен импрессионистическими чертами. Он играет важную роль и является ключом к психологии персонажей.

 

Список литературы:
1. Ревалд, Д. История импрессионизма. [Текст]/ Д.Ревалд. – М.: Государственное издательство искусство, 1959. – 503 с.
2. Гонкур, Э. де и Ж. де. Дневник. Записки о литературной жизни [пер. с фр.]/ В. Дынник. – М.: Художественная литература, 1964. – С. 489-490.
3. Maupassant G. de. Contes et nouvelles choisis. [Текст]/ Е.Евнина // Мопассан и его рассказы. – М.: Прогресс – 1974. – С. 13-19
4. Мопассан, Г. де. Полное собрание сочинений в 13 томах [Текст] / Ю. Данилин. – М.: Сретение, 1992. – Т1: С. 1-8 
5. Мопассан, Г. де. Полное собрание сочинений в 13 томах [Текст] / Г. де Мопассан // Жизнь пейзажиста. – М.: Сретение, 1992. – Т11: С. 323-328 
6. Андреев, Л.Г. Импрессионизм: Видеть, чувствовать, выражать. [Текст]/ Л.Г. Андреев. – М.: МГУ, 1980. – С.114
7. Мопассан, Г. де. Монт-Ориоль: роман, рассказы [пер. с фр.]/ Н.И. Немчинова – М.: Вече, 2017. – С. 7-331.
8. Рыбина М.С. Экфрасис в «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева [Текст]/ М.С. Рыбина // Проблемы лингвистики, методики обучения иностранным языкам и литературоведения в свете межкультурной коммуникации. Материалы международной научно-практической конференции 27-28 марта 2013 г. Ч. 1. Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. С. 165—170.
9. Victor, H. Mont-Oriol. / H.Victor Paris: Éditeur, 1887. – P. 3-523